План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»
презентация к уроку (11 класс) на тему

Абибуллаева Венера Азизовна

План-конспект урока по литературе в 11 классе

 Учитель : Абибуллаева Венера Азизовна

Тема: Марина Цветаева : жизнь и творчество

                                            «Требование веры и просьба о любви»

«Я обращаюсь с требованием веры

и с просьбой о любви»

М. Цветаева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_m._tsvetaeva.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе в 11 классе

 Учитель : Абибуллаева Венера Азизовна

Тема: Марина Цветаева : жизнь и творчество

                                            «Требование веры и просьба о любви»

«Я обращаюсь с требованием веры

и с просьбой о любви»

М. Цветаева.

Цели урока:

Обучающие : познакомить учащихся с трагическими страницами жизни и творчества М.                    Цветаевой , выявить причину трагизма ее жизни.

Развивающие : развить познавательные способности учащихся, коммуникативные и        информационные компетентности ;

Раскрывать  творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

                               воспитывать чувство патриотизма и гордости за великую русскую                                

                               литературу.

Литература:

1. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007.
2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997.
3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2.
4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3.
5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6.

6. Марина Цветаева. Просто - сердце...
Домашняя библиотека поэзии.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.
7. Интернет-ресурсы
 http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна
http:/ /www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html
http:/ /tsvetayevs.org/

 Используемое оборудование:

1.Компьютер

2.Проектор

3.Экран

Электронная презентация

Урок в 11 классе по теме : «Марина Цветаева: жизнь и творчество»

                                        «Требование веры и  просьба о любви»

Учитель: Сегодня мы подводим итоги в изучении творчества поэтессы Марины Цветаевой. Вы знаете, что жизнь ее трагически оборвалась в 1941 году .Что послужило причиной такого печального события , что привело ее к этому?

Учащиеся :

  1. Ее особое мироощущение , разъединенность с людьми.
  2. Трагические события в жизни , связанные с арестом мужа и дочери.
  3. Непонимание читателями ее творчества.

Учитель: Сформируем цель урока .В чем причина трагического конца М. Цветаевой?

 Задание первое для двух групп.

Учитель: Попытайтесь каждый со своей группой воссоздать портрет М. Цветаевой- какой вы ее себе представляете ?

 ( В течении 5-7 минут учащиеся работают в группах : анализируют собранные материалы, перечитывают сделанные дома заметки).

Потом читаются стихи , которые можно воспринять как автопортрет М. Цветаевой.

Читают две ученицы. На экране портрет молодой М. Цветаевой.

Картинки по запросу портрет цветаевой

Видеоролик с песней  «Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали» в исполнении А.Пугачевой

www.youtube.com/watch?v=tDe1iZ4pTNA

Учитель: есть еще портрет, где Марине Ивановне около 48 лет, возраст средний. Но она уже старая, измученная женщина с усталым отрешенным взглядом. Лицо изрезано морщинами , следами трагической жизни. Да , в жизни и на портретах она не была никогда эффектной. Это пример духовного богатства , проявившегося в творчестве, при скромной, неброской внешности. На экране портрет Цветаевой в последний год жизни.

Учащаяся из 2-ой группы: читает воспоминания Ариадны Эфрон, дочери М.И. Цветаевой:

  Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны — без резкости — движения. Она смиряла и замедляла их на людях, когда чувствовала, что на нее смотрят или, более того, разглядывают. Тогда жесты ее становились настороженно скупы, однако никогда не скованны.
 
      Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».
 
      Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
 
      Черты лица и контуры его были точны и четки; никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером, не пройденного резцом, не отшлифованного: нос, тонкий у переносицы, переходил в небольшую горбинку и заканчивался не заостренно, а укороченно, гладкой площадочкой, от которой крыльями расходились подвижные ноздри; казавшийся мягким рот был строго ограничен невидимой линией. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови.Казавшееся завершенным до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода.Но мало кто умел читать в нем.
 Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее отца) и обручальное кольцо — никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое целое. Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.
 
      Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.
 
      Была блестящим рассказчиком.
  Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.
 Читала темпераментно, смыслово, без поэтических «подвываний», никогда не опуская (упуская!) концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в ее исполнении.
 Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту стихи?»
 Всю жизнь была велика — и неудовлетворена — ее потребность в читателях, слушателях, в быстром и непосредственном отклике на написанное.
 
       
      
Учащиеся из первой группы: Итак, цель нашего урока – ответить на вопрос : в чем трагизм жизни М. Цветаевой? Чем вызвано ее самоубийство?

Краткая биографическая справка.

Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.

Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии.
В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др.

В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж.
Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928).

Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.

На экране видеоролик с песней «Молитва» в исполнении Т. Гвердицители

www.youtube.com/watch?v=9wb1KvJPC44

Учащаяся первой группы: Мы выделили три основных мотива ставшие причиной гибели поэтессы:

- трагическая разъединенность с миром и людьми;

- жажда любви, безмерной, бездумной;

-сдача себя смерти ( уже в молодости предчувствие развязки в общении с миром).

Учащиеся второй группы: Жизнь Марины Цветаевой –это жизнь с распахнутым сердцем:

Она «безмерна» во всем : в любви, в счастье , в одиночестве, несчастье.

Звучит стихотворении  «Мне нравится» в исполнении А.Фрейндлих

www.youtube.com/watch?v=YD2Hxu0mS6I

В стихах о любви часто звучит мотив несостоявшегося счастья , жажда счастья , боль неразделенной любви.

Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»(читает учащаяся)

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать",- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!

Учащиеся : Она была безмерно одинока .Арест мужа и дочери подкосил Марину Ивановну…

1932 — 1935

Ушел - не ем:

Пуст - хлеба вкус.

 Всё - мел.

За чем ни потянусь. ...

Мне хлебом был,

И снегом был.

И снег не бел,

И хлеб не мил.

23 января 1940

Учитель: Итак, делаем вывод: в чем причина трагедии поэта?

Учащаяся : В разъединенности с миром, в непризнании читателем . Трагические страницы истории исковеркали жизнь талантливую и духовно неповторимую. Поражает неучастие и равнодушие людей  к судьбе Цветаевой. Словно раненая птица , она не жила, а билась за жизнь.

Марина Цветаева - О, черная гора, затмившая весь свет! Видеоролик. www.youtube.com/watch?v=G3vnUj_Pi2g

Учитель: Творчество Цветаевой оценено сегодня. Стихи ее поражают читателей проникновенностью , оттенками чувств и мыслей, возвышенностью , осознанием трагичности и неизбежности бытия.

Учащаяся:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

На дом: Написать мини-сочинение  «Просьба о любви»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Спорт в нашей жизни".

Урк ориентирован на новые образовательные стандарты: использование современных технологий, ИКТ (экран, проектор, показ слайдов, аудиозапись, учебная компьютерная программа).Применялся проблемно-поиско...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Марина Цветаева. Жизнь и творчество"

Презентация поможет ученикам узнать не только факты биографии М.Цветаевой, но и познакомиться с  тем , что волновало её в различных ситуациях в разные периоды жизни.В презентации выделены периоды...

Урок по литературе в 11кл. Марина Цветаева. Судьба и творчество

Цели урока: Образовательные: • познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; • закрепить умение работать с художественной и критическ...