Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
план-конспект по теме

Токарь Таисия Алексеевна

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."

Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanovlennyy.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Озёрненская детская школа искусств

Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

Открытый урок по хору

Перподаватель Токарь Таисия Алексеевна

Концертмейстер Бодарева Татьяна Леонидовна

2012г.


Преподаватель:  Токарь Таисия Алексеевна

Дата проведения:  25.02.2012г.

Класс:  1-2

Предмет:  хоровой класс.

Тема урока:  Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения:  коллективная.

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока:  развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи :

       Образовательные:

  1. формировать навыки пения a cappella;
  2. добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического  слуха;
  3. выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
  4. продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

      Развивающие:

  1. продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
  2. продолжение развития гармонического слуха;
  3. развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
  4. расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар  (произведения русских классиков ,современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

  1. воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
  2. воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
  3. воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
  4. воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения: 

  1. наглядный (слуховой и зрительный);
  2. словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  3. индуктивный;
  4. дедуктивный;
  5. проблемно – поисковый;
  6. объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

       Методические приёмы:

  1. творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  2. применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;
  3. побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  4. сопоставление песен, различных по характеру;
  5. вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  6. представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
  7. вокализация песен на слог и сольфеджио;
  8. задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Братец Яков);
  9. образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;
  10. юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

         

        Психологические условия на уроке:

  1. психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
  2. личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального  развития;
  3. учёт индивидуальных особенностей;
  4. дифференцированный подход.

 Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
  1. Выборочная проверка ( два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);
  2. коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».

  1.  Постановка цели и задач урока.

На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова).

  1. Основной этап.

4.1.Распевание

  1. Разминка: -  «Кривляние»,

                     -  «Язычок»,

                     -  «Замочки»(дети открывают рот по руке).

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

  1. Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.

  1. «Восьмёрки»;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием ,удлинением фраз.

  1. Скороговорка  («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.

 Этапы работы:

  1. скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение  вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
  2. затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса( ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
  3. от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического  трезвучия. Предварительно дети пропели по группам  свои голоса(1,3 и 5 ступени).
  1. «Воронина макаронина»  Музыка и слова П. Синявского.

Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

4.2.»Расскажи ,мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. Майкова

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни : песня о бабочке, значит характер лёгкий , воздушный ,вдох  тоже лёгкий ,короткий, звук округлый;
  2. исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
  3. Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6.Дети: на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать  интонацию 6 цифры.
  4. 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над  длинным дыханием , интонацией  на полутонах и  скачках;
  5. 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
  6. исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом , выразительно. Задание детям:  ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.

Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

Этапы работы:

  1. беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо ,а значит на хорошей опоре, активно;
  2. исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
  3. 1-4 фразы с остановками на высоких звуках ,отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
  4. в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
  5. 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
  6. исполнение песни целиком.

  1. «Весёлый лягушатник»  Музыка А.Журбина, слова П.Синявского.

Этапы работы:

  1. беседа о смене стиля и характера произведения .Настроить характер ,а значит и перестроить звук, дыхание(удивленное ,шутливое ,а значит коротко ,легко и чётко делать вдох);
  2. пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:

- «зависать» на затакте (отработка интонации),

- окончания фраз короткие( «выталкивать»),

- последнюю фразу на «КУ»;

  1.    исполнение 1- го куплета с текстом ,с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;
  2. работа над припевом:

-  «прокатиться» по букве «Р»,

-  дыхание активное ,петь на опоре, как на батуте;

- на слог «ква» закусить губку;

  1. исполнение от начала до конца с аккомпанементом.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. нар. песню « Братец Яков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над двухголосием в младшем хоре

Методическая разработка представляет алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного музыкального произведения в младшем хоре....

Статья "Формы работы над двухголосием в младшем хоре".

Как вводить двухголосие на хоре. О системе развития многоголосного пения у детей....

Методическое сообщение на тему: " Начальный этап работы над произведением в младших классах"

Материал содержит следующие задачи: осознать контуры звуковой формы,прочитать и осмыслить ремарки, познакомиться с произведением....

Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса

Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....

Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...

Доклад "Начальный этап работы с хором"

Методическое сообщение раскрывает организацию занятий, вокальное воспитание, работу над репертуаром в хоре хормейстера детской хоровой школы «Весна» - Натальи Авериной...

Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"

Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....