Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.
Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ» (ГБОУ школа № 883)
Открытый урок по хору
Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у учащихся в младшем хоре».
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Воспитание речевой культуры.
Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)
Последовательность предлагаемых заданий:
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз(здравствуйте все) ,затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте)Т53-Т6-Т53(сверху вниз)для этого нужно исключить вторую повторяющую «в» и спеть здраствуйте. Все внимание переносится на гласные «а» и «у» петь на легато, аккуратно спеть слог «те» опираясь на гласную «е», тем самым думая про «э»
:Далее педагог предлагает распеться:
1. Пение в унисон(все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма»(по полутонам) , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на легато»мягкие губы не совсем плотно сомкнуты,это упражнение поется ровно без толчков.Согласная «м» активизирует работу губ.
«да-де-ди-до-ду»,упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы(поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто,моркатто.(штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино ,в ней главные персонажи: Мальвина, Буратоно, Карабас-Барабас. Мальвина-поем на легато-плавно,протяжно, Буратино- стакатто, как и сам герой, отрывисто,Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым ,важным шагом.
3.Пение на гласные и согласные. За основу берется знакомая ребятам песенка например «В лесу родилась елочка»
а.фразу поем на слоги «па» «ра»
б.фразу поем на «пу» «ру»
в.фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере , стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка,два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки- крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения.слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл.Л.Конрашенко
Сама по себе грустная, но мужественная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а)Как горько-смотреть текст из песни(столкновение двух согласных глухой «к» с небной «г»)то таким образом стремление согласных внутри слова к последующей гласной (о)(И видеть там)-текст песни ,кончик языка упирается к небу.Шумят-текст стремление к «у» «я»
б)припев: «считайте нас своими сыновьями» -текст из произведения , сочетание «сч» уподобляются долгому «щ» тоесть поется как щщитайте. в)Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения.
г) прибирать окончания петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию «Потеря-ЛИ» не бросать, а допеть опираясь при этом на слог с сонорной гласной «ря»
д) Не садиться на «ы» в слове «головы» а мыслить ее как «и»
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз.
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Все знать» музыка и слова Е.Филлиповой(весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «видим мы вокруг-сам слог «во» петь как «ва» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.
Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.
Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ» (ГБОУ школа № 883)
Открытый урок по хору
Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у учащихся в младшем хоре».
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Воспитание речевой культуры.
Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)
Последовательность предлагаемых заданий:
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз(здравствуйте все) ,затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте)Т53-Т6-Т53(сверху вниз)для этого нужно исключить вторую повторяющую «в» и спеть здраствуйте. Все внимание переносится на гласные «а» и «у» петь на легато, аккуратно спеть слог «те» опираясь на гласную «е», тем самым думая про «э»
:Далее педагог предлагает распеться:
1. Пение в унисон(все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма»(по полутонам) , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на легато»мягкие губы не совсем плотно сомкнуты,это упражнение поется ровно без толчков.Согласная «м» активизирует работу губ.
«да-де-ди-до-ду»,упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы(поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто,моркатто.(штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино ,в ней главные персонажи: Мальвина, Буратоно, Карабас-Барабас. Мальвина-поем на легато-плавно,протяжно, Буратино- стакатто, как и сам герой, отрывисто,Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым ,важным шагом.
3.Пение на гласные и согласные. За основу берется знакомая ребятам песенка например «В лесу родилась елочка»
а.фразу поем на слоги «па» «ра»
б.фразу поем на «пу» «ру»
в.фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере , стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка,два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки- крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения.слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл.Л.Конрашенко
Сама по себе грустная, но мужественная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а)Как горько-смотреть текст из песни(столкновение двух согласных глухой «к» с небной «г»)то таким образом стремление согласных внутри слова к последующей гласной (о)(И видеть там)-текст песни ,кончик языка упирается к небу.Шумят-текст стремление к «у» «я»
б)припев: «считайте нас своими сыновьями» -текст из произведения , сочетание «сч» уподобляются долгому «щ» тоесть поется как щщитайте. в)Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения.
г) прибирать окончания петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию «Потеря-ЛИ» не бросать, а допеть опираясь при этом на слог с сонорной гласной «ря»
д) Не садиться на «ы» в слове «головы» а мыслить ее как «и»
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз.
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Все знать» музыка и слова Е.Филлиповой(весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «видим мы вокруг-сам слог «во» петь как «ва» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.
Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.
Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...
Статья для фестиваля педагогических идей "Открытый урок":«Формирование лексических навыков при обучении иностранному языку младших школьников»
Статья знакомит с приемами опережающего введения лексики при обучении английскому языку....
Конспект открытого урока "Вокальное слово и дикция"
Цель открытого урока "Вокальное слово и дикция" - это развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....
«Формирования навыка певческой дикции в работе с хоровым коллективом»
- Речевые игры и вокальные упражнения. - Формирование певческого аппарата у школьников- Выработать умение четкого произношения слов во время исполнения...
Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"
Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"
Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....