Открытый урок музыки в 5 классе. "Застывшая музыка".
методическая разработка по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки 5 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Тема | Раздел: «Музыка и изобразительное искусство» Тема: «Застывшая музыка» |
Цель | раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры |
Задачи: Планируемый результат | образовательные: определение элементов выразительности музыки и архитектуры, поиск черт их сходства и различия; рассмотрение способов воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке; подведение к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции развивающие: развитие способности наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека воспитывающие: формирование эмоционально-нравственное отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества; патриотическое воспитание учащихся, толерантное отношение к различному вероисповеданию Планируемые результаты: Предметные: интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, умение находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания произведений, закреплять понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла». Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать. Метапредметные универсальные учебные действия: Познавательные: уметь извлекать информацию, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать. Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности, совершенствовать вокально-хоровые навыки. Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга. |
Тип урока | изучение и первичное закрепление новых знаний |
Методы и приемы организации учебной деятельности | - проблемно – поисковый, наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование - «мозговой штурм», ролевая игра, работа в группах; - поиск выразительных средств исполнения; - вокально-хоровая работа, беседа |
Основные понятия | музыка, ИЗО |
Межпредметные связи | ИЗО, литература, история. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | ноутбук, фор – но, учебник. Презентация. «Григорианский хорал», «Органная фуга» соль минор И.С. Бах, «Богородице Дева, радуйся» С.Рахманинов |
Организация пространства | фронтальная работа, групповая |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | планируемый результат |
1. Организационно – мотивационный. 2 мин. Задача: Включить учащихся в учебную деятельность. | Вход в класс. Музыкальное приветствие.
| Коллективно исполняют музыкальное приветствие | Личностные: самоопределение, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Познавательные: построение речевого высказывания Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками | Дети организованы на проведение урока музыки
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 3 мин. Задача: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. | Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки) Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?..... Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - архитектура. | ответы детей
Если дети затрудняются ответить, то им предлагаю, послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку? | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат |
3. Постановка темы и цели урока построение проекта выхода из затруднения. 2 мин. Задачи: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | Давайте, тогда попробуем определить тему урока. Ваше предположения, ваше мнение. Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? Посмотрите, на слайде изображены два храма. Какие эти храмы? А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? Почему? Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? | Дети выдвигают предположение на вопрос: а зачем архитектору музыка? Определяют тему урока.
Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой Средства музыкальной выразительности мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, умение выдвигать предположения и формулировать тему урока. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. умение оформлять свои мысли в устной речи; Регулятивные: формировать мнение в устной речи, целеполагание Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Дети определяют тему урока и с помощью учителя ее формулируют |
4. Открытие и усвоение нового знания. 12 мин. Задача: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. Слушание «Григорианский хорал» Слушание «Органная фуга» соль минор И.С. Бах Слушание «Богородице Дева, радуйся» С.Рахманинов | Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование, проверим с помощью средств музыкальной выразительности – 3 группы (исследовательский метод) Элементы музыкальной речи будем «переводить” на язык архитектуры. Необходимо, используя карточки из красных конвертов, сопоставить, найти и привести в соответствие родственные средства выразительности между музыкой и архитектурой (прием «мозговой штурм»), Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности; Ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого; Регистр, какой бывает регистр? – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий; Динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки; Форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно. Слушаем музыку, опишите свои чувства (звучит «Григорианский хорал») Как звучит музыка? Что помогало музыке так звучать? Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? (рассказ об интерьере храма, об органе, композиторе И.С. Бахе) Слушание «Органной фуги» соль минор. Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему? Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган. Слайд. Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа? Слайд И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки . Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития, это как? Можно сказать, сплетения равноправных мелодий? Что происходило с мелодиями? Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла тема разговора, и что с ней происходило дальше? Предлагает послушать ещё одно музыкальное произведении определить в каком храме может звучать эта музыка? Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? Слушание «Богородице Дева, радуйся» С.Рахманинова | Ответы детей. Высказывают мнения, что можно сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности. Называют их. Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий. Работают в 3-х группах (музыканты, архитекторы, эксперты) работают с учебником: (поиск информации в учебнике, стр. 128), озвучивают ответ
Дети слушают музыку, совместное сопереживание и сочувствие, высказывают мнения отмечают черты католического храма и музыки
Сосредоточенность, покой, равновесие, слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания, инструмент – орган. Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила И.С.Бах Дети слушают музыку, высказывают мнения, отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella) | Познавательные: анализ, синтез, сравнение; формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: осознание ответственности за общее дело, формирование личностных качеств (сочувствия, понимания, уважения к иной вере) Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение работать в команде; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений. Регулятивные: ориентироваться в ситуации; формировать мнение в устной речи Предметные: определять элементы выразительности музыки и архитектуры, находить черты их сходства и различия, рассматривать способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке, иметь понятие синтеза искусств, закрепление понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла», познакомятся с творчеством знаменитых композиторов (Бах, Рахманинов, Чайковский). | Дети смогут сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности. Будут знать особенности архитектуры и музыки католического и православного храмов.
Дети проявляют готовность к освоению новых знаний, также с помощью учителя смогут разобрать музыкальное произведение и сравнить музыку разных композиторов. |
5. Динамическая пауза. 2 мин. Задача: релаксация | Представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты. (музыка П. Чайковского «Богородице Дева радуйся!»)
| пластическое интонирование- дирижирование под звучание музыки
| Коммуникативные: выполнение коллективного дела, коллективное сопереживание Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности коллективного задания формирование ценности здорового образа жизни | Дети выполняют, тем самым расслабляются и отдыхают |
6. Первичное закрепление. применение теоретического знания на практике. 6 мин. Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание в практическом действии. Организовать выполнение самостоятельной работы. | Сейчас будем работать над мини проектом в 3-х группах (прием ролевой игры в путешественников) и сделаем вывод об особенностях (музыкальных и архитектурных) православного и католического храмов, мелодике архитектурных очертаний. | Работают в 3 группах (1- католический храм, 2 – православный храм, 3 – эксперты). 1 группа работает с католическим храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж, 2 группа работает с православным храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж. Команда экспертов получает комплекты карточек с изображениями различных храмов, составляет коллаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует мелодическую линию. Делают выводы. | Познавательные: анализировать, обобщать, синтезировать, делать выбор для сравнения, классификации. Коммуникативные: развиваются коммуникативные умения учащихся, умение работать в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, чувства гордости за Россию, народную историю, духовной культуры, толерантное отношение к различным конфессиям (католическая вера) Регулятивные: определение последовательности, учитывать правила планирования) |
Дети самостоятельно дают характеристику храмовым комплексам Дети самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Организую рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для детей ситуации успешности. |
7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление. 10 мин. Задача: закрепить новое знание в вокально-хоровом исполнительстве. вокально-хоровая работа над «Пасхальной песней» | Определим общие черты для любого вида храмов, подчеркивание значения музыки в храме. - В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха) - Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают? вокально-хоровую работу над «Пасхальной песней»: намечаем исполнительский план, проводим взаимооценивание исполнения. - Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? – Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете? -Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего храма? Делает выводы Вокально-хоровая работа по разучиванию песни.
| Слушание, определение настроения, содержания, музыкально-ритмических особенностей, вокально-хоровая работа над песней, исполнительский план песни.
(храм, интерьер храма, образа) Делают выводы вместе с учителем | Познавательные: развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, эмоционального исполнения песни. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Регулятивные: выбор способа и результата действий, выбор учебного действия. Личностные: получение морального удовлетворения от исполнения духовного песнопения, обогащение внутреннего мира, чувство гордости за родину. Предметные: совершенствовать вокально-хоровые навыки, музыкальные способности. | Дети делают выводы на основе построения знаний в ходе урока, совершенствование вокально-хоровых навыков. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог. 2 мин. Задача этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке. | Какая была цель нашего урока? Какая тема нашего урока? Чему вы сегодня научились? Что вам больше всего понравилось на уроке? Какое у вас настроение после нашего урока? Оцените полученные знания на уроке (прием «Кирпичики», «Лесенка успеха» - на какой ступеньке к вершине «храма знаний» ты находишься сегодня? Благодарность за урок. | При помощи белых «кирпичиков» на доске «выстраиваются» 2 образа храма: на синем листе – кому понравился урок, все было понятно, получены знания, хорошо поработал на уроке, на красном листе – у кого остались сомнения или что-либо не понравилось, не понял. Происходит процесс оценивания, аргументация оценки. Ответы детей. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Дети оценивают собственную деятельность на уроке |
9. Домашнее задание. 1 мин. | Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" (по программе Критской)
Предлагается развернутый конспект урока музыки по данной теме. К сожалению, не могу выложить презентацию к уроку, т.к. получилась очень большой и навороченной, музыкальный материал к уроку весь взят и...
Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.
В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
Открытый урок по теме: "Что роднит музыку и ИЗО"
урок в 5 классе...