Тема урока: «Музыкальная драматургия"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Тема урока: «Музыкальная драматургия"
Цель: сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии
Задачи:
Воспитывающая Воспитывать эстетические чувства.
Обучающая: Обогатить духовный мир детей.
Развивающая: Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.
Структура:
1) орг.момент.
2) Слушание фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”
3) Слушание “В пещере горного короля”).
4) Слушание "Сонаты для виолончели и фортепиано" Э. Грига.
5) Слушание песня “Дорога” С. Баневича.
6) Итог
Методы:
1) словесный (беседа, объяснение, рассказ)
2) сравнение
3) наглядно-зрительный
Наглядности : портреты композиторов: П.И.Чайковский, Л.Моцарт, С.С.Прокофьев, сказочных героев.
На доске - эпиграф к уроку:
“Я записывал народную музыку родной страны…
и из этого, до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души
пытался создать национальное искусство”.(Э.Григ)
У.: Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и интересный мир театра. Попробуйте догадаться, о каком композиторе пойдет сегодня речь. (Звучат фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”).
Д.: Это Эдвард Григ.
У.: Совершенно верно. Что вы о нем знаете? Когда познакомились с его творчеством впервые?
Д.: Это норвежский композитор, пианист, дирижер, критик. Первое знакомство у нас произошло еще в начальных классах на уроках чтения, когда читали рассказ К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
У.: произведение – части сюиты “Пер Гюнт”. Сюита – музыкальное сочинение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру. Кто расскажет, о чем идет речь в драме “Пер Гюнт”?
Д.: О том, как главный герой, Пер Гюнт, покинул Родину и о его дальнейших приключениях, как он старался остаться “самим собой”.
У.: Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной, драму ставят на подмостках театров во всем мире.
А сейчас послушайте музыку и расскажите о своих впечатлениях и характере музыки. (Звучит “В пещере горного короля”).
Д.: Музыка таинственная, сказочная, волшебная, даже фантастическая. В самом начале она тихая, довольно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звучание и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешеную пляску.
У.: Совершенно верно. Сейчас прозвучала 4 часть сюиты “Пер Гюнт”, которая называется “В пещере горного короля”. Э. Григ так писал об этой сцене: “Еще я сделал кое- какие наброски для “Пещеры горного короля”, но эту музыку мне в буквальном смысле тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, сверхнорвежеством и “самим – собой – довольством”! Впрочем, я надеюсь, в ней можно будет ощутить и иронию…”.
Норвегия – удивительная страна. Это родина гномов, троллей, озер, фьордов, снегов и гор. Это страна викингов.
Как вы думаете, зачем Григ и Ибсен использовали гиперболу в изображении этих существ, почему они представляли их такими уродливыми? Что хотели этим сказать?
Д.: Э. Григ и Г. Ибсен изображали человеческие качества: зависть, подхалимство, злобу, ложь и т.д.
У.: Сейчас прозвучит экспозиция Сонаты для виолончели и фортепиано Э. Грига. Какое настроение, состояние души вызовет у вас эта музыка?
Д.: Музыка звучит взволнованно, тревожно, становится неспокойно на душе.
У.: Душевным волнением, тревогой пронизана вся экспозиция, или настроение музыки меняется?
Д.: Меняется в побочной теме, она звучит спокойно, как размышление.
У.: Давайте споем вместе главную тему. (Мятежный порыв и мелодический взлет в теме не сразу получается у ребят, потому что во время пения они слишком “грузят” многократно повторяющийся звук “ми”. Тогда учитель обращает внимание на то, что вся тема как бы вырастает из этого “ми” - робкого, зыбкого.
Затем идет разучивание побочной темы).
Что нам хотел сказать автор, сопоставляя главную и побочную темы?
Д.: Композитор использовал эти темы для смены настроения, для изменения состояния души: волнения и покоя.
У.: Ребята, кто назовет имена известных скрипачей, виолончелистов?
Д.: Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Никколо Паганини.
У.: Итальянского скрипача, Паганини, называли дьяволом. Как вы думаете, почему?
Д.: Я видел фильм о Паганини. Однажды ему даже пришлось играть на одной струне. Люди думали, что так здорово играть на скрипке не мог обыкновенный человек.
У.: Да, действительно, есть телевизионный фильм “Никколо Паганини”. Я исполню песню из этого фильма. Послушайте и подумайте, о чем эта песня, как вы ее понимаете? (Звучит песня “Дорога” С. Баневича).
Д.: Эта песня о человеке, его судьбе… Это путь музыканта… Это дорога жизни…
(Разучивается 1 куплет песни).
У.: У каждого человека наступает в жизни минута, когда он спрашивает себя: как я жил, что останется после меня людям? Такая минута наступила и в жизни Пер Гюнта. Прошло 40 лет, как он покинул Родину, чтобы найти счастье в других краях. В путешествиях он научился ради выгоды хитрить, обманывать, на самое страшное – растратил свой чудесный дар, перестал быть творцом. Пришла расплата – он встречает Пуговичника. Кто это?
Д.: Он переплавляет никому не нужных людей на пуговицы.
У.: Но если найдется человек, которому Пер Гюнт необходим, Пуговичник оставит его в покое. Кто же уберег его от страшной участи? Послушайте фрагменты из пьес “Танец Анитры”, “Смерть Озе” и “Песня Сольвейг” и по ним определите, кто же является спасителем Пера?
Д.: Сольвейг! Она всю жизнь ждала его…Интонации во 2 части радостные, ликующие, потому что она верила в его возвращение.
У.: И любила его! Вас же, ребята, “спасет” сегодня от “учительского гнева” что?
(Звучит побочная тема Сонаты Э. Грига для виолончели и фортепиано).
Д.: Соната Грига… побочная тема!
У.: Послушайте экспозицию, сравните основные темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
data.docx | 19.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 16.01.2015 Студент: Рожкова Александра
Класс: 7
Школа: №78
Учитель: Ольга Николаевна
Тема урока: «Музыкальная драматургия"
Цель: сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии
Задачи:
Воспитывающая Воспитывать эстетические чувства.
Обучающая: Обогатить духовный мир детей.
Развивающая: Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.
Структура:
1) орг.момент.
2) Слушание фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”
3) Слушание “В пещере горного короля”).
4) Слушание "Сонаты для виолончели и фортепиано" Э. Грига.
5) Слушание песня “Дорога” С. Баневича.
6) Итог
Методы:
1) словесный (беседа, объяснение, рассказ)
2) сравнение
3) наглядно-зрительный
Наглядности : портреты композиторов: П.И.Чайковский, Л.Моцарт, С.С.Прокофьев, сказочных героев.
Оборудование: Фортепиано, ПК, презентация, записи мп3
этапы | Ход урока На доске - эпиграф к уроку: “Я записывал народную музыку родной страны…
У.: Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и интересный мир театра. Попробуйте догадаться, о каком композиторе пойдет сегодня речь. (Звучат фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”). Д.: Это Эдвард Григ. У.: Совершенно верно. Что вы о нем знаете? Когда познакомились с его творчеством впервые? Д.: Это норвежский композитор, пианист, дирижер, критик. Первое знакомство у нас произошло еще в начальных классах на уроках чтения, когда читали рассказ К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. У.: произведение – части сюиты “Пер Гюнт”. Сюита – музыкальное сочинение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру. Кто расскажет, о чем идет речь в драме “Пер Гюнт”? Д.: О том, как главный герой, Пер Гюнт, покинул Родину и о его дальнейших приключениях, как он старался остаться “самим собой”. У.: Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной, драму ставят на подмостках театров во всем мире. А сейчас послушайте музыку и расскажите о своих впечатлениях и характере музыки. (Звучит “В пещере горного короля”). Д.: Музыка таинственная, сказочная, волшебная, даже фантастическая. В самом начале она тихая, довольно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звучание и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешеную пляску. У.: Совершенно верно. Сейчас прозвучала 4 часть сюиты “Пер Гюнт”, которая называется “В пещере горного короля”. Э. Григ так писал об этой сцене: “Еще я сделал кое- какие наброски для “Пещеры горного короля”, но эту музыку мне в буквальном смысле тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, сверхнорвежеством и “самим – собой – довольством”! Впрочем, я надеюсь, в ней можно будет ощутить и иронию…”. Норвегия – удивительная страна. Это родина гномов, троллей, озер, фьордов, снегов и гор. Это страна викингов. Как вы думаете, зачем Григ и Ибсен использовали гиперболу в изображении этих существ, почему они представляли их такими уродливыми? Что хотели этим сказать? Д.: Э. Григ и Г. Ибсен изображали человеческие качества: зависть, подхалимство, злобу, ложь и т.д. У.: Сейчас прозвучит экспозиция Сонаты для виолончели и фортепиано Э. Грига. Какое настроение, состояние души вызовет у вас эта музыка? Д.: Музыка звучит взволнованно, тревожно, становится неспокойно на душе. У.: Душевным волнением, тревогой пронизана вся экспозиция, или настроение музыки меняется? Д.: Меняется в побочной теме, она звучит спокойно, как размышление. У.: Давайте споем вместе главную тему. (Мятежный порыв и мелодический взлет в теме не сразу получается у ребят, потому что во время пения они слишком “грузят” многократно повторяющийся звук “ми”. Тогда учитель обращает внимание на то, что вся тема как бы вырастает из этого “ми” - робкого, зыбкого. Затем идет разучивание побочной темы). Что нам хотел сказать автор, сопоставляя главную и побочную темы? Д.: Композитор использовал эти темы для смены настроения, для изменения состояния души: волнения и покоя. У.: Ребята, кто назовет имена известных скрипачей, виолончелистов? Д.: Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Никколо Паганини. У.: Итальянского скрипача, Паганини, называли дьяволом. Как вы думаете, почему? Д.: Я видел фильм о Паганини. Однажды ему даже пришлось играть на одной струне. Люди думали, что так здорово играть на скрипке не мог обыкновенный человек. У.: Да, действительно, есть телевизионный фильм “Никколо Паганини”. Я исполню песню из этого фильма. Послушайте и подумайте, о чем эта песня, как вы ее понимаете? (Звучит песня “Дорога” С. Баневича). Д.: Эта песня о человеке, его судьбе… Это путь музыканта… Это дорога жизни… (Разучивается 1 куплет песни). У.: У каждого человека наступает в жизни минута, когда он спрашивает себя: как я жил, что останется после меня людям? Такая минута наступила и в жизни Пер Гюнта. Прошло 40 лет, как он покинул Родину, чтобы найти счастье в других краях. В путешествиях он научился ради выгоды хитрить, обманывать, на самое страшное – растратил свой чудесный дар, перестал быть творцом. Пришла расплата – он встречает Пуговичника. Кто это? Д.: Он переплавляет никому не нужных людей на пуговицы. У.: Но если найдется человек, которому Пер Гюнт необходим, Пуговичник оставит его в покое. Кто же уберег его от страшной участи? Послушайте фрагменты из пьес “Танец Анитры”, “Смерть Озе” и “Песня Сольвейг” и по ним определите, кто же является спасителем Пера? Д.: Сольвейг! Она всю жизнь ждала его…Интонации во 2 части радостные, ликующие, потому что она верила в его возвращение. У.: И любила его! Вас же, ребята, “спасет” сегодня от “учительского гнева” что? (Звучит побочная тема Сонаты Э. Грига для виолончели и фортепиано). Д.: Соната Грига… побочная тема! У.: Послушайте экспозицию, сравните основные темы | хронометраж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Музыкальная драматургия в Увертюре "Эгмонт" Л. Бетховена
Разработка урока...
Конспект фрагмента урока музыки в 1 классе (этап - первичное усвоение новых знаний). Тема урока: Музыкальная азбука"
Тема: «Музыкальная азбука»Тип урока: урок ознакомления с новым материаломЦель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.Задачи урока: познакомить детей с названиями н...
Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».
Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....
Тема урока «Музыкальный сказочник» - 4 класс.
Открытый урок...
Тема урока «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс
Открытый урок...
Тема урока:Музыкальный сказочник.
Урок музыки для обучающихся 4 класса...
Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.
Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...