Жизнь и творчество С. В. Рахманинова в Ивановке
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.В. РАХМАНИНОВА В ИВАНОВКЕ.
(ПРОЕКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Автор
преподаватель специального фортепиано О.М. Данилевская
и группа учащихся класса фортепианного исполнения
Проект «Жизнь и творчество С. В. Рахманинова в Ивановке» создан группой учащихся в классе фортепианного исполнительства. Участники проекта учатся в разных классах, но всех их объединила любовь к музыке великого русского композитора С. В. Рахманинова.
Юных музыкантов привлекла возможность:
- исполнить произведения Рахманинова,
- почувствовать необыкновенную пластичность его музыки,
-оценить её национальную русскую сущность, её красоту и гармоничность.
Проект позволил расширить и углубить знания учащихся о русской культуре конца XIX начала XX века, узнать о деятельности Рахманинова – пианиста и дирижёра, о его восприятии русской земли и природы.
В структуру проекта органично вошло исполнение учащимися фортепианных сочинений композитора.
Проект был реализован в форме конференции – концерта и представлен на родительском собрании.
Содержание проекта
Моя музыка – русская
С. В. Рахманинов.
Первый выступающий:
Ивановка, дорогой сердцу каждого музыканта уголок земли русской, тесными узами связан с жизнью и творчеством С.В.Рахманинова – великого композитора, пианиста и дирижёра
В период с 1890 по 1917 год каждую весну, лето, Рахманинов жил в Ивановке, имении родственников Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии.
Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «Ивановка - старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось»
Это, казалось бы, ничем не примечательное степное селение средней полосы России сначала не понравилось Рахманинову, с детства привыкшему к живописным красотам севера (Новгородская земля была колыбелью композитора), но годы спустя имение стало любимым местопребыванием и лучшей творческой лабораторией Сергея Васильевича. Об этом говорят многие строки писем Рахманинова и воспоминаний о нем.
Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует. …Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь... Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря — там не было. Имение это было степное, а степь — это то же море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса и т.д., от горизонта до горизонта. Часто хвалят морской воздух, но, если бы вы знали, насколько лучше степной воздух с его ароматом земли и всего растущего... Был в этом имении большой парк, насаженный руками, в мое время уже пятидесятилетний. Были большие фруктовые сады и большое озеро».
Ивановка была для С.В. Рахманинова частицей великой родины, воспитавшей его как человека и музыканта.
Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя... Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская».
Второй выступающий:
В Ивановке, в уединении и тишине, Сергей Васильевича мог по-настоящему сосредоточиться, глубоко разобраться в своих переживаниях, тщательно обдумать каждую мысль. Там он мог работать спокойно и обстоятельно. В Ивановке он освобождался от той напряженности, к которой обязывала его артистическая и композиторская жизнь в столице.
Из воспоминаний жены Рахманинова: «В минуты творческого вдохновения он становился сосредоточенным и задумчивым, как бы отсутствующим. Тогда он сторонился всех, запирался у себя в комнате или уходил на любимую Красную аллею. Можно было издали видеть его высокую фигуру в русской рубашке-косоворотке. Он шел, опустив голову, барабанил пальцами по груди и что-то подпевал. Нечего говорить, что в такие минуты мы старались не попадаться навстречу, чтобы не помешать его мыслям»
В Ивановке Сергей Васильевич много занимается на рояле, сочиняет, делает переложения, часто возвращается к уже написанному, дорабатывает, исправляет, ищет нужный вариант.
В эту счастливую пору своей жизни Рахманинов создает много замечательные вокальных и фортепианных произведений: романсы «Здесь хорошо» и «Сирень», «Мелодия». Им близки сборники фортепианных прелюдий, объединённые композитором в соч.23 и 32, «Музыкальные моменты». В них ярко выражена глубокая связь с национальными музыкальными истоками (народная песенность, колокольность, древнерусское хоровое пение), а также столь присущее Рахманинову изумительно поэтическое и одухотворенное чувство родной природы, - «образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и «говор» и тишина лесов и полей».
В исполнении учащихся звучат:
«Мелодия», соч.3
«Музыкальный момент» си-минор
Прелюдия до диез-минор, соч.3
Третий выступающий:
Каждый период, прожитый в Ивановке, был насыщен работой и приносил богатые плоды. Здесь, в Ивановке, он работал не только над фортепианными миниатюрами, но и над жанром концерта для фортепиано с оркестром.
Летом 1890 года была написана первая часть Первого фортепианного концерта, а следующим летом окончен весь концерт. В одном из своих «ивановских» писем 1891 года автор пишет: «Написал и инструментовал последние две части в два с половиной дня. Можете себе представить, какая была работа!.. Концертом я доволен».
Прослушивается фрагмент I части.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из творческого кризиса, вызванного неудачной премьерой Первой симфонии. Концерт стал одним из самых популярных произведений композитора. Эта фортепианно-симфоническая композиция из 3-х частей. Это музыка о России, о русской душе, о русских просторах.
В исполнении учащегося и преподавателя звучит II часть концерта.
Летом 1909 года Рахманинов написал Третий концерт для фортепиано с оркестром. Смысловым центром концерта стала главная тема I части, имеющая тонкие связи с древнерусской музыкальной культурой. Эта тема может быть определена как тема раздумий о России .
Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют ...».
Прослушивается фрагмент I части
Четвёртый выступающий:
Рахманинов известен не только как композитор и пианист, но и как выдающийся дирижёр. Именно в Ивановке проходила подготовительная работа Рахманинова — дирижера над партитурами русских опер, которыми он на протяжении двух лет дирижировал в Большом театре. Как дирижер он пропагандировал русское национальное искусства и в России .и за границей, знакомил русскую публику с зарубежной музыкой.
Живя в Ивановке, С.В. Рахманинов вел большую общественную работу: вел переговоры о выступлениях в России и за рубежом, решал вопросы издания своих сочинений и сочинений других русских композиторов, переписывался со своими коллегами, обсуждал вопросы музыкальной педагогики.
Так, маленькая деревня Ивановка, затерявшаяся в степных далях, была тогда одним из замечательных очагов русской музыкальной жизни.
В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он с увлечением занимался сельскохозяйственной деятельностью.
Из воспоминаний Е.Ю.Жуковской (друг семьи): «Он (Рахманинов) решил коренным образом перестроить все хозяйство, внести разные улучшения, чтобы все у него было «по последнему слову науки и техники». В этих планах многое, вероятно, было нереально, неисполнимо и относилось больше к области мечтаний».
Главным же стимулом этих увлечений была страстная любовь Рахманинова к природе, к земле Ивановки, которая была для него частицей России, дорогой ему Родины.
Из воспоминаний племянницы композитора З.А.Прибытковой: «Деревню, простую русскую природу Рахманинов нежно любил, сам был кусочком этой русской природы и, пожалуй, внутри был больше деревенским человеком, чем городским»
Сергей Васильевич любил лошадей и верховую езду, прогулки на моторной лодке. Любимым отдыхом стала для него езда на автомобиле, приобретенном еще в 1912 году. Рахманинов научился управлять им и охотно пускался в довольно дальние поездки.
Из письма С.В. Рахманинов: «Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса».
Пятый выступающий:
Рахманинов часто выезжал за границу на отдых или с концертами, но всегда радовался возвращению домой. Не один раз в письмах Сергея Васильевича встречаются подобные признания: «... Уезжаю отсюда (не хочу скрывать) с большим удовольствием. Мне скучно без русских и России...»
В 1917 году Рахманинов с семьёй уезжает за границу, с начала в Швейцарию, а затем – в Америку. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что дорогая Ивановка навсегда осталась в его сердце.
Объясняя причину своего творческого молчания как композитора после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что уехав из России, он потерял самого себя… «У музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить»
До конца дней в его мыслях жила родина. До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о «своей родной» Ивановке и мысленно стремился туда. Даже живя в Швейцарии и строя там имение, Сергей Васильевич хотел придать природе сходство с русской Ивановкой.
Один из его друзей воспоминал: «Зеленая лужайка перед домом, песчаные дорожки, ведущие вглубь парка, где был большой пруд, - все это походило на старинную русскую усадьбу».
Рахманинову не суждено было вернуться на Родину. Он умер в Нью -Йорке в 1943 году, но все годы, которые он провёл на чужбине были наполнены воспоминаниями о России и родной Ивановке.
Заключение
Звучит отрывок из Фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинова.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Рахманинова
Презентация рассказывает о жизн и творчестве замечательного русского композитора С.В.Рахманинова...
Конспект урока по теме "Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова"
Материал конспекта урока по музыке может быть использован как основной или вспомогательный по программе Музыка 7 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, ...
Жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова
Лекция для иностранных туристов...
Жизнь и творчество Сергея Рахманинова
Презентация о русском композиторе С.В,Рахманинове...
Интерактивный тест "Знаешь ли ты творчество С.В.РахманиновА"
Интерактивный тест «Знаешь ли ты творчество С.В.Рахманинова» по музыке создан в программе Microsoft Office Power Point» (шаблон А.Н.комаровского) для обучающихся 7 класса. Ресурс даст возможность учит...
методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"
В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и творчеством русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....
Беседа-лекция, посвященная жизни и творчеству С.В. Рахманинова «Единый сплав любви чистейшей - пронзительная музыка души»
Дать учащимся представления о личности С.В.Рахманинова. его едином сплаве любви к Богу, Родине и музыке....