План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»
презентация к уроку (11 класс) на тему
План-конспект урока по литературе в 11 классе
Учитель : Абибуллаева Венера Азизовна
Тема: Марина Цветаева : жизнь и творчество
«Требование веры и просьба о любви»
«Я обращаюсь с требованием веры
и с просьбой о любви»
М. Цветаева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_m._tsvetaeva.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе в 11 классе
Учитель : Абибуллаева Венера Азизовна
Тема: Марина Цветаева : жизнь и творчество
«Требование веры и просьба о любви»
«Я обращаюсь с требованием веры
и с просьбой о любви»
М. Цветаева.
Цели урока:
Обучающие : познакомить учащихся с трагическими страницами жизни и творчества М. Цветаевой , выявить причину трагизма ее жизни.
Развивающие : развить познавательные способности учащихся, коммуникативные и информационные компетентности ;
Раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за великую русскую
литературу.
Литература:
1. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007.
2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997.
3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2.
4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3.
5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6.
6. Марина Цветаева. Просто - сердце...
Домашняя библиотека поэзии.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.
7. Интернет-ресурсы
http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна
http:/ /www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html
http:/ /tsvetayevs.org/
Используемое оборудование:
1.Компьютер
2.Проектор
3.Экран
Электронная презентация
Урок в 11 классе по теме : «Марина Цветаева: жизнь и творчество»
«Требование веры и просьба о любви»
Учитель: Сегодня мы подводим итоги в изучении творчества поэтессы Марины Цветаевой. Вы знаете, что жизнь ее трагически оборвалась в 1941 году .Что послужило причиной такого печального события , что привело ее к этому?
Учащиеся :
- Ее особое мироощущение , разъединенность с людьми.
- Трагические события в жизни , связанные с арестом мужа и дочери.
- Непонимание читателями ее творчества.
Учитель: Сформируем цель урока .В чем причина трагического конца М. Цветаевой?
Задание первое для двух групп.
Учитель: Попытайтесь каждый со своей группой воссоздать портрет М. Цветаевой- какой вы ее себе представляете ?
( В течении 5-7 минут учащиеся работают в группах : анализируют собранные материалы, перечитывают сделанные дома заметки).
Потом читаются стихи , которые можно воспринять как автопортрет М. Цветаевой.
Читают две ученицы. На экране портрет молодой М. Цветаевой.
Видеоролик с песней «Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали» в исполнении А.Пугачевой
www.youtube.com/watch?v=tDe1iZ4pTNA
Учитель: есть еще портрет, где Марине Ивановне около 48 лет, возраст средний. Но она уже старая, измученная женщина с усталым отрешенным взглядом. Лицо изрезано морщинами , следами трагической жизни. Да , в жизни и на портретах она не была никогда эффектной. Это пример духовного богатства , проявившегося в творчестве, при скромной, неброской внешности. На экране портрет Цветаевой в последний год жизни.
Учащаяся из 2-ой группы: читает воспоминания Ариадны Эфрон, дочери М.И. Цветаевой:
Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны — без резкости — движения. Она смиряла и замедляла их на людях, когда чувствовала, что на нее смотрят или, более того, разглядывают. Тогда жесты ее становились настороженно скупы, однако никогда не скованны.
Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».
Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
Черты лица и контуры его были точны и четки; никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером, не пройденного резцом, не отшлифованного: нос, тонкий у переносицы, переходил в небольшую горбинку и заканчивался не заостренно, а укороченно, гладкой площадочкой, от которой крыльями расходились подвижные ноздри; казавшийся мягким рот был строго ограничен невидимой линией. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови.Казавшееся завершенным до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода.Но мало кто умел читать в нем.
Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее отца) и обручальное кольцо — никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое целое. Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.
Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.
Была блестящим рассказчиком.
Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.
Читала темпераментно, смыслово, без поэтических «подвываний», никогда не опуская (упуская!) концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в ее исполнении.
Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту стихи?»
Всю жизнь была велика — и неудовлетворена — ее потребность в читателях, слушателях, в быстром и непосредственном отклике на написанное.
Учащиеся из первой группы: Итак, цель нашего урока – ответить на вопрос : в чем трагизм жизни М. Цветаевой? Чем вызвано ее самоубийство?
Краткая биографическая справка.
Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.
Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии.
В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др.
В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж.
Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928).
Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.
На экране видеоролик с песней «Молитва» в исполнении Т. Гвердицители
www.youtube.com/watch?v=9wb1KvJPC44
Учащаяся первой группы: Мы выделили три основных мотива ставшие причиной гибели поэтессы:
- трагическая разъединенность с миром и людьми;
- жажда любви, безмерной, бездумной;
-сдача себя смерти ( уже в молодости предчувствие развязки в общении с миром).
Учащиеся второй группы: Жизнь Марины Цветаевой –это жизнь с распахнутым сердцем:
Она «безмерна» во всем : в любви, в счастье , в одиночестве, несчастье.
Звучит стихотворении «Мне нравится» в исполнении А.Фрейндлих
www.youtube.com/watch?v=YD2Hxu0mS6I
В стихах о любви часто звучит мотив несостоявшегося счастья , жажда счастья , боль неразделенной любви.
Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»(читает учащаяся)
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать",- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Учащиеся : Она была безмерно одинока .Арест мужа и дочери подкосил Марину Ивановну…
1932 — 1935
Ушел - не ем:
Пуст - хлеба вкус.
Всё - мел.
За чем ни потянусь. ...
Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.
23 января 1940
Учитель: Итак, делаем вывод: в чем причина трагедии поэта?
Учащаяся : В разъединенности с миром, в непризнании читателем . Трагические страницы истории исковеркали жизнь талантливую и духовно неповторимую. Поражает неучастие и равнодушие людей к судьбе Цветаевой. Словно раненая птица , она не жила, а билась за жизнь.
Марина Цветаева - О, черная гора, затмившая весь свет! Видеоролик. www.youtube.com/watch?v=G3vnUj_Pi2g
Учитель: Творчество Цветаевой оценено сегодня. Стихи ее поражают читателей проникновенностью , оттенками чувств и мыслей, возвышенностью , осознанием трагичности и неизбежности бытия.
Учащаяся:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
На дом: Написать мини-сочинение «Просьба о любви»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Спорт в нашей жизни".
Урк ориентирован на новые образовательные стандарты: использование современных технологий, ИКТ (экран, проектор, показ слайдов, аудиозапись, учебная компьютерная программа).Применялся проблемно-поиско...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Марина Цветаева. Жизнь и творчество"
Презентация поможет ученикам узнать не только факты биографии М.Цветаевой, но и познакомиться с тем , что волновало её в различных ситуациях в разные периоды жизни.В презентации выделены периоды...
Урок по литературе в 11кл. Марина Цветаева. Судьба и творчество
Цели урока: Образовательные: • познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; • закрепить умение работать с художественной и критическ...