Тема урока:Музыкальный сказочник.
план-конспект урока по музыке

Оксана Владимировна Ломинская

Урок музыки для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_29.04.docx23.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 32     Дата____________________4-А Учитель: Ломинская О. В.

                Дата____________________4-Б Учитель: Ломинская О. В.

                Дата____________________4-В Учитель: Ломинская О. В.

Тема урока: Музыкальный сказочник.

Цель: расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».

Метапредметные: проявление творческой инициативы и самостоятельности; активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки.

Личностные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, её оценки и представления в творческих формах работы;

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Познавательные: осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и выполнения творческих заданий.

Оборудование: учебник по музыке 4 класс, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

  1. Актуализация опорных знаний.

Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.

Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,

Чудес и песен в сказке – до небес!

Вы представляете, как стало бы скучно,

Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.

  1. Мотивационно-целевой этап

Римский-Корсаков говорил: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником». Но не только русские сказки встречаются в творчестве композитора. Восточная тематика также занимает большое место в музыке Римского-Корсакова.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым произведением Римского-Корсакова - симфонической сюитой «Шехеразада», написанной по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь». Сюита «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока. Мы познакомимся с её героями: сказочницей Шехеразадой и грозным султаном Шахриаром, сравним образы этих героев и выявим черты, которые их отличают. Узнаем также значение выражений (словосочетаний) «симфоническая сюита» и «программная музыка».

IV.        Работа по теме:

Композитор Н. А. Римский-Корсаков был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.

В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание , вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.

Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.

В своих произведениях композитор описал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы».

Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых на сказочные сюжеты.

Ребята, кто читал книгу «Тысяча и одна ночь»? Какие сказки туда входят?

Сборник этих сказок появился в XVIII во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Сказки создавались многими поколениями разных народов: арабами, персами, индусами.

Н. А. Римского-Корсакова увлёк Восток, с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью. Мы сегодня узнаем что такое сюита. Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

_ Ребята, вспомните и назовите сюиты, которые мы слушали.

(Э. Григ «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)

Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение.

Сюита (с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Понятие программная музыка означает ту музыку, в основе которой лежит определенный сюжет, программа.

Композитор приложил к партитуре следующую программу:

Жил-был когда-то злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Отцы и матери прятали от царя Шахрияра своих дочерей и убегали с ними в другие земли.

          Скоро во всем городе осталась только одна девушка — дочь визиря, главного советника царя, - Шахразада.  Грустный ушел визирь из царского дворца и вернулся к себе домой, горько плача. Шахразада увидела, что он чем-то огорчен, и спросила:

         - О батюшка, какое у тебя горе? Может быть, я могу помочь тебе?

Долго не хотел визирь открыть Шахразаде причину своего горя, но наконец рассказал ей все. Выслушав своего отца, Шахразада подумала и сказала:

        - Не горюй! Отведи меня завтра утром к Шахрияру и не беспокойся - я останусь жива и невредима. А если удастся то, что я задумала, я спасу не только себя, но и всех девушек, которых царь Шахрияр не успел еще убить.

Сколько ни упрашивал визирь Шахразаду, она стояла на своем, и ему пришлось согласиться.  А у Шахразады была маленькая сестра — Дуньязада. Шахразада пошла к ней и сказала:

      - Когда меня приведут к царю, я попрошу у него позволения дослать за тобой, чтобы нам в последний раз побыть вместе. А ты, когда придешь и увидишь, что царю скучно, скажи: «О сестрица, расскажи нам сказку, чтобы царю стало веселей». И я расскажу вам сказку. В этом и будет наше спасение.

  А Шахразада была девушка умная и образованная. Она прочитала много древних книг, сказаний и повестей. И не было во всем мире человека, который знал бы больше сказок, чем Шахразада, дочь визиря царя Шахрияра.

На другой день визирь отвел Шахразаду во дворец и простился с ней, обливаясь слезами. Он не надеялся больше увидеть ее живой.

Шахразаду привели к царю, и они поужинали вместе, а потом Шахразада вдруг начала горько плакать. - Что с тобой? —спросил ее царь.

- О царь,— сказала Шахразада,— у меня есть маленькая сестра. Я хочу посмотреть на нее еще раз перед смертью. Позволь   мне   послать   за   ней,   и   пусть   она   посидит   с   нами.

- Делай как знаешь,— сказал царь и велел привести Дуньязаду.

Дуньязада пришла и села на подушку возле сестры. Она уже знала, что задумала Шахразада, но ей все-таки было очень страшно.

А царь Шахрияр по ночам не мог спать. Когда наступила полночь, Дуньязада заметила, что царь не может заснуть, и сказала Шахразаде:

- О сестрица, расскажи нам сказку. Может быть, нашему царю станет веселей и ночь покажется ему не такой длинной.

-  Охотно,  если  царь  прикажет мне,— сказала  Шахразада.

Царь сказал:  - Рассказывай,  да смотри,  чтобы  сказка была  интересная.  И

Шахразада начала рассказывать. Царь до того заслушался, что не заметил, как стало светать.

А Шахразада как раз дошла до самого интересного места. Увидев, что всходит солнце, она замолчала, и Дуньязада спросила ее:

-  Ну, а дальше что было, сестрица?

- Дальше я расскажу вам вечером, если только царь не велит меня казнить,— сказала Шахразада.

        Царю очень хотелось услышать продолжение сказки, и он подумал:    «Пусть   доскажет   вечером,   а   завтра   я   ее   казню».

 Утром визирь пришел к царю ни живой ни мертвый от страха. Шахразада встретила его, веселая и довольная, и сказала:

     -  Видишь, отец, наш царь пощадил меня. Я начала рассказывать ему сказку, и она так понравилась царю, что он позволил мне досказать ее сегодня вечером.

      Обрадованный визирь вошел к царю, и они стали заниматься делами государства. Но царь был рассеян — он не мог дождаться вечера, чтобы дослушать сказку.

  Как только стемнело, он позвал Шахразаду и велел ей рассказывать дальше. В полночь она кончила сказку.

      Царь вздохнул и сказал:

      -  Жалко, что уже конец. Ведь до утра еще долго.

-  О царь,— сказала Шахразада,  куда годится эта сказка в сравнении с той, которую я бы рассказала тебе, если бы ты мне позволил!

- Рассказывай скорей! — воскликнул царь, и Шахразада начала новую сказку.

А когда наступило утро, она опять остановилась на самом интересном месте.

     Царь уже и не думал казнить Шахразаду. Ему не терпелось дослушать сказку до конца.

Так было и на другую, и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей:

      - О Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.

Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи».

V Вокально – хоровая работа.

В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:

I. Море и Синдбадов корабль;

II. Фантастический рассказ Календера-царевича;

III. Царевич и царевна;

IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

В последствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком определенной программы...».

И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.

VI Рефлексия и подведение итогов урока.

Домашнее задание: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, и чтобы ваши знания закрепить, давайте распишем вот такие (показать) кораблики. На парусах нужно написать название сказки, перечислить музыкальные инструменты, голоса которых мы слышали в музыкальной сказке, имена персонажей и ключевые слова сегодняшнего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Урок « Музыкальная гостиная». Тема: «Великое чувство любви в музыке» - (8класс)

Ожидаемый и диагностируемый результат:ПредметныеУглубить понимание учащимися  различных музыкальных  жанровМетапредметныеФормировать умение сравнивать, находить общее и различия, обобщ...

Тема урока: «Музыкальная драматургия"

Тема урока: «Музыкальная драматургия"Цель: сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии Задачи:Воспитывающая Воспитывать эстетические чувства....

Конспект фрагмента урока музыки в 1 классе (этап - первичное усвоение новых знаний). Тема урока: Музыкальная азбука"

Тема: «Музыкальная азбука»Тип урока: урок ознакомления с новым материаломЦель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.Задачи урока: познакомить детей с названиями н...

Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».

Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....