Урок музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" (по программе Критской)
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Предлагается развернутый конспект урока музыки по данной теме. К сожалению, не могу выложить презентацию к уроку, т.к. получилась очень большой и навороченной, музыкальный материал к уроку весь взят из фонохрестоматии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_5_klasse.docx | 32.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе
в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
(учитель – Плоскова Е.А.)
Тема урока: «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Ведущий метод: проблемно-поисковый.
Цель урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.
Задачи.
Образовательные:
- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
- рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;
Воспитывающие:
- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, толерантному отношению к различному вероисповеданию.
Формирование УУД:
Предметные:
научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закрепят понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла».
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать.
Регулятивные действия: самостоятельно определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
учебники «Музыка» 5 класс для учащихся (авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская);
компьютер и мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки;
тематическая презентация к уроку;
портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова;
раздаточный материал для 2-х групп (бумага-основа для коллажа, набор фотографий католических и православных храмов, клей, маркер цветной);
ноты и текст «Пасхальной песенки»;
ребус «архитектура»;
веточки вербы по 3 штуки на ученика.
Музыкальный материал:
Вивальди. «Времена года. Осень»
«Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»
И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор
Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”
Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!»
«Пасхальная песенка» (детская пасхальная песенка «Поселились птицы
в гнездах» на сл. И. Рутенина).
Ход урока.
1. Организационный этап. Мотивация.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке, на котором вы получите новые знания.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? (изобразительное искусство, литература….).
- Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года.Осень»)
Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка. Если учащиеся не определяют понятие «архитектура» - им предлагается отгадать ребус.
- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”
3. Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения.
- Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (дети затрудняются ответить)
- Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? (учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения).
- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом. Элементы музыкальной речи будем «переводить” на язык архитектуры с помощью фотографий, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. (Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий).
4. Открытие и усвоение нового знания.
- Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:
мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;
гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;
ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;
тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;
темп (движение) – отражение происходящего;
регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;
звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;
форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.
Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.
- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.
(слушание «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»)
- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)
- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка?
(на слайде 2 вида храмов – католический и православный)
- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (дети дискутируют, определяют, аргументируют). Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.
- Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?
(поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают)
- Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.
- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.
- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.
(слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор)
- О чём эта музыка?(беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.)
- Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.
- А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.
- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных.
(слушание - С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”)
- Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)
- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.
- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.
5. Динамическая пауза.
- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты.
(пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!»)
(дети высказывают свои впечатления от действиия)
6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике.
- А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом (объяснение сути задания: две команды получают одинаковый комплект карточек с изображениями различных храмов. 1 группа работает с католическими храмами, выбирает их из комплекта и составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали, 2 группа работает с православными храмами. За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику. Подводится отчет-анализ, подводится итог работы, команды проверяют работы друг у друга, корректирую при необходимости)
- А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов. Что получается? (линия словно мелодия). Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная). Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка».
7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление.
- В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха). Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?
(далее идет вокально-хоровая работа над «Пасхальной песней», намечается исполнительский план, проводится взаимооценивание исполнения)
- Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа). Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?
(на слайде храм села)
- Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего села? (в сопровождении национальной музыки демонстрируются слайды с изображениями архитектурных сооружений села).
(беседа на поставленный вопрос, вывод)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.
- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?
- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?
(«архитектура – это ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
- Понравился ли вам урок?
- Как вы сегодня поработали на уроке? В связи с предстоящим праздником – вербным воскресеньем и за работу на уроке я хочу подарить вам веточки вербы. Одну из них вы оставите себе, а две подарите тем одноклассникам, которые по вашему мнению поработали сегодня лучше всех(оценивание, вывод).
- Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!
(выход с урока под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 1 классе по ФГОС по программе Сергеева, Критская
Урок в 1 классе по ФГОС "Играем в композитора"...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
Рабочая программа по музыке 6 кл. по программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа, пояснительная записка и календарно-тематичекий пландля 6 класса по ФГОС...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...
Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок создавался к юбилейному году Победы в Великой отечественной войне. Материал урока возможно использова во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....
Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок был создан к юбилейному году Победы в Великой Отечественной войне. Материал урока возможно использовать во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....
Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.
Конспект урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...