Работа над двухголосием в младшем хоре
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_kanonom.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над каноном в младшем хоре.
1. Введение.
Рассказ о том, что такое канон.
Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.
2. Примеры канонов. Прослушивание аудиозаписей.
Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Один из известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показать один из многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в исполнении:
1 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков
2 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом!
3 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили
- Этапы разучивания:
- Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить хор на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя. Таким же образом можно озвучить и 3-голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из учеников декламировать третий голос.
Ритмический канон.
Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2-голос - маракас.
Двоим учащимся дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить ритмический канон:
Если позволяет наличие и разнообразие инструментов, вызвать большее количество человек и еще раз исполнить канон.
Музыкальный канон.
Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала мелодию канона пропеть всем хором вместе с учителем:
Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, учитель исполняет 1-голос, а концертмейстер – 2-й. Дети слушают.
Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном. Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и должно быть». Спеть еще раз. Теперь ребятам помогут. . Лена, Катя и Петя… Спеть еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить сильных детей. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.
Канон с движением.
Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2-голосный – 2 круга, если 3-голосный – 3 круга. Первый кружок - небольшой, второй – чуть больше, а третий – больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки».
После освоения этой задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.
Этот этап вносит оживление в работу над разучиванием канона и очень нравится детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал.
- Закрепление материала:
Провести музыкальную викторину, в которой среди разных произведений встретятся каноны.
Литература:
1. Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972
- Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998
3. Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997
- Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002
- Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009
- Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Статья "Формы работы над двухголосием в младшем хоре".
Как вводить двухголосие на хоре. О системе развития многоголосного пения у детей....
План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.
Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....
Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.
Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...
Конспект открытого занятия по теме: "Работа над двухголосием с обучающимися среднего хора"
Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2013-2014 уч.года...
Методическа разработка "НАчальный этап двухголосия на занятиях младшего хора"
Описание работы , методов и приемов по овладению начального двухголлосия....
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....