Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ
методическая разработка на тему
В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka_repertuar_hora_ansamblya.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Иванова Тамара Васильевна
Преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
г. Таганрога Ростовской области
Репертуар младшего хора и ансамбля как средство воспитания музыкального вкуса учащихся
вокально-хорового отделения ДШИ
К сожалению, последнее время намечается тенденция к снижению уровня музыкальной культуры общества в целом и внимания к музыкальному искусству в общеобразовательной школе в частности. Дети имеют очень скудные представления о музыкальных традициях своего народа и других народов мира, не знакомы с огромным наследием мировой музыкальной культуры, не ориентируются в многообразии жанров и стилей классической и современной музыки. Результаты проведенной диагностики показывают, что современные дети практически не посещают музыкальные концерты, не имеют в домашней фонотеке записей классической музыки. Навязываемая средствами массовой информации музыкальная поп-культура рассчитана на определенный круг потребительских интересов, и уж совсем не ставит своей главной целью воспитательные задачи. Это приводит к тому, что у современных детей слабо развита способность воспринимать музыку, не сформирована слушательская и исполнительская музыкальная культура, не развит музыкальный вкус.
В этих условиях воспитание эстетического вкуса, музыкально-художественной культуры учащихся – важнейшая задача системы дополнительного образования детей. Вокально-хоровое отделение «Детской школы искусств» г. Таганрога последовательно и планомерно создает учащимся условия для самореализации в коллективных видах музицирования – хоровом и ансамблевом пении. Хоровое пение, как форма приобщения детей и подростков к музыке, играет большую роль в воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся.
Хоровая музыка всегда ярко программна. Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений. Хоровой репертуар вбирает в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Посредством хоровой музыки дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, учатся понимать и исполнять произведения композиторов классиков и наших современников. Б. В. Асафьев придавал большое значение активному взаимодействию с музыкой, воспроизведению ее в разных формах исполнительской деятельности в процессе музыкального воспитания. «Участие в хоре, - писал он,- создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости». Подбор репертуара в детском вокально-хоровом коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания хором, должны соответствовать оптимальным возможностям хора и быть понятными хору. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и – что особенно важно – обладать высокими художественными качествами. Кроме этого необходимо учитывать вокальные особенности коллектива, уровень его профессионально-хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. В перечне исполняемых произведений должны присутствовать сочинения авторов различных эпох и композиторских школ. Это могут быть, например, произведения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов-полифонистов (включая И. С. Баха), венских классиков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ, русских композиторов-классиков, произведения композиторов советского периода. Отдельной страницей репертуарного списка могут включаться обработки народных песен. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен сочинениями русских композиторов – М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.С.Аренского, А.Т.Гречанинова, В.Калинникова, произведениями композитиров-песенников советского периода – И.О.Дунаевского, А.Н.Пахмутовой, Шаинского, Е.П.Крылатова и др.
В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности хора. Прежде всего это касается хоровых коллективов младшего школьного возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям.
Подбирая музыкальный материал для занятий хоровым пением, я стараюсь, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара, я опираюсь на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды.
В обучении хоровому пению можно выделить несколько возрастных этапов. Выбор репертуара на каждом из них не случаен и определяется целями и задачами, стоящими перед педагогом-хормейстером.
Я являюсь преподавателей хоровых дисциплин на вокально-хоровом отделении «Детской школы искусств» г. Таганрога и руководителем хора «Бусинки» и вокального ансамбля «Карамель». В хоре обучаются дети 5-7 лет, учащиеся подготовительного и 1 классов музыкального отделения ДШИ, в вокальном ансамбле – учащиеся вокального и хорового отделения младших классов (8-10 лет). Поэтому, основываясь на содержании обучения именно этих возрастных этапов, я буду описывать свой практический опыт подбора репертуара.
Основными целями и задачами первого этапа обучения являются:
-формирование мотивационной готовности к обучению;
-выявление и развитие природных музыкальных задатков;
-формирование элементарных навыков хорового пения.
Репертуар для детей 5-7 лет должен быть в первую очередь интересным и доступным для понимания, т. е. соответствовать их жизненному опыту. Для детей данного возраста характерно преобладание эмоций в восприятии окружающего мира. То же относится и к обучению. Поэтому музыкальный материал для занятий составляют песни с ярким, образным содержанием, тематика которых понятна детям, адекватна их возрасту. Подбирая песенный репертуар, необходимо учитывать физиологические особенности голосового аппарата (диапозон, регистр, степень владения дыхательным аппаратом и др. физические свойства). Различные несложные распевки, попевки очень подходят для обучения азам хорового пения. Такие как «Андрей-воробей», «Василек», «Дин-дон», «Петушок», «Мы поем – хорошо поем» и др. Кроме этого с детьми этого возраста используется музыкальный материал с элементами ритмики. Логоритмические упражнения под музыку «У ворот слышен стук», «Ночью темной», «Радуга-дуга» и др. направлены на совершенствование слухо-моторной координации и способствуют эмоциональному раскрытию детей через организованное движение. Артикуляционные и фонопедические упражнения развивают голосовой, дыхательный и артикуляционный аппараты детей и помогают переключить их внимание, не дают им устать во время занятий.
В течение 1-2 года обучения происходит развитие вокально-хоровых навыков, таких как чистота интонации, развитие элементарных понятий певческого дыхания, унисона «вступления», «окончания», воспитания потребности в эмоционально-осмысленном, выразительном исполнении освоенного материала.
Основу репертуарного плана хора «Бусинки» составляют одноголосные разнохарактерные песни современных композиторов. Их на данный момент огромное множество. Для примера можно привести сборники следующих авторов: М.Парцхаладзе, Е.Зарицкая, Г.Струве, Г.Портнов, А.Усачев, Ю.Корнаков, Е.Шатрова, Ж. Металлиди , Л.Абелян, Б.Абрамов, Е.Адлер, С.Баневич, Е.Поплянова и других. Тематика песен очень разнообразна, обязательно присутствуют произведения, посвященные Новому году, 8 Марта, 23 февраля, временам года и т.д. По возможности в репертуар включаются произведения старинных композиторов и копозиторов-классиков (И.С.Бах, Л.В.Бетховен, П.И.Чайковский) с целью расширения музыкального кругозора детей. Обязательно разучиваются несложные народные обработки («Как на тоненький ледок», «Дед Андрей», «Добрый мельник», «Козел и коза»). Для работы над развитием певческого дыхания и кантиленного пения используются колыбельные песни разных авторов.
Все участники вокального ансамбля «Карамель» имеют опыт пения в младшем хоре. Пение в ансамбле для них является второй ступенью обучения. На этом этапе продолжается работа над формированием и развитием навыков вокально-хорового исполнительства. Репертуар усложняется, расширяется диапозон, появляются элементы многоголосия. Основные задачи этого этапа:
-воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся (формирования навыков слушания, восприятия и исполнения классической музыки, знакомство с основными художественными стилями, характерными жанрами отечественной и зарубежной музыки);
-выявление и обоснование художественной идеи исполняемых произведений, поиск выразительных средств ее реализации;
- мотивация учащихся к концертной деятельности;
- подготовка к переходу в средний хор «Надежда», а затем в хор старших классов «Ассоль».
Освоение многоголосия следует начинать, в том числе с канонов («Братец Яков», «Мой петушок», Ройтерштейн «Рано утром вечерком»). Затем в репертуар постепенно включаются двухголосные произведения. Репертуар хорового коллектива становится более разнообразным с точки зрения эпох, жанров и стилей. Это классические произведения таких авторов, как И.С. Бах, Л.В.Бетховен, В.А.Моцарт, Ц.Кюи, П.И.Чайковский, В.Калинников. А также песни наших современников – Паулса, Птичкина, Хренникова, Подгайца, Марченко, Славкина, Семенова, Смирнова, Чичкова, Крылатова, Пахмутовой.. Важным навыком в хоровом пении является умение исполнять произведения a cappella , то есть без сопровождения. В связи с этим в репертуар обязательно включаются произведения без сопровождения фортепиано. Среди них народные обработки («Ивушка», «Бульба», «Реченька», «В темном лесе», «Казачья колыбельная», «На зеленом лугу»), рождественские колядки («Добрый тебе вечер», «Эта ночь святая», «Ангелы в небе»).
С самых первых шагов знакомства с музыкой песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. Репертуар хора и ансамбля формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур. Эстетическая направленность хорового репертуара способствует повышению уровня музыкального образования учащихся, воспитанию музыкального вкуса.
Литература:
1.Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Л.,1980.
2.Музыкальное образование в школе./ Под ред. Л.В.Школяр. – М.,2001.
3.Музыкально-энциклопедический словарь./ гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.,1990.
4.Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.,1999.
5.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.
Сведения об авторе: Васина Галина Михайловна концертмейстер Муниципального автономного учреждения дополнитель...
Выставка как средство воспитания художественного вкуса учащихся
Материал предназначен для педагогов и людей заинтересованных в организации выставки детского творчества....
"Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов"
Статья педагога дополнительного образованияГБОУ ЦДТ «Царицыно» г. Москвы по классу баяна, гитары,руководитель ансамбля народных инструментовБессольцева В. А....
Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.
Хоровая музыка всегда ярко программна. Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений. Хоровой репертуар вбирает в с...
Психофизические особенности учащихся вокального, хорового отделения ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Психофизические особенности учащихся вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Ритмическое воспитание в младшем хоре как одна из основ музыкального развития ребёнка
Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Воспитание и развитие чувства ритма – это серьезная и ответственная з...