Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
impressionizm_v_muzyke_i_zhivopisi._word.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Левокумского района Ставропольского края
Конспект открытого урока
на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
В соответствии с требованиями ФГОС ООО
5 класс
Подготовила учитель музыки
Первой квалификационной категории
Волобуева Галина Михайловна
Импрессионизм в музыке и живописи.
Цели: познакомить с понятием «импрессионизм» и особенностями данного стиля ; анализировать средства музыкальной выразительности; продолжить работу над песней (разница регистров, активное дыхание, начало песни после вступления.)
Планируемые результаты: школьники научатся сравнивать музыку по сходству и контрасту, описывать художественные образы: узнают о связях музыки и живописи; исполнят полифоническую и одноголосную музыку.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Шутки» И.С.Баха, выходят из него после урока под исполнения песни «Лесной олень» композитора Е.П.Крылатова.
Оборудование: запись начала фуги до-мажор И.С.Баха; репродукции картин художников – импрессионистов; портрет композитора К.Дебюсси.
Ход урока
- Музыкальная разминка.
(Повторение распивания на гамму до-мажор, исполнения в унисон и каноном 1-го куплета песни «Дед Андрей». Разучивание 2-го куплета.)
2. Дед Андрей в ответ:
-Ты спляши, сосед.
Будешь мне плясать,
Можешь даром взять.
(2-й куплет исполняется в унисон и каноном. Разучивается новая скороговорка: «Прокоп полол укроп, полол и пропалывал».)
- Актуализация знаний
-Какие новые музыкальные термины вы записали в прошлый раз?
-Прочитайте, что они означают.
-Приведите примеры музыки одноголосной и полифонической.
-Какое полифоническое произведение вы слушали на прошлом уроке?
(Фугу до-мажор.)
-Расскажите о построении фуги – пусть вам поможет её нотная запись.
-Послушайте начало фуги, отметьте про себя моменты вступления голосов.
(Прослушивание начала фуги.)
-Как переводится слово «фуга»?
-Что это за произведение?
-Что вы знаете о жизни и творчестве И.С.Баха?
-Почему его музыка, созданная для исполнения в церквах, звучит сегодня в концертных залах?
-Какое сочинения И.С.Баха вы ещё знаете?
-Кто их исполняет?
- Работа над песней
-Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?
-О чём в ней говорится?
-Кто напомнит слова 1-го куплета?
-Повторите слова 1-го куплета все вместе. Вспомните мелодию запева.
(Педагог исполняет мелодию, класс её напевает.)
-Исполните все вместе весь куплет, не забывайте протяжно петь последние звуки в каждой строчке.
(Школьники исполняют куплет.)
-Расскажите, как строится мелодия запева: в каком регистре она начинается? (В нижнем.)
-Как потом изменяется мелодия: с каждой строчкой фразы становится всё выше или ниже? (Выше.)
-Встречаются ли в строчках повторяющиеся звуки? (Да.)
-Первая и вторая фразы почти все построены на трёх повторяющихся звуках. В какой динамике надо начать пение куплета? (Пиано.)
-Меняется ли потом динамика? (Да, усиливается.)
-Спойте куплет ещё раз, с нужной динамикой и выразительностью.
(Школьники поют куплет. Педагог просит их вспомнить мелодию и слова припева. Класс поёт. Педагог исполняет 1-ю фразу.)
-Что вы слышите в первой фразе? (Фраза широкая, плавная, стремительно летит вверх, напоминая прыжок волшебного оленя.)
Широкая, сложная фраза требует глубокого дыхания, которое надо брать коротким вдохом.
-В каком регистре заканчивается припев? (В высоком.)
(Педагог просит спеть припев, используя глубокое дыхание, а затем соединить его с запевом. Школьники выполняют задание.)
-Послушайте слова 2-го куплета.
2. Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.
(Школьники повторяют слова хором, по рядам и индивидуально. Затем исполняют 2-й куплет в среднем темпе, соединяют два куплета и два припева.)
-Песня, как и многие другие, начинается с инструментального вступления. Послушайте его и спойте первый звук начала песни: «О-о-о».
(Школьники отрабатывают вокализ, после чего ещё раз поют два куплета с припевами в разной динамике.)
- Знакомство с новым материалом
В XX в. Появилось много новых художественных течений и в живописи, и в литературе, и в театре, и в музыке. Одним из самых ярких был импрессионизм. Запишите его определение в тетради: «Импрессионизм – художественное направление начала XX в., от французского слова «импрессион», что означает «впечатление»».
(Школьники делают записи.)
В начале XX в. В Париже состоялась выставка, удивившая публику. Авторы представленных на ней картин стремились передать какие-то короткие мгновения жизни, свои впечатления от мира. Одна картина называлась «Впечатление. Восход солнца». Как на французском языке звучит слово «впечатление»? Правильно, «импрессионизм», вот поэтому художников стали называть импрессионистами.
В это же время импрессионизм возник и музыке. Самым известным композитором, который сочинял музыку в этом стиле, был Клод Дебюсси.
-Запишите в тетради: французский композитор –импрессионист Клод Дебюсси(1862-1918).
(Школьники делают записи.)
Его музыка – это отражение жизненных впечатлений: красок, цветов, даже запахов. Одна его пьеса так и называется – «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». Послушайте какие ещё необычные названия Дебюсси давал своим пьесам: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Шаги на снегу».
- Запишите названия пьесы которая сейчас прозвучи: «Лунный свет». Обратите внимание на непривычную гармонию, будто композитор действительно рисует картину волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно.
(Школьники делают записи и слушают пьесу.)
-Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы 2Лунный свет»?
- Каким был характер музыки?
- Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масленые или акварельные? (Акварельные – прозрачные, водянистые, нежные.)
Несмотря на то что импрессионизм зародился во Франции, сильное влияние на него оказал один великий русский композитор.
- Подумайте: какой русский композитор умел пленительно передать разные образы природы, особенно моря? (Н.А.Римский-Корсаков.)
Верно, образы моря в его операх оказали огромное воздействие на творчество импрессионистов.
V.Разучивание новой песни.
Близится великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже знаете: наша страна совершила подвиг бессмертного мужества. Она победила фашизм, который хотел стереть с лица земли нашу Родину. Наши люди, как один, поднялись на великий бой, продолжавшийся четыре года, и многие из этого боя не вернулись, оплатив нашу свободу и независимость ценой собственной жизни. Но, как сказано в одних стихах, «о походах наших, о боях с врагами долго будут люди песни распевать». Действительно, события Великой Отечественной войны отражены в книгах, фильмах, песнях, запечатлены на картинах. Сегодня вы начнёте разучивать одно такую песню. Она звучит в киноэпопее «Освобождение» , где рассказывается о главных сражениях Великой Отечественной войны- Курской битве, форсировании Днепра, освобождении стран Европы и взятии Берлина. В последней серии этого фильма, которая называется «Последний штурм», есть эпизод, когда наши солдаты, уставшие после боя, расположились на отдых. Им надо отдохнуть перед взятием цитадели фашизма - Берлина. Но солдаты – это в большинстве своём совсем молодые люди, парни по 18 – 20 лет, которые в своей жизни почти ничего не успели увидеть, кроме войны. И вот они на привале вспоминают свой родной дом, своих близких. И поют об этом песню, которая называется «Последний бой».Её сочинил автор Михаил Ножкин, который играет солдата в этом фильме и сам поёт под гитару.
-Запишите в тетради: М.Ножкин. «Последний бой».
(Школьники делают записи.)
-Послушайте слова 1-го куплета.
1.Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра наконец последний бой.
(Повторение слов хором, по рядам и индивидуально.)
-А что означает слово «пол-Европы по-пластунски пропахали»? (Наши солдаты освободили много стран Европы- Польшу, Чехословакию, Больгарию. И конечто , этот путь они прошли с боем , а во время сражений солдату часто нельзя вставать во весь рост, приходилось и бегать согнувшись, и ползать по-пластунски.)
-Послушайте мелодию куплета песни.
(Педагог показывает мелодию.)
-Какой характер музыки в запеве? (Негромкий, задушевный, усталый.)
-Он напоминает письмо солдата своим близким. В запеве песни, как вам это уже встречалось раньше, во всех строчках одинаковый ритмический рисунок, а мелодия в каждой строчке своя. Спойте негромко запев песни.
(Класс поёт запев.)
-Обратите внимание: несмотря на задушевность, приглушённость напева, в мелодии присутствует много скачков. Их надо исполнять вдумчиво, чётко. Попробуйте начать куплет тихо, а потом с каждой строчкой усиливать звук.
(Класс повторяет запев.)
-Послушайте слова припева:
Припев:
Ещё не много, ещё чуть- чуть,
Последний бой – он трудный самый.
А в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму.
(Повторение слов. Педагог показывает мелодии припева и просит исполнить его сначала громче запева, а окончание, где солдат вспоминает родной дом, тише, душевнее. Обращает внимание на то, что в припеве появляются более резкие пунктирные скачки, которые нужно спеть точно, не забыв спеть последние две строчки дважды. Школьники выполняют задание учителя и соединяют запев и припев.)
VI.Импровизация
-Импровизацию к какому стихотворению Н.А.Заболотского вы сочиняли на двух последних уроках ? («Весна в лесу».)
-Познакомьтесь теперь с последним четверостишьем, в котором говорится о солнце.
И, наверно, наклоняется
В наши древние леса
И наверно улыбается
На лесные чудеса.
-Какую музыку можно выбрать для этих строчек?
-Кто готов пропеть свою импровизацию?
-Кто отважится спеть три куплета с разным характером?
VII.Рефлексия
-Кто авторы песни « Лесной олень»?
-Какие ещё песни этих авторов вы знаете?
-Кто автор песни «Последний бой»?
-Где звучит эта песня?
-Что вы знаете о художественном стиле импрессионизм?
-Какой французский композитор сочинял музыку в этом стиле?
-Творчество какого русского композитора оказало большое влияние на импрессионистов?
-Звучала ли сегодня на уроке героическая музыка?
-Каким был характер песни «Последний бой»?
VIII.Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Школьники угадывают по начальным текстам следующие произведения и записывают в тетради их названия:
Шуга до мажор И.С.Бах;
«Лунный свет» К.Дебюсси;
«Последний бой» М.И.Ножкина.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"
презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"...
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...
Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"
Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха...
Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"
Методическая разработка урока музыки в 5 классе...
Конспект урока в 5 классе на по теме "Импрессионизм в музыке и живописи"
Конпект урока музыки для 5 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, раздел "Музыка и изобразительное искусство".Цель урока: раскрыть особенности импрессионзма как стиля искусства....
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
конспект урока музыки для 5 класса по теме "Импрессионизм в музыке"...