Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Лермонтова « Душа уставшая моя» (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
классный час по литературе (8 класс) по теме

Литературно-музыкальная композиция 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_3.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Лермонтова « Душа уставшая моя» (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)

 

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа уставшая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия…

      Макунини     М.Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 (по новому стилю с 14 нао 15) октября в Москве. Его отец, Юрий Петрович Лермонтов был небогатым и неродовитым армейским капитаном, притом человеком светским и красавцем.  Мать,  Мария Михайловна. урожденная  Арсеньева, была единственной наследницей значительного состояния, которым владела ее мать, бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтову было 2 с небольшим года, когда Мария Михайловна, скончалась от чахотки. Сразу же после смерти дочери бабушка взяла внука к себе: отец должен был устраниться от воспитания сына, в противном случае бабушка лишила его наследства. Овдовев отец уехал в свое маленькое имение под Тулой, сына навещал изредка. Так и рос Лермонтов круглым сиротой при живом отце и великим баловнем бабушки, не чаявшей в нем души.

Ромашков . Детство Михаила Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете.

Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

Жозеф В детстве Лермонтов часто болел. Три раза бабушка возила его на Кавказ, в Горячеводск, как называли нынешний Пятигорск. Ездили на своих лошадях через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Все в этом крае было для Лермонтова  необыкновенно и ново. Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему, когда начал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям:

Тебе, Кавказ, -суровый царь земли-

Я снова посвящаю стих небрежный:

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

Маша . Бабушка с тревогой приглядывается к внуку: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?!

Ксения . Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему!

Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.

Маша . «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Щекин . Вот так: все или ничего! Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ?

Оскорблен был и унижен отец этим завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.

Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.

Он все реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество.

Много читает. Он без конца перечитывал «Кавказского пленника» Пушкина. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы.

Но, глядя на страницы переписанных поэм, он видел уже за ними свои… свое… И он начал писать.!.. Тоска по матери… Вьюга, разыгравшаяся за окном… осень…Все разом просилось в стихи. … Все это пылало в его груди и заставляло набрасывать на листах бумаги пробные строфы, зачеркивать. Несколько первых листов он порвал и сжег на свече. Но дальше стал все черновики складывать в ящик.

 Дудченко  Ученик-«Лермонтов».

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова возвращусь.

Козыренко  Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества. Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе.

 Патрикеев Московский университетский пансион сохранял с прежних времен литературное направление. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.

В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

Захарчук  (на фоне мелодии). В день последнего экзамена Миша приехал домой очень радостный. Окончен четвертый класс. Он промчался так стремительно, что Мише казалось - он взял его приступом, с ходу, с маршу.

Дудченко Ученик-«Лермонтов».

 И дальше бы так… Жизнь-то ведь коротка… Остались еще 5 и 6 классы. А дальше что? Может учение в университетах Берлина, Парижа… Или – офицерский мундир и подвиги на Кавказе… Но в любом случае – слава Поэта.

Грабылина Света  (рассказывая, подходит к Лермонтову, ставит на стол свечи в подсвечнике, берет в руки тетрадь и листает ее)

Дома его ждал отец. После праздничного ужина Юрий Петрович и Миша покинули гостей, так как им нужно было побыть вместе.

Разговор шел тихий и ровный. Потом в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:

- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.

Алена Козыр (девочка набрасывает на плечи черный платок)

Первые дни октября 1831 года были не явью, а бредом. Лермонтову казалось, что он тяжело болен и видит все во сне.

Отец скончался! И вот дом в Кропотово, вот осиротевшие тетки, одетые в черное. Завешанные зеркала. Портрет матери, к которому он припал с судорожным рыданием, бедный сирота!

И вот он стоит у свеженасыпанного холмика без шапки, ветер сваливает волосы на сухие глаза (нет слез!) Ах, если бы слезы! Сон, ночной кошмар. Как часто жизнь бывает похожа на кошмар. А это была правда. Они соединились. А он, их сын, должен еще идти земными путями…

 Дудченко

Моя мать – злая кручина,

Отцом же была мне судьбина,

Мои братья, хоть люди,

Не хотят к моей груди прижаться;

Им стыдно со мною,

С бедным сиротою,

Обняться… 

 Сережа Граб Университет Лермонтову закончить не удалось. Весной 1832 года ему предложено было уйти из университета - начальству не нравился студент Лерм, его  мятежный дух, острый язык.

Лерм.решил поступить в Петербургск  университет. Очень не хотелось уезжать из Москвы. Он любил Москву, с ней было связано много детских, юношеских воспоминаний, и веселых и грубых, здесь оставались друзья, милая Варенька Лопухина, в которую он бы л влюблен. К концу лета 1832 г Лерм с бабушкой были в Петербурге. Настроение у него было тревожное. И это состояние души он выразил в стихотв «Парус»

Гейс «Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. 
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? 

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит! 

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: 
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Коля Патрик В Петербургский университет Лерм не приняли, ему не зачли 2 года, которые он проучился в Москве. Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в школе противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет.

Дудченко «До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».

Гейс

Гусар! Ты весел и беспечен,

Надев свой красный доломан.

Но знай – покой души не вечен,

И счастье на земле – туман!

…Пускай судьба тебя голубит,

И страсть безумная смешит;

Но и тебя никто не любит,

Никто тобой не дорожит.

Гусар! Ужель душа не слышит

В тебе желания любви?

Скажи мне, где твой ангел дышит?

Где очи милые твои?

Молчишь – и ум твой безнадежней,

Когда полнее твой бокал!

Гейс  В 1834 году М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Лейб-гвардии гусарского полка. Елизавета Алексеевна заранее заказала для него  у лучшего портного вицмундир, и гусарскую, с белым султаном шляпу и щегольскую шинель с бобровым воротником, но новоиспечённый гусар не дл милой бабушке налюбоваться на него в новой гусарской форме: кинулся на свой первый петербургский бал.

  1. Вальс Козырева А. Шкода Д.

Шумилин  Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года

- До 1837 года о том, что Лермонтов поэт, знали только близкие друзья.  В январе 1837 года скончался А.С.Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта».

Кочетов Даня

Погиб поэт! – невольник чести.

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

 И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

 Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?

 Что ж? Веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок

. . Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов

Артем Барышев - Это стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами.

Почти непрерывно он принимал участие в войне. Лермонтов простудился: в Ставрополе он был направлен в военный госпиталь. Все лето он лечился на кавказских минеральных водах в Пятигорске.  Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах. Он полюбил страну гор и ее величественную природу.

Кочетов  Лермонтов очень много писал и рисовал.  Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «горные вершины» Тогда же появилась и поэма «Мцыри». ( Учитель показывает рисунки Лермонтова с видом Кавказа). Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри».

 

Читается отрывок из поэмы.

 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры…

  Никита Руб Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе.

Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом В апреле 1840 года Лерм приговорен ко второй ссылке на Кавказ.

 В последней вечер перед отъездом друзья собрались, чтобы проститься с ним. Все были взволнованы и опечалены. Лерм стоял у окна, смотрел на весеннее петербургское небо и прочел новое стихотв «Тучи»

Жозеф

- Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною,

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

 Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные,

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания 

                Алена В 1840 году  поднимается центральная для творчества Лермонтова тема                    одиночества. Лирический герой говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту.

Канаров Новая ссылка на Кавказ оказалась последней. На Кавказе 15 июля в 1841 году состоялась дуэль с товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. На этой дуэли был убит Лермонтов.

Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

Гейс - Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Вася . Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

Алена Козыр (на фоне печальной мелодии). В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

В его записной книжке остались тревожные и печальные стих Дубок, Утес, Выхожу один я на дорогу.

Макунина . Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, - дядька Андрей Иванович Соколов.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…

Козырева Елизавета Алексеевна Арсеньева ?

Внука своего пережила…

И четыре долгих года

Тень его

Душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был

И преуспевал.

Только Бог не оказал ей милость

И молитв ее не услыхал.

И она на Бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа ее над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»

Во гробу свинцовом, во тяжелом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим селам

Он катился черною слезой.

И откуда ей достало силы –

Выйти за порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать…»

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.

 (А.Дементьев)

Сапожников  (на фоне мелодии). Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись:

«Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

 Наташа Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это

 Цветкова Отрывок из стихотворения «Ангел».

 По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству М.Цветаевой.

К 115-летию  со  дня рождения Марины Цветаевой. Литературная гостиная....

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Михаила Лермонтова.

Внеклассное мероприяте по литературе, посвящённое 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова....

Сценарий «Литературного кафе», посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю. Лермонтова.Задачи:  системати...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"

Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству  поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчествуСергея Александровича Есенина...