Беседа-лекция, посвященная жизни и творчеству С.В. Рахманинова «Единый сплав любви чистейшей - пронзительная музыка души»
учебно-методический материал по музыке
Дать учащимся представления о личности С.В.Рахманинова. его едином сплаве любви к Богу, Родине и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda-lektsiya_o_tvorchestve_s.v._rahmaninove_.docx | 38.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Беседа-лекция, посвященная жизни и творчеству С.В. Рахманинова
«Единый сплав любви чистейшей - пронзительная музыка души»
Цели: Дать учащимся представления о личности С.В.Рахманинова. его едином сплаве любви к Богу, Родине и музыке.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей о уникальном человеке: пианисте, дирижёре, композиторе.
Развивающие:
Развить навыки разбора, анализа музыкальных произведений на примере произведений С.В.Рахманинова.
Развить творческие способности, внимание, усидчивость и воображение.
Воспитательные:
Воспитать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Воспитать чувства патриотизма.
Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа).
Формы работы: групповая.
На доске цитата:
«Музыка прежде всего должна быть любима;
должна идти от сердца и быть обращена к сердцу.
Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным
и нетленным искусством».
Рахманинов Сергей Васильевич
(Звучит отрывок из Симфонических танцев С.В. Рахманинова)
Учитель: Когда-то в 8 классе, я написала стихотворение, которое до сих пор прячется в уголках моей души. В этом неказистом творении я пыталась ответить себе на вопрос, что такое любовь? Задавала себе этот вопрос - и отвечала – «Это зелени новь, / Это синего неба кусочек, / Волна песен лихих, /Узел тропок лесных, / Первый хрупкий цветок огонечек. /Может это не так? /Я попала в просак? /Ведь любовь — это жизнь, /Это счастье! / И утверждала :/Нет! Любовь — это даль! /Из снежинок вуаль, / Солнца луч в день сплошного ненастья! /
Учитель: Что включает в себя любовь в моем стихотворении?
(Ответы учащихся)
Да, из моего, по -детски наивного стихотворения, понятно: что любовь для меня вместе с очарованием и радостью жизни – спасение, в самых безвыходных ситуациях. Она свет, который ведет по жизни.
Учитель: Как вы думаете, кроме любви конкретному человеку, есть ли еще какая-либо любовь? К кому или к чему?
Ответы учащихся: да, есть еще любовь к любимому занятию, Родине и людям)
Учитель: Как вы думаете, что любил С.В. Рахманинов ?
Ответы учащихся: С.В. Рахманинов любил музыку
(Звучит «Элегия» в исполнении Сергея Васильевича Рахманинова:)
Учитель: Вспомнила я свое стихотворение, когда «заболела» музыкой С.В. Рахманинова. Погружаясь в водоворот его трезвучий и аккордов, поняла, что наравне с обыкновенной любовью, такой, как вижу, я - чувством к конкретному человеку, есть еще одна, которую я бы назвала «рахманиновской». Ведь имеет же место в музыкальных кругах «рахманиновский аккорд», ритмика которого узнаваема. Значит, можно говорит и об такой категории любви, которая достигла невероятных высот в жизни и творчестве композитора. Любви, как радужного спектра уникальных эмоций к музыке, людям, Родине с ее верованиями. Это - единый сплав любви чистейшей, пронзительная музыка души.
Сейчас творчество С.В. Рахманинова под пристальным вниманием всего музыкального мира. И дело здесь не только в юбилее маэстро, но и в притягательности его творений.
«В этом сезоне Московская филармония запустила проект «Мама, я меломан», в котором публика самостоятельно выбирает лучшего музыканта. Результаты первого же голосования удивили тем, что слушательский рейтинг возглавил не Чайковский, а Рахманинов. Можно было бы списать его победу на статистическую погрешность, но в следующем голосовании он снова обошел кумира своей юности. Конечно, мерить двух гениев – даже в силе народной любви – ни к чему» [9].
Но творения С.В. Рахманинова и на самом деле уникальны. Современные музыкальные критики в один голос заявляют, что он – запоздалый гений, в музыке которого старомодность, романтичность, сентиментализм. Она доверительна, говорит с нами умно честно без условностей, в ней чувственность, человечность и душевная тонкость. Стиль совершенен. Музыкальная ткань безупречна, она дышит искренностью, которая, по мнению С.В. Рахманинова, превыше всего в искусстве [15].
И, действительно, только искренний романтик, с тонкой душевной организацией на вопрос американца г. Вальтера Коонса в декабре 1932 года: «Что такое музыка» написал удивительное стихотворение. Внимательно послушайте, чтоб потом ответить на вопросы
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь;
Сестра музыки – это поэзия, а мать ее – грусть! [3].
Учитель: что могли бы сказать, прослушав это стихотворение? Что для С.В. Рахманинова значит «музыка»?
(Ответы учащихся)
Учитель: Что можете сказать о нем, как о человеке?
(Ответы учащихся)
Учитель: Да, в том ответе автор обнажил свою душу и пригласил слушателей в мир своих творений, в которых можно насладиться запахами тихой лунной ночи, услышать шелест живых листьев, звон колоколов, почувствовать, как сердце сладко наполняется любовью ко всему живому, при том, что душа замирает и хочется плакать светлыми каплями первого весеннего дождя. Слушатель добровольно, незаметно для себя попадает «в плен» Рахманиновского стиля, «для которого характерна масштабность форм, виртуозность, динамика, мощь, рельефность, двойные ноты, октавно-аккордовые пассажи, трудные скачки, пассажи мелких нот, многозвучные аккорды и т.п.» [8].
(Звучит Прелюдию № 5 в исполнении композитора)
Учитель: Какие эмоции вызывает у вас музыка С.В. Рахманинова? Какие представления она навевает?
(Ответы учащихся)
Учитель: Да, это звуковое великолепие, словно сотни Ангельских крыльев возносят душу к небу. Звуки завораживают своей пронзительностью, касаясь тончайших струн сердца слушателей, где живут самые нежные чувства и эмоции. Все эти чувства и эмоции автор щедро черпал из своего сердца, в том он признается сам: «Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку, – это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце» [16].
Учитель: Что вы знаете о времени, в котором жил и создавал свои произведения музыкант?
(Ответы учащихся)
Учитель: Современные слушатели воспринимают музыку С.В. Рахманинова восторженно, она потрясает и завораживает их. Но, к сожалению, время, в которое жил сам С.В. Рахманинов было переломным. На романтичность и искренность наступал авангард. У того направления были другие законы и свои слушатели. Время перестало быть линейным, монолитность утратилась. Миллионы музыкальных стилей, мирно существующих друг с другом, стали терять свою значимость.
Но даже в то непростое время основная часть публики не пошла за авангардом, ей была нужна такая музыка, в которой есть живое сердце, со своим биением, взлетами и падением. Наша современная публика в большинстве своем тоже не хочет авангарда. Ей близки блаженные, чарующие звуки «Вокализа», эффектная прелюдия соль минор (опус 23, №5), второй концерт для фортепиано - романтическая драма. Да и всех шедевров не перечислишь!
(Звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова)
Учитель: Как вы думаете, чем притягателен «Вокализ?» Что чувствуете вы, когда его слушаете?
(Ответы учащихся)
Учитель: Может, притягательна публике проникновенная пронзительность, до краев наполненная любовью и человечностью, а, возможно, ответ кроется в высотах мастерства исполнения произведений. Ведь все выдающиеся музыканты, дирижеры, артисты, критики и просто обыкновенные слушатели находят в музыке С.В. Рахманинова свое, сокровенное.
Специалист-музыковед Мариинского театра, профессор Санкт-Петербургской консерватории Леонид Гаккель пишет: «В русской музыке не найти ностальгических чувств более сильных, чем у Рахманинова»; [4]. Денис Мацуев - народный артист России, лауреат Государственной премии России признается: «Рахманинов – это всегда очень родное… Мы чувствовали бы себя сиротами, если бы его не было»; [1]. Владимир Тропп, профессор Академии им. Гнесиных и Московской консерватории, вице-президент Рахманиновского общества в Москве убежден: «Рахманинов- дитя России, ее музыкальный гений, и ее музыкальный "глагол" [5].
(Звучит отрывок из Второго концерта для ф-но с оркестром висполнении Дениса Мацуева в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева)
Учитель: Что вы знаете из биографии С. В. Рахманинова об отъезде его за границу?
(Ответы учащихся)
Учитель: Для самого С.В. Рахманинова музыка была всем: его жизнью, его мечтами, его радостью и огорчениями, его вечной любовью. Да и сам маэстро утверждал, что в нем было 85 % музыканта и 15 % человека [14]. Это, возможно, и так. Но его сердце горело еще одной великой любовью, которая и мучила его и давала отраду. Эта бесконечная ностальгическая любовь к Родине, России.
Он уехал из страны вместе с семьей, не приняв революцию, но до самого последнего дня скучал о ней и не прерывал живой связи. Расставание с Родиной лишило С.В. Рахманинова душевного покоя.
Да, у великого пианиста, композитора и дирижера была добрая, ранимая душа. Он так и не смирился с потерей Родины. В сердце С.В. Рахманинова навсегда поселилась боль из-за того, что он оторван от своих корней, уехал на чужбину, оставил мать, свою любимую деревню Ивановку. Возможно, поэтому у С.В. Рахманинова нет ни одного крупного циклического произведения в мажоре, да мажорных миниатюр в три раза меньше, чем в миноре. В двадцати шести годах эмиграции рахманиновские произведения создавались почти все в миноре.
Расставание с Родиной лишило С.В. Рахманинова душевного покоя. Он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить…» [2].
Но время - хороший лекарь, и хоть душа маэстро томилась в беспокойстве, не мирясь с утратой, жизнь свою С.В. Рахманинов строил на действенных поступках во благо России.
Учитель: Слышали ли вы о благотворительной деятельности С.В. Рахманинова? Как вы думаете, почему он помогал землякам? Что это было для него самого?
(Ответы учащихся)
Учитель: Из Америки он регулярно отправлял продовольственные посылки в Москву, жертвуя на благотворительность около трети своего заработка. Существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол - Москвы от него получают деньги» [11]. Проведя заграницей четверть века, он оставался настоящим патриотом совей Родины. Говорил в семье только на русском языке, поддерживал связь с друзьями в России. Его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие − скромность, смирение, сострадание. В годы Великой Отечественной войны композитор, желая поддержать сражающуюся с врагом Родину, отдавал вырученные средства в советские посольства и консульства. Денежный сбор от одного из своих концертов Рахманинов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» [13]. До самой смерти он успел отправить в Россию сумму, которую в пересчете на сегодняшние деньги можно оценить в 300 тысяч долларов – неоценимый вклад в ту Победу.
Даже в последние месяцы жизни, тяжело больной, С.В. Рахманинов просил супругу читать ему сводки с фронтов. Узнав о победе под Сталинградом, он из последних сил прошептал: «Слава Богу!». Музыкант скончался 28 марта 1943 года в Калифорнии, был похоронен недалеко от Нью-Йорка.
Учитель: Так какая же еще любовь, кроме музыки, жила в душе С. В. Рахманинова?
(Ответы учащихся)
Да, жизнь С.В. Рахманинова - пример страстной любви к Родине. Потому ему удалось воплотить в музыке обобщенно-прекрасный образ России. Олег Вайнштейн, пианист, доцент кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова убежден: «Музыка Рахманинова неотделима от России» [6].
(Звучит романс «Весенние воды»)
Родина манила его к себе детскими воспоминаниями и особым воздухом российских полей и лесов. Когда он вспоминал свое детство, посещение монастырей и храмов с бабушкой, то сердце замирало от желания вернуться в то время, вновь испытать чувство блаженства от запаха кадил и свеч, звенящего перелива колоколов. Но прошлое не вернешь, да и к тому же в его сердце наравне с любовью к музыке, Родине жила еще одна сокровенная любовь - эта вера в Бога, в Его вездесущность.
Учитель: Кроме светской С.В. Рахманинов писал и другую музыку. Какую? Почему композитор любил церковное пение?
(Звучит фрагмент из Литургии «Иже херувимы»)
(Рассуждения учащихся)
Учитель: Такая любовь Сергея Васильевича жила и крепла, находила выход в россыпи музыкальных аккордов. Еще живя в России, С.В. Рахманинов начал работать над духовной православной музыкой. Ей, как и человеку, присуща молитвенность, смирение, милосердие и скромность. Церковная музыка с детства завораживала будущего музыканта, дирижера и композитора. Говорил он о ней серьезно и с любовью: «Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка» [7].
Учитель: Какие произведения духовной музыки вы знаете? Какие эмоции испытали, слушая ее?
(Ответы учащихся)
Учитель: Маэстро внес огромный вклад в копилку духовной музыки.
Чего стоит его «Литургия» и «Всенощное бдение!». И хотя «Литургия» считается ученическим произведением, в котором автор только оттачивал свое композиторское мастерство, успех «Всенощной» был ошеломляющим. До сих пор это величайшее по своей духовной силе произведение исполняются в концертных залах всего мира, а отрывки звучат во время богослужений в русских православных храмах: “Тебе поем”, “Богородице Дево, радуйся” [12].
(Звучит отрывок из Всенощного бдения “Богородице Дево, радуйся”)
Духовные произведения С.В. Рахманинова нашли к слушателям свою дорогу. Их совершенство говорит о силе православной веры. Это еще одна любовь С.В. Рахманинова, переложенное на тонкую музыкальную материю.
Когда мы слушаем духовную музыку композитора, начинает казаться, что она рождена где-то на небесах, и оттуда несет слушателям свет и чистоту. Туда же, в небесную высь, стремятся и звуки колоколов.
(Звучит отрывок из этюда-картина D-dur соч. 39)
Учитель: Как вы думаете, почему С.В. Рахманинов любил колокола? Почему они тревожили его душу?
(Ответы учащихся)
Тема колокольного звона проходит через все творчество Рахманинова: в симфониях, фортепианных концертах, хорах… «Кажется, что этот звон плывет над широкой среднерусской равниной», - говорил один из исследователей творчества композитора [10].
Учитель: Какая еще любовь наравне с любовью к музыке, Родине жила в сердце маэстро? Как она характеризует его как музыканта и человека?
(Ответы учащихся)
Учитель: Почему, по вашему мнению, с годами поклонников уникальной музыки С.В. Рахманинова не становится меньше, а наоборот, в разы увеличивается?
(Ответы учащихся)
Учитель: Что есть такое в музыке маэстро, что затрагивает сердце слушателей?
(Ответы учащихся)
Учитедь: Звон колоколов дорог нам. Он наш оберег от бед. Ведь Сергей Васильевич Рахманинов показал миру настоящую, непритворную любовь в разных ипостасях. Он явил миру россыпь музыкальных шедевров, которые, попадая в руки талантливых артистов, с годами не тускнеют, а, наоборот, как бриллианты под солнцем, начинают по-новому блистать. Но при всем при этом сам маэстро в жизни был прост и скромен. Вся его музыка, рожденная не на заказ, а по велению любящего сердца, является уникальным кладезем нашего музыкального искусства. И только такое сердце - единый сплав любви чистейшей, где живет пронзительная музыка души, могло вместить фантастическую любовь к музыке, колокольно-светлую к Родине и бесконечно высокую и чистую – к Богу!
Источники:
1. You Tube. (2013, апрель 4) Интервью Дениса Мацуева каналу "Вести 24" [Видео файл] Видео взято из: https://www.youtube.com/watch?v=YnSXitywFms.
2. Антология мысли Сергей Рахманинов [Электронный ресурс] URL: https://proza.ru/202 0/09/12/1548?ysclid=lou3u2k2r1362636266 /– Загл. с экрана.
3. Журнал «Музыкальная академия» №2, 1993 г. ВОСПОМИНАНИЯ...(С. Сатиной, Л. Сабанеева, Ю. Поплавского, С. Михайлова и Б. Моисеивича о Рахманинове) [Электронный ресурс] URL: http://shapkino.ru/chitalnya/346/5411-1748?ysclid=lou1skqnzr614441787/– Загл. с экрана.
4. Капелла России имени А.А. Юрлова [Электронный ресурс] URL:https://t.me/capella_yurlova/523.
5. "Мой Рахманинов". Денис Мацуев, Владимир Тропп и Владимир Овчинников - о чувстве родины знаменитого композитора [Электронный ресурс] URL: https://kino.rambler.ru/movies/50483080-moy-rahmaninov-denis-matsuev-vladimir-tropp-i-vladimir-ovchinnikov-o-chuvstve-rodiny-znamenitogo-kompozitora/?ysclid=lou3gnlqhw37195486.
6. Олег Вайнштейн: «Музыка Рахманинова неотделима от России» [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/60411.html?ysclid=lou4r61kyc900758286.
7. «О русском гении Рахманинове \ По ком звонит колокол\ сетевой миссионерско-просветительский журнал» [Электронный ресурс] URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3196.
8. Основные произведения Рахманинова. С. Рахманинов «Всенощное бдение» [Электронный ресурс] URLhttps://maratakm.ru/toys/osnovnye-proizvedeniya-rahmaninova-rahmaninov-sergei-vasilevich.html
9. Почему мы любим Рахманинова? Музыкальная жизнь [Электронный ресурс] URL: https://muzlifemagazine.ru/pochemu-my-lyubim-rakhmaninova/?ysclid=lou1ki8s5w714695316/– Загл. с экрана.
10. Православие в искусстве «Я люблю церковное пение..." Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/wall-69510717_3896?ysclid=lou5lz8j me638525699.
11. Рахманинов – певец русской души [Электронный ресурс] URL https://lerm-cbs.ru/index.php/blog/novosti-ibs/rakhmaninov-pevets-russkoj-dushi.
12. Сергей Васильевич Рахманинов. Духовная музыка. [Электронный ресурс] URL: https://m.my.mail.ru/community/variations/4CF9F466A34CB7A9.html.
13. Сергей Рахманинов: Золото в сердце. [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/127821.html?ysclid=lou48d0zi9722680464
14. Сергей Рахманинов о распорядке дня, пользе одиночества и источниках вдохновения [Электронный ресурс] URL: https://myhandbook.ru/sergej-raxmaninov/?ysclid=lou3pqdq8q669751310/– Загл. с экрана.
15. Сергей Васильевич Рахманинов. Этюды-картины ор. 39. [Электронный ресурс] URL: https://www.liveinternet.ru/users/7185862/post482702533/– Загл. с экрана.
16. С. Рахманинов – Музыка должна идти от сердца / [Электронный ресурс] // Сенар : [сайт]. — URL: https://senar.ru/articles/from_heart/?ysclid=lov84vdyke395546454
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора
Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца" представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...
Жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова
Лекция для иностранных туристов...
Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Лермонтова « Душа уставшая моя» (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция...
Жизнь и творчество С. В. Рахманинова в Ивановке
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.В. РАХМАНИНОВА В ИВАНОВКЕ.(ПРОЕКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) Авторпреподаватель специального фортепиано О.М. Данилевскаяи группа учащихся класса фортепианного исполнения...
«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографи...
План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»
План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...
методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"
В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и творчеством русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....