Открытый урок по теме: "Что роднит музыку и ИЗО"
учебно-методический материал (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок для 5 класса по теме
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Разработан учителем музыки МБОУ СОШ № 4 а.Гатлукай. г.Адыгейска Тхатель С.Ш.
(1 – слайд) Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки той постичь!
Герман Гессе
Цель:(2-й слайд)
выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
-показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
Оборудование:
Компьютер, проектор, диски, проигрыватель, ямаха, карточки с концептуальной таблицей, фломастеры.
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент (музыкальное приветствие)
Учитель:Здравствуйте ребята!
Учающиеся: Здравствуйте!
Учитель: Так как в моей жизни все связано с чудом, с открытиями, с музыкой предлагаю вам совершить со мной космический полет. А для этого нам необходимо взять с собой лежащие перед вами листы. Вы готовы? Тогда в путь.
(Звучит звук взлетающей ракеты и ее приземление или космическая музыка)
Мы с вами приземлились на неизведанной планете, которую я надеюсь, открою вместе с вами. Но для этого попробуем постичь секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, послушав эпиграф к уроку:(3-й слайд)
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки той постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства?
Примерные ответы учащихся: цвет, оттенки и т.д.
Учитель: Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить. (4-й слайд)
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
Попробуем начать с самого простого. Вот перед вами лежат листы, на которых вы видите концептуальную таблицу: я знаю, я узнал, я хочу узнать. Я бы хотела, чтобы вы заполнили первый столбик – я знаю! (что вы знаете о взаимосвязи музыки и ИЗО).
Учитель: Напишите цифру, которая соответствует и музыке и изобразительному искусству (учащиеся пишут цифру).
А почему вы написали именно семь?
Учащиеся: (предполагаемые ответы)
Учитель: Правильно. Давайте назовем названия нот и пропоём.
(5-й слайд с нотами).
Учитель: А теперь возьмем листы с радугой. Я буду читать вам фразы, а вы постарайтесь раскрасить радугу:
Сколько цветов у радуги? (семь)
Радуга устроена, как пирог слоеный:
Красный слой в её начале: самый-самый первый он
Оранжевый идет за ним.
Желтый и зеленый,
Голубой и синий,
Рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги –
Надо знать про это всем!
Учитель: Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах).
Ребята! А какого цвета получились ваши ноты?
Учащиеся: озвучивают предполагаемые результаты своей работы в таблице.
Учитель: Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.
Из этого можно сделать вывод, что существует переложение цвета в звуки.
Существуют и такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Сейчас мы послушаем музыку, которая нарисует чей-то портрет… Вам нужно узнать кто это: обычные люди, наши современники, или персонаж сказки?
Слушая музыку обратите внимание на:
1. В каком характере звучит музыка?
2. По вашему мнению, о чем она рассказывает?
3. В каком темпе она звучит?
Учитель: Предлагаю вам словарь эстетических эмоций и попробуйте подобрать подходящие слова для определения характера музыки: божественно, лучезарно, умиротворенно. (6-й слайд)
Слушание: «Аве Мария» Франца Шуберта.
Учащиеся: (предполагаемые ответы)
(Показать слайд №7 – образ Девы Марии)
Учитель: Эту замечательную музыку написал Франц Шуберт(8-й слайд). Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха». Это один из первых вокальных циклов в истории музыки, «Зимний путь», «Лебединая песня».
Учитель: Из выше сказанного можно сделать вывод, что существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, т.е. - живописная музыка. (учащиеся заполняют графу: я узнал). Есть такие живописные картины, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. В подтверждение этому мы воспользуемся компьютером. Перед вами лебедь
(9-й слайд. На рисунке изображен Лебедь)
Учитель: Какое настроение передал в нем художник?
Какие краски он использовал?
Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?
Учащиеся: (предполагаемые ответы)
Учитель: Предлагаю послушать вам именно ту музыку, которую сочинил великий французский композитор Камиль Сен-Санс в «Карнавале животных», а заодно и проверим ваши предположения. Обратите внимание на то, какие краски у музыки, средства музыкальной выразительности? Слушание: «Лебедь» К. Сен Санса. (10-й слайд. Портрет К.Сен-Санса).
Учитель: Созвучна ли пьеса с тем, что вы увидели и верны ли ваши предположения?
Учащиеся: (Предполагаемые ответы детей) (11-й слайд)
Учитель: Вывод: есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими, т.е.-музыкальная живопись.( записать в графу: я узнал)
Учитель: Художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Сегодня мы с вами узнали, что музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны друг с другом. Музыка способна вызывать в душе слушателей зрительные образы, даже определённые картины. Внимательно всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать разного характера музыку. А как вы думаете: связана музыка с другими видами искусства, с физикой, английским языком, историей?
Учащиеся: (предполагаемые ответы)
Учитель: Продолжим наше путешествие по неизвестной нам планете. После такой работы я думаю, что нам необходима физминутка (провести физминутку) (в приложении фонограмма со словами).
Учитель: Прежде чем мы познакомимся с песней, давайте распоемся. (12-й слайд с распевкой)
Учитель: Завершим наш урок мы знакомством с песней «Семь нот» Юрия Верижникова (13-й слайд) (в приложении прилагается фонограмма плюс и минус). Учитель исполняет песню.
1 куплет:
Всем известно уж давным - давно,
Что семёрка важное число.
Семь цветов у радуги,
И в музыке семь нот.
Тот кто эти ноты знает,
Их всегда поёт.
Припев:
До,соль,ми,соль в небо летят,
Си,соль,фа,ре звонко звучат.
Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля
Си,соль,соль,ми,до, всем нам знакомы давно(2 раза)
2 куплет:
Птицы их на крыльях там и тут,
По планете радостно несут.
Месяц ноты разучил,
И звёздам песню сочинил.
Утром солнце с позаранку все её поют.
Припев:(3 раза)
До, соль, ми, соль в небо летят,
Си, соль, фа, ре звонко звучат.
Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля,
Си, соль, соль, ми до всем нам знакомы давно. (2раза)
Учитель: (работаем над дикцией, произношением, проговариваем и пропеваем по фразам, дыханием, артикуляцией). Исполняем первый куплет и припев.
Учитель: И на этом наше космическое путешествие на неизведанную планету заканчивается. Ой, я оговорилась. Неизведанной она была в начале нашего путешествия. А мы-то вместе открыли ее и я думаю, что мы имеем полное право дать ей название.
Учащиеся: (предполагаемые ответы)
Радуга.
Учитель: Давайте ее так и назовем, чтобы наша с вами жизнь всегда сияла всеми яркими красками радуги, а семь нот музыки всегда вызывали у нас праздничное, весёлое настроение.
Молодцы! Сегодня на уроке хорошо работали ____________! (выставление оценок)
Спасибо за урок!
Музыкальный материал:
«Аве Мария». Ф. Шуберт;
«Лебедь». К. Сен-Санс.
Литература: Музыка, 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская — М. Просвещение, 2012г.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская – Уроки музыки. М.Просвещение2014г.
Т.И.Науменко, В.В.Алеев – ИСКУССТВО, Музыка, 2015г.
Прилагается презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5классе по теме "Что роднит музыку и изобразительное искусство"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Что роднит музыку с ИЗО?». 5 класс
Урок в 5 классеТема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Цель урока:Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусстваЗадачи- раскрыть особенности понятий...
Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....
Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...
Открытый урок на тему:"История родного края в древности"
Знать свой родной край,свои корни и традиции должен каждый из нас.Ведь мы воспитываем прежде всего патриотов,а начать воспитание нужно как раз с истории своего родного края....