Распевание в младшем хоре
методическая разработка по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspevanie_v_mladshem_hore.docx | 23.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБОУ ДО «ДШИ им. Г. Струве»
г. Железногорск
Доклад
«Распевание в младшем хоре»
Преподаватель Шевцова О.В.
2024г.
Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми (мальчиками) 7-8 лет (младший хор).
Эта возрастная категория особенно требует бережного обращения, ведь в этот период закладываются правильные навыки в обучении детей.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по
воспитанию певческих навыков. Учитывая, что работа с голосом - процесс длительный и сложный, весь практический материал разделен на этапы, что помогает все исполнительские задачи решать синхронно и комплексно.
Любая репетиция должна начинаться с распевания: упражнений, которые разогревают голосовой аппарат и формируют определенное качество певческого звука. Это определенная разминка для голоса. Распевание не только согревает голосовые мышцы, но и создает своеобразную психологическую настойку всего организма. Распевание хора дисциплинирует и организовывает детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное формирование гласных). Упражнения должны быть хорошо продуманы, соответствовать уровню развития певцов.
Многие распевки, предполагаются для систематической работы из урока в урок. Они помогают нарабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования и хорошую артикуляцию. Ряд распевок направлен на овладение техники: легато, нон легато, стаккато, пение гамм и арпеджио.
Некоторые распевки вводятся новые, которые помогают настроить певцов на исполнение конкретного произведения.
Очень полезно через упражнения вводить исполнение двухголосия через распевку-канон.
Правильно организованное распевание хора обладает целым рядом положительных качеств:
а) мобилизирует, активизирует, тренирует голосовой аппарат учащегося;
б) учит слушать и понимать качество воспроизводимого звука;
в) помогает быстрее преодолеть вокально – хоровые трудности в работе над произведением.
г) развивает у учащегося музыкальную память, слух и чувство ритма; Распевание хора ведётся в двух направлениях:
- Распевание, как средство приобретения вокально - хоровых умений и навыков;
- Распевание, как элемент вокально-хоровой работы, связанный с разучиванием репертуара.
Распевание длится в среднем 15-20 минут.
В работе над техникой не обязательно стремиться к большому количеству
вокальных упражнений, так как важно не количество, а качество, и
последовательное применение приёмов.
Первым условием системы вокально - хоровых упражнений является
воспитание сознательного отношения певцов к тем учебным задачам, которые
ставит руководитель хора. Важную роль в распевании играет показ
хормейстером, как нужно исполнять упражнения. Постепенно в результате
повторений упражнений участники хора уже самостоятельно применяют
полученные навыки.
Вторым условием системы упражнений является постепенное и
последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений
необходимо идти от простого к более сложному. Новое упражнение должно
быть связано с предыдущим.
Третье условие - процесс восприятия и усвоения правила к умению его
применить на практике.
Четвёртое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в
регулярной и последовательной работе.
Таким образом, распевание проводится со всем хором или группами. В
процессе распевания у учащегося разогревается голосовой аппарат,
вырабатываются основные вокально – хоровые навыки. Развивается
музыкальная память, слух, чувство ритма.
«Певческая установка»
Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей.
Она достигается естественной позой певца. Мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии.
Освобождение мышц артикуляционного аппарата и овладение их работой – вот первый навык, с которого следует начать вокальную работу в хоре. И первым этапом в этой работе является умение открывать рот. Нужно обратить внимание ребят на необходимость большого раскрытия рта при пении, но не за счёт растяжения губ в стороны, а только за счёт
опускания нижней челюсти.
Этот момент руководитель должен контролировать постоянно, особенно на первых порах вокальной работы. Желательно преподнести это в игровой форме, чтобы мальчики смогли сами проследить за собой и друг за другом. Можно разнообразить положение корпуса: распевать стоя, разучивать репертуар сидя, готовый репертуар пропевать также стоя, проводить «физминутки» для раскрепощения мышечного тонуса. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи.
«Дыхание»
Важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание. В широко известном афоризме - «школа пения - это школа дыхания» - очень правильно отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором формируется певческий голос.
«Певческое дыхание» - это особая приспособительная деятельность дыхательной системы во время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки, ибо развитое, продолжительное, гибко управляемое дыхание большое достоинство певца. Приведу примеры нескольких упражнений на укрепление певческого дыхания, такими упражнениями в течение первого полугодия необходимо начинать буквально каждый урок.
Мягко, по руке, взяв глубокое дыхание (следить, чтобы плечи не поднимались, а живот несколько идёт вперёд), ребята равномерно, медленно и беззвучно выдыхают воздух, произнося согласную Ф, С. Можно предложить поставить перед собой ладошку и ощутить мягкую воздушную волну или принести свечку и во время выдоха пронести перед ребятами.
«Звукообразование»
Возможности певческих голосов мальчиков первого года обучения ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полётности, эмоциональности. Добиться всего этого можно лишь при условии, что мальчики поют в фальцетном режиме. Чтобы ощутить этот регистр нужно просить ребят петь «тоненьким» голосом и использовать пение звуков верхнего регистра ( от си-бемоль первой октавы и выше). Интересно, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны мальчикам сложно, а сразу высоко они начинают правильно интонировать, так как высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие.
В распевках нужно добиваться ощущения «пения головой», развивать головной регистр «когда ученики упражняются на высоких звуках, то они должны их начинать с головного регистра. В этом случае полезно произносить в вокализации букву У, потому, что она способствует вызову головного голоса» (Г. Ломакин «Руководство к обучению пению в народных школах»), Это вытекает из механизма образования гласного У: активизируется работа голосовых связок и дыхания. Гласный У помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения. Развивая головной регистр, нужно уделять внимание и грудному. Чтобы ощутить разницу, можно попросить ребят положить руку на грудь и почувствовать как она «гудит».
Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это серьёзная, трудная и очень важная задача, потому, что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.
Очень важным и эффективным методом на начальном этапе является показ педагога. И педагог должен демонстрировать яркое и эмоциональное пение.
В работе с детьми 7-8 лет педагог должен основываться на игровые приемы, дети легко откликаются на эту форму деятельности и намного быстрее усваивают учебный материал. На хоре мальчиков «Парус» их используются очень много, такие как:
- «Педали я кручу поехать я хочу, ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ»
- «Слаймик я тяну и назад верну»
- «Тра-та-та, тра-та-та, в тире я стреляю, тра-та-та, тра-та-та, в цели попадаю»
- «Ракета вдаль летит» и др..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над двухголосием в младшем хоре
Методическая разработка представляет алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного музыкального произведения в младшем хоре....
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ
В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....
Сценарий "Новый год в русском стиле" для младшего хора (6-8 лет)
Сценарий написан для учащихся "Детской школы искусств", хористов младшей ступени (6-8 лет). Действующие лица - Зима - ведущая, два Скомороха, Медведь, Лиса, Волк, Снегурочка и Дед Мороз. Сценарий соде...
Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»
Методическая разработка . Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...
Презентация "Распевание в младшем хоре"
Презентация выполнена в Программе Microsoft Office Power Point 2010 на основе интерактивного приема Г.О.Аствацатурова "Сорбонки" по МК Н.Н.Покровковой "Сорбонки". Упражнения для распевания представлен...