План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
методическая разработка по теме
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 27.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока по музыкальной литературе
Тема: «Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Посвящается Году Российской истории
Разработан преподавателем теоретических дисциплин
МБОУ ДОД «Тобурдановская ДШИ»
Филипповой Н.В.
С.Тобурданово- 2012
Цели: 1.Раскрыть творчество Мусоргского как «нашего современника», подчеркнув новаторские черты его музыки, формирования духовных ценностей учащихся на историческом материале, формирование нравственных качеств: патриотизм, ответственность за свои поступки.
2. Выявить закономерность итога развития взаимоотношений власти и народа
3. Показать значение нравственности как основопологающего явления в жизни отдельного человека и в жизни народа.
Задачи: 1. Обобщить представление о творчестве и творческой личности Мусоргского.
2. Повторить музыкально-тематический материал связанный с образами народа и правителя в данной опере и других знакомых произведениях классической музыки.
3. Провести анализ образов. Сделать обобщение, выводы по теме урока. Выразить свое отношение к личности Бориса Годунова.
4. Развивать интерес к историческим событиям, произведениям литературы.
5. Развивать патриотические чувства.
Оборудование: портрет композитора, аудио фрагменты из оперы «Борис Годунов», стенд фотографий с изображением сцен из опер.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя
3.Блиц-опрос по композитору М.П.Мусоргскому.
4.Опера «Борис Годунов». Краткое содержание с прослушиванием номеров (сообщения учеников). Характеристика народа и царя Бориса.
5.Блиц-опрос по опере «Борис Годунов»
6.Подведение итогов урока.
7.Заключительное слово учителя.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
-2012г. объявлен нашим президентом - годом Российской истории. Мы сегодня будем говорить о творчестве русского композитора, великого сына России-М.П.Мусоргского и его вершине творчества - опере «Борис Годунов».
Сегодня у нас, ребята, завершающий урок. Мы подводим итог нашей совместной работы. На прошлых уроках мы смотрели фильм-оперу, слушали фрагменты и разбирали оперу.
(Звучит вступление к опере «Хованщина» Рассвет на Москве-реке»
На фоне музыки учитель читает эпиграф).
Эпиграф урока:
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро-
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют…»
( А.С.Пушкин)
-Ребята, что за музыка сейчас прозвучала, узнали вы ее? (ответы детей)
-Да, это вступление к опере «Хованщина», которую написал композитор Модест Петрович Мусоргский.
3.Блиц-опрос по композитору М.П.Мусоргскому и его творчеству:
- В каком веке жил и творил Мусоргский? (19в.)
- Когда и где родился Мусоргский? (9 марта 1839г. в селе Карево Псковской губернии)
- Кто был первым учителем музыки Модеста? (мать)
- Какое учебное заведение закончил Мусоргский? (школу гвардейских подпрапорщиков)
- Творческое содружество композиторов, членом которого был Мусоргский? («Могучая кучка»)
- Какой художник написал портрет Мусоргского? (Илья Репин)
- Назовите три основные оперы Мусоргского? («Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»).
(Звучит начало Пролога оперы «Борис Годунов».На фоне музыки учитель читает сообщение):
Середина XVI начало XVII в., преступные дела Бориса Годунова, конфликт между народом и самодержавием.
1547-1584 г. Русью правил царь Иван IV (Грозный), после его смерти на престол восходит его старший сын Фёдор - безвольный, неспособный заниматься государственными делами. Фактически власть оказалась в руках умного, властолюбивого, высокообразованного боярина Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий находился на воспитании в Углическом монастыре. В 1591 г. на Москву пришла весть о гибели девятилетнего царевича - прямого и последнего наследника престола.
Ходили слухи, что его убили наёмники Годунова - Бичаговские. Убрав со своего пути законного наследника престола в 1598 г. после смерти Фёдора Борис Годунов стал царём всея Руси. С потрясающей душу правдивостью музыка оперы раскрывает происходящие события, развития народного сознания, силы народной, способной разбить оковы рабства с одной стороны и душевные страдания царя Бориса перед совершённым преступлением: убийством царевича Дмитрия.
Народные массовые сцены, великолепные хоры играют важнейшую роль в развитии сюжетной линии оперы.
4.Опера «Борис Годунов»
- Что такое опера?
Опера - большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства: театр, игра актеров, изобразительное искусство (декорации, костюмы, гримм).
- Кто создал либретто оперы? (Мусоргский)
- Какое произведение лежит в основе либретто? (трагедия Пушкина)
- Что такое трагедия?
Трагедия- драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.
- Кто предложил Мусоргскому трагедию Пушкина в качестве сюжета для оперы? (Никольский-историк русской словесности)
- Сообщения учеников по содержанию каждого действия оперы и прослушиванию некоторых фрагментов.
Образ народа:
- Вначале народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол. Дубинка пристава, которая отчетлива слышна в оркестре, - вот что «убеждает» московский люд звать боярина Годунова на престол. Скорбно причитая, народ обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.
Россыпь народных типов:
-Угрюмый, безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»).
-Беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю»).
-Баба, жалобно причитающая.
-Баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»).
Слушая эту сцену, мы видим эти лица, их движения, выражение лица- благодаря речевым интонациям.
- Уже в IVдействии народ, измученный лишениями и голодом поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба! Это уже требование. Звучит, как смутный протест, объединяющий народ. В конце оперы народный протест превращается в стихийный бунт. Хор «Расходилась, разгулялась».
- Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях:
-монах Пимен - символ мудрости.
-Юродивый - совести. Это слабоумный, психически больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что Юродивые ближе к богу, чем обычные люди. К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.
-Варлаам-свободолюбия.
-Григорий - подлости.
Образ царя:
- Трагическая обреченность ощутима уже при 1-ом появлении Бориса в прологе в сцене коронации. «Скорбит душа»-затаенный страх и мрачные предчувствия.
- IIдействие полностью раскрывает образ Бориса. Здесь он и любящий отец- в сцене с дочерью, оплакивающая умершего жениха, и сыном Федором, изучающим карту государства Московского; мудрый государственный муж в монологе «Достиг я высшей власти»; и проницательный политик в сцене с ловким царедворцем князем Шуйским. Но главное-глубоко страдающий человек, чья больная душа уязвлена злодеянием-убийством малолетнего царевича Димитрия.
- Все это создает образ жизненно правдивый, образ человека, олицетворяющего и неправедную царскую власть, и нечистую совесть убийцы.
- В конце IIдействия - кульминация. Под звон курантов видится Борису «дитя окровавленное». Терзания его совести достигают предела: «Чур, чур, дитя! Не я твой лиходей!» Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой. Но и здесь он не может укрыться от преследуемой нечистой совести. Рассказ Пимена о чудодейственной целительной силе могилы убиенного царевича подвергает царя в пучину новых страданий. Не выдержав их, он умирает.
- Борис Годунов- сложный, неоднозначный трагический образ: личность, олицетворяющая власть; человек, подозреваемый в преступлении.
5.Блиц-опрос по опере «Борис Годунов»:
- Как можно определить жанр оперы? (народная музыкальная драма)
- Кого в опере Мусоргский «…разумел как великую личность» (народ)
- Кто такой Пимен? (монах-летописец)
- Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни:
- Хор «На кого ты нас покидаешь…?»
-Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!»
- Хор «Хлеба, хлеба!»
- Какой из перечисленных героев не имеет ярко выраженной лейттемы?
-Шуйский
-Пристав
-Юродивый
- Какой из перечисленных персонажей оперы является внесценическим героем?
-царевич Димитрий
-летописец Пимен
-Варлаам
- Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
-Степан Разин
-Емельян Пугачев
-Григорий Отрепьев
- «Лейтесь, лейтесь слезы горькие
Плачь, плачь душа православная!» - назовите персонажа (Юродивый)
- Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
-Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!»
-Хор «Хлеба!»
-Хор «Расходилась, разгулялась, сила, удаль молодецкая»
- Какова основная идея оперы?
-Это конфликт между преступным царем Борисом и народом.
6.Подведение итогов урока. Обобщение образа народа и образа царя.
Задача: сделать обобщение, выводы по теме занятия, выразить свое отношение к личности Бориса Годунова.
Содержание: ученики говорят о том, как они через интонации в музыкальных фрагментах почувствовали всю сложность и противоречивость внутреннего состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Ученики приходят к мысли, что события истории конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале и в середине XIX века. («Прошедшее – в настоящем».)
Учитель: - В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи смутного времени.
-В опере Мусоргского они получили новое современное звучание.
-Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором.
-Борис и поэтом и композитором показан умным, душевным, но не может он и не хочет даровать народу свободу.
-Эта идея звучала остро и современно, и занимала передовые русские умы II половины XIX века. «Прошедшее в настоящем».
-Пушкин и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. Это им нужно было, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире.
-Главным в опере становится слово СОВЕСТЬ.
Учитель: Так актуальна ли в наше время трагедия нечистой совести?
Высказывания ребят по этому вопросу.
Да, действительно, вопрос нечистой совести сегодня – не редкость. Редкостью порой является то, что нечистая совесть для человека - трагедия.
7.Заключительное слово учителя.
Заканчивая наш сегодняшний разговор, мне хочется привести высказывание Ф.И.Шаляпина от встречи с В.О.Ключевским, известным историком XIX века.
«В рассказе историка фигура царя Бориса рисовалась такой могучей, интересной. Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромной силой воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право… Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, - зря погубил Годунова!»
Видите, какой многогранной и противоречивой личностью был Борис Годунов. Согласитесь с тем, что также многогранен каждый человек, и как важно, чтобы его понимали окружающие его люди. А знание прошлого всегда помогает лучше понять настоящее, ведь события прошлого актуальны порой и в наше время.
В завершение урока выставление оценок и введение в урок элемента неожиданности- исполнение учащимися и педагога отрывка из «Колокольного звона».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....
План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения) Преподаватель Путилина Н.Ю. Тема: Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)Преподаватель Путилина Н.Ю.Тема :Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского....
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...
План-конспект урока по чувашской литературе Л.Сачковăн "Ăмсану" калавĕ, хайлавăн теми.
Урок тĕсĕ: килте вуланă хайлава пĕтĕмлетсе тĕрĕслемелли урок....
План-конспект урока по русской литературе по теме М. Ю. Лермонтов « В чем загадка Мцыри?»
План-конспект урока по русской литературе по теме М. Ю. Лермонтов « В чем загадка Мцыри?»...