Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни А.Якушевой,Ю.Визбора.История грушинских фестивалий. Картина Шагала "Прогулка". История создания песни "Глобус". К уроку прилагается презентация- фотографии и тексты песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская песня. | 21.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход урока
Урок по теме «Авторская песня. Прошлое и настоящее» 6 класс (Программа Сергеевой Г.П,Критской Е.Д.) Андреева Ирина Леонидовна, учитель музыки высшей категории ГБОУ школа № 14, Невский район,г. С-Петербург Цель урока:Изучение учащимися жанра авторской песни, приобщение учащихся к авторской песне. Задачи:Раскрыть тематику авторской песни,показать ее огромный воспитательный потенциал.,заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. Ход урока: Вход под песню Б.Окуджавы «Возьмемся за руки друзья» Учитель: Здравствуйте, садитесь. Исполняется песня «Как здорово ,что вместе мы сегодня собрались» Учитель: « Как здорово, что вместе мы сегодня собрались».Эти слова являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.А тема урока –«Авторская песня» А кто же автор этой замечательной песни,являющейся гимном бардовского движения? Ученик: Эту песню в 1978 году написал Олег Митяев. Учитель: На нашем уроке сегодня присутствуют мои коллеги, ваши учителя, неслучайно.Ведь им, как и мне, авторская песня близка и понятна. Мы взрослели на этих песнях,пели их на вечерах, в туристских походах, у костра. переписывали от руки в свои блокнотики,а мелодию , что называется, передавали из «уст в уста» ,как когда-то народные песни. Авторская песня. Но что это такое на самом деле?Давайте откроем для себя смысл этих слов. Кто может рассказать об этом? Ученик: Авторская или бардовская музыка-это песенный жанр,возникший в середине 20 века в Советском Союзе.Самым большим периодом роста этого жанра стали 1950-1960 годы. Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и моментально достигла широкой популярности в обществе.Обычно бардовская музыка исполняется автором под гитару.При исполнении автором песни главное- качество текста. Изначально авторами этих песен были студенты и туристы.Они сильно отличались живым,простонародным подходом к теме,писали очень человеческие тексты песен,которые закрадывались в самые дальние уголки души. Это была музыка от души для души. Учитель:А слово «бард» русское? Ученик:Нет, это слово иностранное. Учитель: Что оно означает? Ученик: Бард(от английского и ирландского языков)переводится как певец. Народный певец древних кельтских племен в начале нашей эры.В средние века бардами называли профессиональных поэтов- певцов,служивших при княжеских дворах в Ирландии. Учитель:Ну, а что же в Древней Руси? Были у нас свои барды? Ученик:Да,свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси.По городам и деревням ходили слагатели былин- Баяны, с гуслями в руках.Это певцы-сказители.В своих песнях они несли правду жизни,песни их были сердечно красивы.Люди их очень любили и,завидев , бросали все дела и внимательно вслушивались в то , о чем они пели. Учитель: Давайте рассмотрим картину Васнецова «Баян». что мы видим? Ученик: На картине седовласый старец Баян,певец-сказитель исполняет песню.Люди,сидящие рядом сним, внимательно его слушают. В руках у певца –гусли (старинный щипковый инструмент). Весь вид певца показывает нам,что песня о чем-то важном,что волнует людей. .Учитель:А скаким оперным былинном героем, певцом-сказителем, мы с вами знакомы? Назовите автора этой оперы и ее название? Ученик:Римский-Корсаков «Садко». Учитель: А теперь откроем учебники на странице 84. Кто выполнил домашнее задание и может нам рассказать историю создания замечательной песни «Глобус»? Ученик:(В учебнике стр (84-85) Учитель:А теперь мы исполним. первый вариант «За зеленым забориком…» Учитель: Какие чувства выражает эта музыка и картина Шагала «Прогулка»? Что между ними общего? Ученик:Характерный для живописи Шагала мотив полета,воспарения, отрыв от реальности связан с темой любви. Любовь на полотнах Шагала -это их совместный полет с Беллой,его женой. Учитель:Давайте исполним «Глобус», текст в учебнике стр.85. Учитель: А теперь вспомним, какая музыка звучала,когда вы входили в класс? Ученик:Булат Окуджава «Старинная студенческаяпесня». Учитель: Первым по значимости российским бардом по праву считается Б.Ш.Окуджава.Кто нам о нем может рассказать? Ученик: «Когда во всех концах державы, Магнитной лентой шелестя, Возникли песни Окуджавы, Страна влюбилась в них, хотя… Какя брань,какие клички тем песням выпали В свой срок…» Булат Шавлович Окуджава родился в Москве в 1924 году.Вот как он сам написал в своей биографии: «По происхождению- грузин,но родной язык-русский. После 9 класса, в 17 лет добровольно ушел на фронт. Воевал.Был ранен.Остался жив.Учился в университете. Преподавал в школе русский язык и литературу.Осенью 56года впервые взял в руки гитару и спел первый стих под аккомпанемент.» В своих песнях, а их около 150,Окуджава продолжил традиции 19 века- дух декабристов,когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества-Любовь,Вера и Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и справедливости. Учитель:9 мая Б.Окуджаве иполнилось бы 89 лет. Давайте послушаем его песню в исполнении автора. «До свидания,мальчики». Учитель: Владимир Высоцкий- еще один яркий представитель авторской песни. Кто может о нем рассказать? Ученик: Владимир Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни.Его по праву называют « сердцем» авторской песни.К его песням можно относиться по разному.Их можно любить или не любить.Но мимо песен Высоцского нельзя пройти.И нельзя сделать вид,что они просто –напросто не существуют. Сами песни не дадут этого сделать.Ибо они всегда заметны,всегда слышимы. Исплняется песня «На братских могилах». Учитель:Как вы думате, что главнее в авторских песнях-поэтический текст или мелодия? Ученик: текст. Учитель:Нужны этим песням украшения, спецэффекты? Ученик:Авторской песне не нужны украшения и спец эффекты.Она должна идти от сердца автора к сердцу слушателя. Учитель: О чем говорит автор со слушателем? Ученик:Автор говорит со слушателем о том,что будет волновать людей всегда,о вечных ценностях. Учитель: А в чем же ценность авторской песни? Ученик: Несомнено это искренность,доверие,доступность для исполнения и восприятия любым человеком.В этих песнях авторы размышляют о смысле жизни,признаются в любвии воспевают дружбу,а также много в этих песнях шуток,сатиры и юмора.И в то же время это настоящая музыка,способная скупыми средствами выразить глубокие чувства человека. Исполняется песня Ады Якушевой «Вечер бродит». Учитель:В истории авторской песни есть печальное событие. В1967году Валерий Грушин с друзьями ушел в водный поход на байдарках в Восточные Саяны.На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка).Валерий бросился их спасать,но сам выплыть не смог.Смерть его потрясла институт,в котором он учился.Валерий был душой компании-пел песни под гитару,сам сочинял их.Чтобы сохранить память о нем, в 1968 году родился фестиваль авторской песни,он носит имя Валерия Грушина.Приезжают туда люди со всей России,привозят свои песни и поют. Учитель:Юрий Визбор,Новелла Матвеева, Юлий Ким,Александр Городницкий, Александр Дольский ,Сергей Никитин-вот неполный список имен российских бардов,чьи песни горячо любимы в нашей стране. Они не были профессиональными музыкантами. Но почему песни бардов,несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны? Как вы думаете? Ученик:Бардовская песня –это искренний разговор по душам со слушателем.Как бы наедине со всеми.Авторы –исполнители хотят,чтобы мы увидели мир их глазами. Барды 60-тых пели олюбви и романтике, о дружбе и взаимо выручке, о кострах и походах,о победах и поражениях,о силе и слабости человеческого духа-то есть ожизни во всех ее проявлениях. Учитель: Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам,а барды помогают нам своими песнями-размышлениями. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Ученик:Мы узнали ,что такое автрская песня. -Кто является авторами и исполнителями. -О чем эти песни,какую роль они играют в жизни простых людей. -Узнали имена известных бардов,разучили их песни. Учитель:А закончим мы наш урок песней Б.Окуджавы « Пожелание друзьям». Учитель: На этом наш урок заканчивается,спасибо за активное участие и работу на уроке.До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"
«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...
Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...
Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
Презентация на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" 6 класс
Презентация на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" 6 класс...
Урок музыки в 6 классе по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Конспект урока музыки по программе Критской Е.Д., проводимого в 6 классе по теме: "Авторская песня: прошлое и настоящее"...
Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...
Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...