Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
методическая разработка по музыке (5 класс)
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока | 162.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки «Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки
Составитель – Плоскова Е.А.
учитель музыки, МХК
Класс: 5
Тема урока: «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: интегрированный (изобразительное искусство, музыка,
архитектура, история, литература)
Форма урока: элементы урока-путешествие, идея «музыкально-архитектурного бюро»
УМК: по программе «Музыка» ( авт. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (изд. «Просвещение», 2010) – учебник для учащихся, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, рабочая тетерадь для учащихся, методическое пособие для учителя.
Цель урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.
Задачи:
- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия ( усвоение и закрепление основных понятий музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы отличие католической и православной музыки, понятие а капелла, григорианский хорал);
- рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.
- формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества.
Применяемые методы и технологии: проблемно-поисковый, деятельностный, элементы проектной и исследовательской технологии.
Условия проведения урока: урок проводится во втором полугодии 5 класса в тематическом разделе «Музыка и изобразительное искусство». Учащиеся должны иметь опыт вслушивания в музыку и её зрительного представления («внутренний слух», «внутреннее зрение»), опыт рассуждения о музыкальном образе произведения, знать правила работы над проектом, элементарные основы учебного исследования.
Оборудование урока:
учебники «Музыка» 5 класс для учащихся (УМК авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская);
фортепиано;
синтезатор;
компьютер и мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки;
тематическая презентация к уроку
Дидактические материалы:
портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова;
раздаточный материал для группы экспертов (бумага-основа для коллажей, набор фотографий храмов, клей, маркер цветной);
фотоизображение католического и православного храмов;
раздаточный материал для определения средств выразительности в музыке и архитектуре в красных конвертах;
конверты с характерными чертами католического и православного храма – 2 комплекта;
карточка с ребусом «архитектура»;
карточки с определением характера музыки (по Ражникову), средства музыкальной выразительности, план анализа музыкального произведения;
тексты песни «Храм»;
«кирпичики» из бумаги белого цвета для рефлексии в прозрачных файлах – 3 комплекта;
маркеры красного цвета;
макеты католического и православного храмов в 3-D исполнении.
Музыкальный материал для урока:
Вивальди. «Времена года. Осень» (музыкальное сопровождение к слайд-шоу)
Греческий распев 17 века
И.С.Бах. «Органная прелюдия» (соль-минор)
С.Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся»
П. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!»
О. Газманов. «Храм»
Технологическая карта урока (прилагается)
Конспект урока музыки.
Класс предварительно (или по желанию) разделен и рассажен на 3 группы.
1. Организационный этап. Мотивация.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке, на котором вы получите новые знания.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? (изобразительное искусство, литература….).
- Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки)
Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка. Если учащиеся не определяют понятие «архитектура» - им предлагается отгадать ребус (см. приложение 1).
- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”
3. Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения.
- Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (дети затрудняются ответить)
- Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? (учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения).
- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. Вы члены музыкально-архитектурного бюро, вы – исследователи. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи.
4. Открытие и усвоение нового знания.
Задания для групп: необходимо, используя карточки из красных конвертов, сопоставить, найти и привести в соответствие родственные средства выразительности между музыкой и архитектурой (прием «мозговой штурм»), результаты оглашаются, сверяются с изображением на презентации, эксперты наблюдают, оценивают, помогают.
1 группа - музыканты
2 группа – архитекторы
3 группа – эксперты.
- Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:
мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;
гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;
ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;
тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;
темп (движение) – отражение происходящего;
регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;
звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;
орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;
форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.
- Итак, у нас получился небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом. Значит, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.
- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.
(слушание «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»)
- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)
- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка?
(на слайде 2 вида храмов – католический и православный)
- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (дети дискутируют, определяют, аргументируют). Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.
- Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?
(поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают)
- Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.
- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.
- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.
(слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор)
- О чём эта музыка?(беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.)
- Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.
- А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.
- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных.
(слушание - С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”)
- Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)
- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями. (поиск информации в учебнике на стр.130)
- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.
5. Динамическая пауза.
- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты.
(пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!»)
(дети высказывают свои впечатления от действиия)
6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике.
- А сейчас я предлагаю вам сыграть в ролевую игру и поработать над своими мини-проектами по командам: одна команда «путешественников» отправляется в Германию город Кельн, вторая команда побывает в Стефановском соборе Сыктывкара, третья команда – это наши прежние эксперты.
Объяснение сути задания: 1 группа работает с католическим храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж-проект, 2 группа работает с православным храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж-проект. За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику. Команда экспертов получает комплекты карточек с изображениями различных храмов, составляет коллаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует мелодическую линию.
- А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов. Что получается? (линия словно мелодия). Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная). Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка».
Подводится отчет-анализ, подводится итог работы, команды проверяют работы друг у друга (прием взаимопроверки, сопоставления), корректируют при необходимости)
7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление.
- Но какой бы ни был храм, какой веры человек, какие общие черты присущие любому храму вы назовете? (святость, поклонение, красота, синтез искусств в храме, духовное начало….)
- Одним из важных элементов любого храма является музыкальное искусство. Какую роль она играет в храме? Какие вокальные произведения вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?
(далее идет вокально-хоровая работа над песней «Храм» Олега Газманова, намечается исполнительский план, проводится взаимооценивание исполнения)
- Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа). Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?
- Как вы думаете, можно ли «услышать» музыку в архитектуре?
(беседа на поставленный вопрос, вывод)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.
- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?
- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?
(«архитектура – это ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
- Понравился ли вам урок? (при помощи белых «кирпичиков» на доске «выстраиваются» 2 образа храма: на синем листе – кому понравился урок, все было понятно, на красном листе – у кого остались сомнения или что-либо не понравилось). Прием «Лесенка успеха» - на какой ступеньке к вершине «храма знаний» ты находишься сегодня?
(оценивание, вывод).
- Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!
(выход с урока под музыку)
Технологическая карта урока музыки 5 класс
в рамках системно-деятельностного подхода ФГОС
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема: «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Автор разработки: | Плоскова Елена Анатольевна |
Предмет | Музыка |
Класс | 5 класс |
Автор УМК, учебник (выходные данные) | по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной (изд. «Просвещение», 2010) |
Тема урока | «Застывшая музыка. Музыка и архитектура» |
Тип урока | урок «открытия» нового знания |
Методы и приемы организации учебной деятельности | -метод идентификации - вживание в образы искусства; -метод организации художественно-эстетической среды; - «мозговой штурм», ролевая игра, работа в группах, «продолжи предложение», взаимооценивание -пластическое интонирование; -поиск выразительных средств исполнения; -вокально-хоровая работа, слушание, беседа |
Форма организации работы | коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, групповая работа |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода, проектная технология, исследование |
Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация. Задачи этапа: - Включить учащихся в учебную деятельность. | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | планируемый результат | |||||||||||
Позитивное эмоциональное приветствие. | Музыкальное приветствие детей | Личностные: - самоопределение, развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. Познавательные: построение речевого высказывания Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками | Учащиеся организованы на проведение урока музыки | |||||||||||
Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. | ||||||||||||||
Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки) | ответы детей если дети затрудняются ответить, то им предлагается отгадать ребус | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат | |||||||||||
Этап урока: 3. Постановка темы и цели урока построение проекта выхода из затруднения. Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | ||||||||||||||
Предлагает определить тему урока Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? | Дети выдвигают предположение на вопрос: а зачем архитектору музыка? Вместе с учителем определяют предположение темы урока | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, умение выдвигать предположения и формулировать тему урока. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. умение оформлять свои мысли в устной речи; Регулятивные: формировать мнение в устной речи, целеполагание Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Дети определяют предполагаемую тему урока и с помощью учителя ее формулируют | |||||||||||
Этап урока: 4. Открытие и усвоение нового знания. Задача этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. | ||||||||||||||
Предлагает проверить предположение с помощью средств музыкальной выразительности – 3 группы (исследовательский метод) Элементы музыкальной речи будем «переводить” на язык архитектуры. Необходимо, используя карточки из красных конвертов, сопоставить, найти и привести в соответствие родственные средства выразительности между музыкой и архитектурой (прием «мозговой штурм»), Предлагает послушать музыку, описать свои чувства (звучит «Григорианский хорал») Как звучит музыка? Что помогало музыке так звучать ? Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? (рассказ об интерьере храма, об органе, композиторе И.С. Бахе) Слушание «Органной прелюдии». Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему? Предлагает послушать ещё одно музыкальное произведение и определить в каком храме может звучать эта музыка? Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? Слушание «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова | Ответы детей. Высказывают мнения, что можно сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности. Называют их. Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий. Работают в 3-х группах (музыканты, архитекторы, эксперты) Дети слушают музыку, совместное сопереживание и сочувствие, высказывают мнения отмечают черты католического храма и музыки Дети слушают музыку, высказывают мнения, вместе с учителем приходят к выводу, что эту музыку исполняет хор а капелла. | Познавательные: - анализ, синтез, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: -осознание ответственности за общее дело, формирование личностных качеств (толерантности, сочувствия, понимания, уважения к иной вере) Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение работать в команде; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений.
Регулятивные УУД: ориентироваться в ситуации; формировать мнение в устной речи Предметные: определять элементы выразительности музыки и архитектуры, находить черты их сходства и различия, рассмотривать способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке, иметь понятие синтеза искусств, закрепление понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла», познакомятся с творчеством знаменитых композиторов (Бах, Рахманинов, Чайковский). | Учащиеся смогут сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности Будут знать особенности архитектуры и музыки католического и православного храмов Учащиеся проявляют готовность к освоению новых знаний Учащиеся с помощью учителя смогут разобрать музыкальное произведение Учащиеся смогут сравнить музыку разных композиторов и конфессий | |||||||||||
Этап урока: 5. Динамическая пауза. Задачи: релаксация | ||||||||||||||
Учитель предлагает представить себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты. (музыка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!») | пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки | Коммуникативные УУД: выполнение коллективного дела, коллективное сопереживание Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности коллективного задания Формирование установки на ЗОЖ, творческого отношения к труду | учащиеся смогут расслабиться и отдохнуть | |||||||||||
Этап урока: 6.Первичное закрепление. применение теоретического знания на практике. Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание в практическом действии. Организовать выполнение самостоятельной работы. | ||||||||||||||
Предлагает поработать над мини-проектом в 3-х группах (прием ролевой игры в путешественников) и сделать вывод об особенностях (музыкальных и архитектурных) православного и католического храмов, мелодике архитектурных очертаний. | Работают в 3 группах (1- католический храм, 2 – православный храм, 3 – эксперты). 1 группа работает с католическим храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж, 2 группа работает с православным храмом, выбирает из комплекта характерные черты и составляет коллаж. Команда экспертов получает комплекты карточек с изображениями различных храмов, составляет коллаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует мелодическую линию. Делают выводы.
| Познавательные: анализировать, обобщать, синтезировать, делать выбор для сравнения, классификации Коммуникативные: -развиваются коммуникативные умения учащихся, умение работать в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, чувства гордости за Россию, народную историю, духовной культуры, толерантное отношение к различным конфессиям (католическая вера) Регулятивные: определение последовательности, учитывать правила планирования) | Учащиеся самостоятельно смогут охарактеризовать храмовый комплекс различных конфессий Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. | |||||||||||
Этап урока: 7 этап. Включение нового знания в систему знаний, закрепление Задача этапа: закрепить новое знание в вокально-хоровом исполнительстве | ||||||||||||||
Учитель предлагает определить общие черты для любого вида храмов, подчеркивание значения музыки в храме. Организует вокально-хоровую работу по разучиванию песни. | Слушание, определение настроения, содержания, музыкально-ритмических особенностей, вокально-хоровая работа над песней, исполнительский план песни. | Познавательные: развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, эмоционального исполнения песни Коммуникативные: - положительная взаимозависимость при хоровом исполнительстве, личная ответственность за пение в группе, развитие навыков учебного сотрудничества -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -учёт разных мнений. Регулятивные: выбор способа и результата действий, выбор учебного действия Личностные: получение морального удовлетворения от исполнения духовного песнопения, обогащение внутреннего мира, чувство гордости за родину Предметные: совершенствовать вокально-хоровые навыки, музыкальные способности. | Учащиеся смогут сделать основные выводы на основе построения знаний в ходе урока, совершенствование вокально-хоровых навыков | |||||||||||
Этап урока: 8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог. Задача этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке. | ||||||||||||||
Проводит рефлексию. Какая была цель нашего урока? Какая тема нашего урока? Чему вы сегодня научились? Что вам больше всего понравилось на уроке? Какое у вас настроение после нашего урока? Оцените полученные знания на уроке (прием «Кирпичики», «Лесенка успеха» - на какой ступеньке к вершине «храма знаний» ты находишься сегодня? Благодарность за урок. Домашнее задание – нарисовать храм. | При помощи белых «кирпичиков» на доске «выстраиваются» 2 образа храма: на синем листе – кому понравился урок, все было понятно, получены знания, хорошо поработал на уроке, на красном листе – у кого остались сомнения или что-либо не понравилось, не понял. Происходит процесс оценивания, аргументация оценки. Ответы детей | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| Учащиеся смогут адекватно оценить собственную деятельность на уроке |
Методические советы по проведению урока.
Урок рекомендуется начать с позитивного приветствия учителя (приятных слов, улыбки). Для создания эмоционального настроения и мотивации вход на урок начинается звучанием музыки стиля барокко (например, а. Вивальди).
Для создания поисковой ситуации на этапе открытия и усвоения новых знаний возможен прием использования синтезатора для поиска подходящего варианта тембра органного звучания. Прием очень занимательный для ребят и развивающий.
В качестве дополнительной наглядности возможно использование макетов архитектурных сооружений (католические и православные храмы), сконструированных из 3-D пазлов. Данные комплекты можно приобрести в магазинах детских товаров в отделах «Развивающие игры и конструкторы». Данные архитектурные сооружения ребята могут выполнить во внеурочной работе или в качестве домашнего задания. Используя данные макеты на уроке можно наглядно рассмотреть особенности, архитектурные элементы и сопоставить их с музыкальными особенностями эпох и вероисповедания.
В качестве домашней работы для закрепления новых знаний целесообразны задания на разработку тематического синквейна, кластера.
Для фиксирования полученного результата на период ближайшего последействия возможно запланировать и организовать экскурсии в католические и православные храмы, посещение концертов хоровой и органной музыки, провести тематические учебно-исследовательские работы по изучению храмовой музыки.
Список литературы:
Витрувий. “Десять книг об архитектуре”. Репринтное издание, Москва, Архитектура. –С.: 2006.
Семичева Е.А. “Сравнение религиозного искусства в католической и православной традиции”.
С.С.Ванеян “Архитектура и иконография” (проблемы классических методов истории искусства) вест. Моск. ун-та. Сер.8. История. 2007. №2.
Статья “Церковная и духовная музыка” Википедия.
Игорь Торик “Пелопонесс. Эпидавр. Театр и другие раскопки”.
«Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М. «Астрель» 2002.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» версия 2013. ресурсы Интернет, www.KM.
Работы детей, сделанные на уроке по данной теме
Мой храм
Автор – Олег Газманов
1.Возврати себе храм,
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
Возврати себе кров,
Дом, где спит твоя кровь.
Возврати себе жизнь,
Веру, правду, любовь
Припев:
Мой храм - ветер надежды,
Мой храм там, где и прежде.
В мой храм я возвращаюсь,
Руки всем вам соединив.
2.В каждом сердце есть храм,
Имя храму - любовь.
Мы войдем в этот храм,
Храм войдет в нашу кровь.
Возврати себе храм,
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
Дидактический материал
Ребус «АРХИТЕКТУРА»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А Р Х И Т Е К Т У Р А
,,
1-2 – струнный щипковый музыкальный инструмент
3-5 – модный трек в музыке на вершине популярности
9-11 – позитивный слоган, выражение восторга (аналог. – браво, бис)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"
Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...
Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)
Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Музыка"
Данный материал содержит разработку урока с использованием проектных технологий...
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"
Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....
Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)
Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...
Застывшая музыка. Музыка и архитектура
Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Технологическая карта урока...