Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
план-конспект по теме
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."
Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanovlennyy.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Озёрненская детская школа искусств |
Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре |
Открытый урок по хору |
Перподаватель Токарь Таисия Алексеевна |
Концертмейстер Бодарева Татьяна Леонидовна |
2012г. |
Преподаватель: Токарь Таисия Алексеевна
Дата проведения: 25.02.2012г.
Класс: 1-2
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.
Задачи :
Образовательные:
- формировать навыки пения a cappella;
- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
- выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
- продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжение развития гармонического слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
- расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков ,современных композиторов, народных песен).
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
- воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
- воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- индуктивный;
- дедуктивный;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- сопоставление песен, различных по характеру;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
- вокализация песен на слог и сольфеджио;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Братец Яков);
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
- юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Структура урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
- Выборочная проверка ( два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);
- коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».
- Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова).
- Основной этап.
4.1.Распевание
- Разминка: - «Кривляние»,
- «Язычок»,
- «Замочки»(дети открывают рот по руке).
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
- Упражнение «Чайка»(«немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.
- «Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием ,удлинением фраз.
- Скороговорка («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
Этапы работы:
- скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
- затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса( ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
- от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).
- «Воронина макаронина» Музыка и слова П. Синявского.
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
4.2.»Расскажи ,мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. Майкова
Этапы работы:
- Беседа с детьми о характере, настроении песни : песня о бабочке, значит характер лёгкий , воздушный ,вдох тоже лёгкий ,короткий, звук округлый;
- исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
- Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6.Дети: на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать интонацию 6 цифры.
- 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над длинным дыханием , интонацией на полутонах и скачках;
- 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
- исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом , выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.
Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»
4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.
Этапы работы:
- беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо ,а значит на хорошей опоре, активно;
- исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
- 1-4 фразы с остановками на высоких звуках ,отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
- в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
- 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
- исполнение песни целиком.
- «Весёлый лягушатник» Музыка А.Журбина, слова П.Синявского.
Этапы работы:
- беседа о смене стиля и характера произведения .Настроить характер ,а значит и перестроить звук, дыхание(удивленное ,шутливое ,а значит коротко ,легко и чётко делать вдох);
- пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:
- «зависать» на затакте (отработка интонации),
- окончания фраз короткие( «выталкивать»),
- последнюю фразу на «КУ»;
- исполнение 1- го куплета с текстом ,с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;
- работа над припевом:
- «прокатиться» по букве «Р»,
- дыхание активное ,петь на опоре, как на батуте;
- на слог «ква» закусить губку;
- исполнение от начала до конца с аккомпанементом.
- Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. нар. песню « Братец Яков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над двухголосием в младшем хоре
Методическая разработка представляет алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного музыкального произведения в младшем хоре....
Статья "Формы работы над двухголосием в младшем хоре".
Как вводить двухголосие на хоре. О системе развития многоголосного пения у детей....
Методическое сообщение на тему: " Начальный этап работы над произведением в младших классах"
Материал содержит следующие задачи: осознать контуры звуковой формы,прочитать и осмыслить ремарки, познакомиться с произведением....
Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса
Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....
Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...
Доклад "Начальный этап работы с хором"
Методическое сообщение раскрывает организацию занятий, вокальное воспитание, работу над репертуаром в хоре хормейстера детской хоровой школы «Весна» - Натальи Авериной...
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....