Открытый урок музыки в 5 классе. "Застывшая музыка".
методическая разработка по музыке (5 класс)

Волощенко Наталья Михайловна

урок музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок30.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки 5 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема

Раздел: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема: «Застывшая музыка»

Цель

раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры

Задачи:

Планируемый результат

образовательные: определение элементов выразительности музыки и архитектуры, поиск черт их сходства и различия; рассмотрение способов воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке; подведение к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции

развивающие: развитие способности наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека

воспитывающие: формирование эмоционально-нравственное отношения  к произведениям искусства, пробуждение  интереса к историческому и культурному наследию человечества; патриотическое  воспитание учащихся, толерантное отношение к различному вероисповеданию

Планируемые результаты:

Предметные: интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, умение находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания произведений, закреплять  понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла».

 Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление   эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать. 

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: уметь извлекать информацию, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать.

Регулятивные: самостоятельно   определять   цель   учебной   деятельности, план   выполнения   заданий,   определять   правильность выполненного задания на основе образца, учиться   корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности, совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга.

Тип урока

изучение и первичное закрепление новых знаний

Методы и приемы организации учебной деятельности

- проблемно – поисковый, наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование

- «мозговой штурм», ролевая игра, работа в группах;

- поиск выразительных средств исполнения;

- вокально-хоровая работа, беседа

Основные понятия

музыка, ИЗО

Межпредметные связи

ИЗО, литература, история.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

ноутбук, фор – но, учебник.

Презентация. «Григорианский хорал», «Органная фуга» соль минор И.С. Бах, «Богородице Дева, радуйся» С.Рахманинов

Организация пространства

фронтальная работа, групповая

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

планируемый результат

1. Организационно – мотивационный. 2 мин.

Задача: 

Включить учащихся в учебную деятельность.

Вход в класс.

Музыкальное приветствие.        

 

Коллективно исполняют музыкальное приветствие    

Личностные: самоопределение, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные: построение речевого высказывания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Дети организованы на проведение урока музыки

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 3 мин.

Задача: актуализировать учебное содержание, необходимое и   достаточное для восприятия нового материала.

Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?  

С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки)  

 Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?.....

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - архитектура.

ответы детей  

 

Если дети затрудняются ответить, то им предлагаю, послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку? 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.  

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения  

Коммуникативные: 

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

3. Постановка темы и цели урока построение проекта выхода из затруднения.

2 мин.

Задачи: 

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Давайте, тогда попробуем определить тему урока.

Ваше предположения, ваше мнение.

Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы?  

 Посмотрите, на слайде изображены два храма.

Какие эти храмы?

А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая?

Почему?

Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру?

Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

 Дети выдвигают предположение на вопрос: а зачем архитектору музыка? Определяют тему урока.

 

Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой

Средства музыкальной выразительности

мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, умение выдвигать предположения и формулировать тему урока.  

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

умение оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные: формировать мнение в устной речи, целеполагание

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Дети определяют тему урока и с помощью учителя ее формулируют

4. Открытие и усвоение нового знания. 12 мин.

Задача: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Слушание

«Григорианский хорал»

Слушание «Органная фуга» соль минор И.С. Бах

Слушание «Богородице Дева, радуйся» С.Рахманинов

Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование, проверим с помощью средств музыкальной  выразительности – 3 группы (исследовательский метод) Элементы музыкальной речи будем «переводить”  на язык архитектуры. Необходимо, используя карточки из красных конвертов, сопоставить, найти и привести в соответствие родственные средства выразительности между музыкой и архитектурой (прием «мозговой штурм»),

 Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

Ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

Регистр, какой бывает регистр? – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

Динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

Форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

 Слушаем музыку, опишите свои чувства (звучит «Григорианский хорал»)

Как звучит музыка? Что помогало музыке так звучать?

Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? (рассказ об интерьере храма, об органе, композиторе И.С. Бахе)

Слушание «Органной фуги» соль минор. Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?

Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган.

Слайд. Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа?

Слайд

И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки . Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития, это как?

Можно сказать, сплетения равноправных мелодий?

Что происходило с мелодиями?

Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла тема разговора, и что с ней происходило дальше?

Предлагает послушать  

ещё одно музыкальное произведении определить в каком храме может звучать эта музыка?

Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? Слушание «Богородице Дева, радуйся» С.Рахманинова

Ответы детей. Высказывают мнения, что можно сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности. Называют их.

Суть исследования заключается в сопоставлении элементов

выразительности, происходит поиск соответствий.

Работают в 3-х группах

(музыканты, архитекторы, эксперты)

 работают с учебником: (поиск информации в учебнике, стр. 128), озвучивают ответ

 

Дети слушают музыку, совместное сопереживание и

сочувствие, высказывают мнения отмечают черты католического храма и музыки

 

 Сосредоточенность, покой, равновесие, слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания, инструмент – орган. Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила

И.С.Бах

Дети слушают музыку, высказывают мнения, отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

Познавательные: анализ, синтез, сравнение; формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство.  

Личностные: осознание ответственности за общее дело, формирование личностных качеств

(сочувствия, понимания, уважения к иной вере)

 Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение работать в команде; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений.

Регулятивные: ориентироваться в ситуации; формировать мнение в устной речи

Предметные: определять элементы выразительности

музыки и архитектуры, находить черты их сходства и различия, рассматривать способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке, иметь понятие синтеза искусств, закрепление понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла», познакомятся с

творчеством знаменитых композиторов (Бах, Рахманинов, Чайковский).

Дети смогут сравнить музыку и архитектуру

с помощью средств музыкальной выразительности. Будут знать особенности

архитектуры и музыки

католического и

православного храмов.

 

Дети проявляют

готовность к освоению новых знаний,

также с помощью учителя смогут разобрать   музыкальное произведение и сравнить музыку разных композиторов.

5. Динамическая пауза. 

2 мин.

Задача: релаксация

Представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты.

(музыка П. Чайковского

«Богородице Дева радуйся!»)

 

пластическое интонирование-

дирижирование под звучание музыки

 

 

 

Коммуникативные: выполнение коллективного дела, коллективное сопереживание  

Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности коллективного задания формирование ценности здорового образа жизни

Дети выполняют, тем самым расслабляются и отдыхают

6. Первичное закрепление. применение теоретического знания на практике. 6 мин.

Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание в практическом действии. Организовать выполнение самостоятельной работы. 

Сейчас будем работать над мини проектом в 3-х группах (прием ролевой игры в путешественников) и сделаем вывод об особенностях (музыкальных и архитектурных) православного и католического храмов, мелодике архитектурных очертаний.

Работают в 3 группах (1- католический храм, 2 – православный храм, 3 – эксперты). 1 группа работает с католическим храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж, 2 группа работает с православным храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж.

Команда экспертов получает комплекты карточек с изображениями различных храмов, составляет коллаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует мелодическую линию. Делают выводы.      

Познавательные: анализировать, обобщать, синтезировать,

делать выбор для сравнения, классификации. Коммуникативные: развиваются коммуникативные умения учащихся, умение работать в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, чувства гордости за Россию, народную историю, духовной культуры, толерантное отношение к различным конфессиям (католическая вера) Регулятивные: определение последовательности, учитывать

правила планирования)

 

Дети самостоятельно дают

характеристику храмовым комплексам

Дети самостоятельно  

выполняют задания нового типа и

осуществляют их

самопроверку.  

Организую рефлексия

реализации  

построенного

проекта учебных действий.

Организуется для детей ситуации успешности.

7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление. 10 мин.

Задача: закрепить новое знание в вокально-хоровом исполнительстве.

вокально-хоровая работа над «Пасхальной песней»

Определим общие черты для любого вида храмов, подчеркивание значения музыки в храме.

- В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха)

 - Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?

вокально-хоровую работу над «Пасхальной песней»: намечаем исполнительский план, проводим взаимооценивание исполнения.

 -  Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? –

Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?

 -Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего храма?

Делает выводы

Вокально-хоровая работа по разучиванию песни.

 

 

 

 

Слушание, определение настроения, содержания, музыкально-ритмических особенностей,

вокально-хоровая работа над песней, исполнительский план песни.

 

 

(храм, интерьер храма, образа)

Делают выводы вместе с учителем

Познавательные: развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, эмоционального исполнения песни.

 Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Регулятивные: выбор способа и результата действий, выбор учебного действия.

 Личностные: получение морального удовлетворения от исполнения духовного песнопения,

обогащение внутреннего мира, чувство гордости за родину. Предметные: совершенствовать вокально-хоровые навыки, музыкальные способности.

Дети делают выводы на основе построения знаний в ходе урока,

совершенствование

вокально-хоровых навыков. 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.

2 мин.

Задача этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке.

Какая была цель нашего урока?    

Какая тема нашего урока?          

Чему вы сегодня научились?  Что вам больше всего понравилось на уроке? Какое у вас настроение после нашего урока?  

Оцените полученные знания на уроке (прием «Кирпичики», «Лесенка успеха» - на какой ступеньке к вершине «храма знаний» ты находишься сегодня?

Благодарность за урок.

При помощи белых

«кирпичиков» на доске «выстраиваются» 2 образа храма: на синем листе – кому понравился урок, все было понятно, получены знания, хорошо поработал на уроке, на красном листе – у кого остались сомнения или что-либо не понравилось, не понял. Происходит процесс оценивания, аргументация

оценки. Ответы детей.  

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:  

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Дети оценивают собственную

деятельность на уроке 

9. Домашнее задание. 1 мин.

Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" (по программе Критской)

Предлагается развернутый конспект урока музыки по данной теме. К сожалению, не могу выложить презентацию к уроку, т.к. получилась очень большой и навороченной, музыкальный материал к уроку весь взят и...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...