« РАСПЕВАНИЕ В ДЕТСКОМ ХОРЕ.»
статья (музыка) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« РАСПЕВАНИЕ В ДЕТСКОМ ХОРЕ.»
Хоровое пение – основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах. В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков.
Распевание – это раздел занятий, в процессе которых формируются основные вокально-технические навыки голосообразования - фонационное дыхание, атака звука, певческая артикуляция и дикция. При распевании осуществляется физиологическая подготовка, разогрев голосовых связок. Упражнения должны соответствовать основным принципам вокальной педагогики: постепенности и последовательности, индивидуальному подходу к учащимся.
Вокальные упражнения – это многократно повторяемые специально организованные вокальные действия. Они должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. При пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса, поэтому упражнения чаще поются в мажоре. Вначале они исполняются в спокойном, медленном темпе, но по мере освоения навыков темп упражнений убыстряется. Обычно они располагаются ввиде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз, поются ровным по силе звуком – mf.
На начальном этапе главным является выработка кантиленного пения, оно невозможно без предварительной беседы о певческом дыхании. Работа над дыханием проводится в течение всех лет обучения. Начинается с выработки певческой установки, смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии.
Начинать целесообразно с упражнений, в которых основное внимание обращается на активный выдох. Вдох же нужно производить быстро, но спокойно, следя за расширением ребер. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. После этого начинается пение на равномерном, плавном выдохе. Пение «нон легато» очень полезно для закрепления навыка правильного вдоха и выдоха.
При горловом призвуке, зажатом голосообразовании, помогут гласные «а, о, у». Согласные значительно активизируют работу артикуляционных органов. Полезно употреблять слоги с сонорными согласными - м, н, л, р, взрывными – б, д, п.
Для активизации мягкого неба применяют слоги – ку, гу.
Чтобы округлить звук и для собранности звучания рекомендуются слоги «ду, да, ле, мо». Звонкому, светлому звучанию способствуют слоги «ди, зи, ми, ля, ли».
Упражнения на одной ноте выравнивают интонацию, строй и унисонное звучание, способствуют развитию цепного дыхания.
Пение с закрытым ртом настраивает на голосовое звучание, рекомендуется давать в начале распевания, способствует выработке высокой позиции звука.
Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. Начинать работу надо с близким к речевым интонациям интервалов -терций, кварт, затем - квинт, секст, октав. К этому виду упражнений относятся трезвучия и арпеджио.
Упражнения на легато даются для выработки кантилены, хорошо развивают певческое дыхание.
Упражнения на стаккато активизируют голосовые связки, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке.
Пение гамм является незаменимым средством для выработки кантилены, выравнивания звучания, для развития подвижности и беглости, способствует расширению диапазона и развитию дыхания.
Особое внимание заслуживают упражнения на дикцию. Одним из важнейших правил дикции в пении является краткость и активность произношения согласных, требуется четкая работа губ.
Редкостью являются хоры, состоящие только из юношей. Такие хоры имеют свои преимущества: легче следить за развитием и изменением голоса в мутационный период. Крайне важно сохранить умение петь легким, головным звуком, нельзя форсировать развитие мужского голоса.
В настоящее время практикуется применение ввиде упражнений отрывков из вокальных и инструментальных произведений. Изучая опыт лучших учителей, в частности замечательного педагога Гродзенской, встретились с ее методом применения «музыкальных позывных» и пение инструментальных тем. Возникло много возражений, вопросов. Можно ли петь отдельные темы инструментальных произведений, именно не все произведение, а только его части? Стоит ли превращать их в тренировочные упражнения? Многое решает мера.
Опыт показал, что проводить распевание на инструментальном материале в 1-2 классе не имеет смысла; с конца 3 класса, в 4 и 5 классе целесообразно проводить в сочетании с другими вокальными упражнениями. В 6-7 классах эти распевания нередко меняют отношение учеников не только к этому виду деятельности, но и возрастает интерес к музыкальным занятиям в целом. Эти упражнения решают самые разнообразные задачи: развитие гармонического и мелодического слуха, чувства лада и ритма, формирование вокально-исполнительских навыков.
Некоторые примеры.
Для выработки навыка протяжного напевного звучания исполняются мелодии средней части из Прелюдии №5, ор.23, С.Рахманинова, тема из 2 части сонаты №27 Бетховена, тема пьесы «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.
Для выработки навыка легкого подвижного пения – побочная партия из 3 части сонаты №17 Л.Бетховена, тема из 1 части симфонии №5 Л.Бетховена, тема из 1 части «Неоконченной симфонии» Ф.Шуберта (c moll).
Для развития ладового чувства – трио из Экспромта №4 Ф.Шуберта, ор.90. Постепенно в результате целенаправленных занятий ученики с большим желанием начинают петь темы из Прелюдии №5 и Второго концерта фор фортепиано с оркестром С.Рахманинова, темы из произведений Л.Бетховена.
Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.
Обобщая опыт лучших педагогов, таких, как Гродзенская, Стулова, Маслов, Шатские и собственный опыт работы с детскими голосами при помощи распевания можно сделать вывод, что распевание помогает педагогу расширить музыкальный кругозор, музыкальный слух, представления детей. Подготовить их к восприятию сложных произведений, эффективно использовать время, воспитывать у детей музыкальный вкус, вызвать интерес к хоровым занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская духовная музыка в детском хоре.
История, исследования, анализ....
Организация детского хора
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №409 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ХОРА...
Распевание в детском коллективе.
Распевание в хоре. Забавные распевки....
Один из лучших в мире школьных детских хоров на гастролях в России. Видео Tiffin-хора.
Хор основан в 1957 году при Tiffin School. Сами англичане в своих аннотациях к концертам обязательно отмечают, что этот хор является именно государственным, как и само учебное заведение, при котором о...
Презентация "Распевание в младшем хоре"
Презентация выполнена в Программе Microsoft Office Power Point 2010 на основе интерактивного приема Г.О.Аствацатурова "Сорбонки" по МК Н.Н.Покровковой "Сорбонки". Упражнения для распевания представлен...
Методическая разработка «Распевание в детском вокальном народном ансамбле». Начальный этап.
Статья об особенностях распевания народного коллектива на начальном этапе обучения....
Распевание в младшем хоре
Методическая разработка "Распевание в младшем хоре"....