Технологическая карта урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня — песенный жанр, возникший в середине 19в. в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_v_6kl.docx | 58.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Байдакова Наталья Викторовна
Предмет: музыка
Класс: 6
Тема: «Авторская песня: прошлое и настоящее».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомиться с понятиями барды, авторская песня, получить представление о возникновении бардовской песни и о творчестве некоторых, наиболее известных авторов исполнителей.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с жанром авторская песня, раскрыть такие понятия как ваганты, барды.
Воспитательные:
- содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- умение выделять главное, существенное;
- развитие творческой активности
Планируемый результат:
Предметные:
- знать исполнителей авторской песни;
- уметь анализировать творчество исполнителей авторской песни.
Личностные:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
-выражение собственной точки зрения по теме урока;
-умение применять правила охраны своего здоровья.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- слушать собеседника и вести диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.
Познавательные:
- формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. | Музыкальное приветствие учителя с классом Учитель: Вот звонок вам дал сигнал: Встало солнышко давно, проверка готовности к уроку На уроке мы будем работать в группах. | Вход в класс под песню Олега Митяева «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались!» Музыкальное приветствие класса с учителем. Настрой на работу. |
2. Формулирование темы урока 3. Постановка цели и задач | Посмотрите внимательно на фотографии. - Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (презентация) | Ответы обучающихся |
|
-Ребята, а какие жанры песен вы знаете? - Как вы думаете, в каком жанре написана песня, под которую вы вошли в класс? Звучит фрагмент песни «Как здорово…» - По каким признакам вы узнали авторскую песню? - Чем она отличается? -Как вы понимаете слово автор? Что он делает? - Как вы думаете, что принадлежит автору в авторской песне? - Попробуйте сформулировать тему урока нашего урока.
Тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее». Песни вагантов. - А как вы думаете, какая цель и какие задачи у нас сегодня будет на уроке? Обобщаю. Цель урока: познакомиться с понятиями барды, авторская песня, получить представление о возникновении бардовской песни. Наша задача познакомиться с выдающимися представителями авторской песни | Народная, композиторская, джазовая песня, рок-песня, авторская песня….. Слушают песню. Варианты ответов: -Поют под гитару. Мелодия не сложная, простая. -Автору принадлежит музыка, стихи… - Автор сочиняет стихи, музыку, исполняет её.
Формулируют тему урока…… (в диалоге учитель помогает скорректировать тему урока, если возникнет необходимость) -Узнать о жанре авторской пени -Познакомиться с историей развития авторской песни, научиться их исполнять, узнать музыкальный образ песен, познакомиться с авторами-исполнителями этих песен. |
3. Изучение нового материала Открытие новых знаний | Итак, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты. Кто же такие ваганты? На этот вопрос нам ответит 1 группа ребят, которые подготовили краткое сообщение о них. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв. Знаменитая песня «Гаудеамус», прославляющая академию и преподавателей –профессоров, уже много лет является международным студенческим гимном. Что такое гимн? - Давайте послушаем «Гаудеамус» в исполнении студенческого хора под управлением Б. Тевлина и составим паспорт гимна Обучающиеся слушают «Гаудеамус» (фрагмент) - Молодцы. -Совершив экскурсию в прошлое, я предлагаю вам отправиться из древней Руси в XX век. Давайте послушаем выступление 2 группы учеников с кратким сообщением «Авторская песня сегодня». Молодцы! Кто же они, - авторы-исполнители? Сейчас их имена знают уже многие. Ребята, найдите в учебнике авторов- исполнителей авторской песни Молодцы! И сейчас я вкратце познакомлю вас с некоторыми бардами. (презентация) Ребята, как вы думаете, в чём же ценность авторской песни? | 1 группа Сообщение. Будет ныне учреждён Наш союз вагантов Для людей любых племён, Знаний и талантов. (из поэзии вагантов) В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты. Вага́нты (от лат. vagantes — странствующие) — «бедные люди» в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Среди них были студенты, монахи, философы – актёры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их весёлое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Например, мотив весенней природы сочетается у вагантов с восхвалением молодости как «вешней поры жизни, времен любви, веселья и беззаботности.
Ответы обучающихся Гимн – торжественная песня Гимн торжественная мелодия Гимн официальный символ каждого независимого государства ……. Создаём паспорт гимна
2 группа. Сообщение В середине 20в. в нашей стране зародился новый жанр - авторская песня. Авторская песня сегодня. 1. Союз музыки и слова. 2. Размышления о смысле жизни, признания в любви, воспевание дружбы. 3. В этих песнях есть шутка, юмор, сатира. Авторская песня - своеобразный городской фольклор, который называют по-разному:
Работа с учебником. Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Юлий Ким, Владимир Высотский Работа с учебником.
|
4. Первичная проверка понимания. Закрепление новых знаний | Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Любовь к слову определяет точность музыкальной интонации. И сюжет, и рифма, и ритм. И мелодия служат выявлению смысла. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. И сейчас вы будете выполнять 1 задание. Тест по данной теме урока. Давайте проверим ваши ответы. Молодцы. Хорошо справились с заданием. 2 задание. «Угадай барда» ( презентация) Проверяем 2 задание Молодцы! | Тест. (работа по группам самостоятельно, по карточкам) 1.Кто такие ваганты? А)студенты Б) бродяги В) философы А) "Гаудемаус" Б) "Возьмитесь за руки, друзья !" 3. В каком веке зародился новый жанр - авторская песня? А)18 веке Б) 19 веке 4. Что значит авторская песня? А ) городской фольклор Б) романс 5. Как по другому называют авторскую песню? А) бардовской 6. Кто из них не является бардом? А) Ю.Ким Б) В.Высоцкий В) Б. Окуджава Г) А.Розенбаум Работа по группам. Обучающиеся угадывают по фотографиям бардов (Презентация) |
5. Физкультминутка. Бабочка | - Мы хорошо потрудились, давайте отдохнём Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Обучающиеся выполняют упражнения. |
6. Вокально-хоровая работа | Сегодня на уроке мы послушаем и разучим песню «Нам нужна одна победа» (также «Здесь птицы не поют» или «Десятый наш десантный батальон» песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» в 1970. В картине её поёт сестра милосердия Рая (Нина Ургант). В финале фильма музыкальная тема повторяется в оркестровой аранжировке без слов. Звучит песня «Нам нужна одна победа» Беседа по содержанию песни Разучивание песни. Создаём паспорт песни | Работа с учебником. Ответить на вопросы
Слушают песню. Беседа и разучивание песни Создаём паспорт песни
|
7. Итог урока | Подведём итог нашего урока. Я хочу услышать от вас, что нового сегодня вы приобрели. | Приём «ПОПС-ФОРМУЛА» 1. «Я считаю, что…….» 2. Потому что……» 3. Подтверждается эта мысль словами из текста…..» «Я могу это подтвердить…..» 4. «Исходя из этого, я делаю вывод, о том, что…..» |
8. Домашнее задание | Подготовить компьютерную презентацию на тему «Авторская песня: любимые барды». | |
9. Рефлексия | Выставление оценок за работу на уроке И закончить наш урок мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни: Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всём друг другу потакая, Тем более что жизнь короткая такая. Урок закончился. Звонок! Пора настала отдохнуть. Но, что изучено сегодня, Ты выучить не позабудь! Все МОЛОДЦЫ! До свидания! | Закончите предложения 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я___________ 2) Больше всего мне понравилось______________ 3) Самым интересным сегодня на уроке было______ 4) Самым сложным для меня сегодня было_______ 5) Сегодня я понял_______ 6) Сегодня я задумался_____ 7) Сегодняшний урок показал мне_________ 8) Я изменил своё отношение к__________ 9) На следующем уроке я хочу_________ |
Источники информации:
1. Учебник «Музыка» для 6 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
М.: изд-во «Просвещение».
2. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.
Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...
технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"
технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак ФГОС...
Технологическая карта урока музыки «Мир старинной песни»
Сценарий урока предусматривает применения ЦОР. Расичтан для учащихся 6 класса...
Методическая разработка. Технологическая карта урока музыки 6 класс "Старинной песни мир"
технологическая карта урока музыки , с описанием этапов работы, вида деятельности учащихся и учителя...
Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»
Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»...
Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...
Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...