План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».
план-конспект по музыке
План-конспект музыкального занятия
Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».
Цель: помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины, взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский).
Задачи:
- на примере шестой симфонии П.И. Чайковского обогатить представления детей о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли;
- расширить представление обучающихся о роли музыки в жизни человека;
- помочь школьникам осознать, в чем ее сила.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский – Шестая симфония
Дополнительный материал: слайдовая презентация.
Ход урока.
Введение в тему.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огромной силе музыки, способной преображать окружающую жизнь. Вы, знаете, что с музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах…
Какую музыку вы услышите сегодня? Я приведу некоторые факты из биографии этого произведения.
В годы Великой Отечественной войны, когда на фронте наступил перелом, и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой все более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.
Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.
И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.
И еще один факт. Не так давно в книге «Размышления хирурга» С.С. Юдина
– знаменитого хирурга, умершего после войны, я прочитала фразу, глубоко меня тронувшую. Вот что написал Юдин, спасший своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей: «…перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру. Я не буду пока называть это произведение, хотелось бы чтобы вы могли сами представить, что за музыка звучит в этом произведении, почему она способна так волновать сердца слушателей. Подумайте, что такое для хирурга трудная, да еще и «особо трудная» операция!
Посмотрите на репродукцию картины «Портрет С.С. Юдина». Вот хирург в халате и резиновых перчатках. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек, судьба и жизнь которого целиком зависит только от него, хирурга.
- Удастся ли ему вернуть здоровье или нет? Сможет ли он сохранить жизнь человеку?
- Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу? Очевидно, она может помочь ему чем-то?
Хирургу мало таланта, мастерства, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество, спокойствие. В такие минуты музыка колоссально помогает ему.
- Что это за музыка, которая помогала нашему народу и звучала в унисон с самыми светлыми нашими мечтаниями, укрепляла силы хирурга перед сложными операциями?
Сейчас мы с вами прослушаем это великое произведение в исполнении симфонического оркестра.
Работа по теме.
Слушание первой части Симфонии №6 П.И. Чайковского.
- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас? (ответы)
- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)? (ответы обучающихся)
Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы обучающихся)
- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский, который писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…» Это звучала его знаменитая «Патетическая» симфония №6.
-Кто может сказать, что обозначает слово «Патетический»? (ответы)
(Патетический в переводе с греческого языка – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий.)
- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.
- Как начинается вступление? (ответы)
- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре
-Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)
-Тревогу, волнение, страх.
- Что происходило в первой части? (ответы)
- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.
Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.
В какой-то момент музыка прерывается. И кажется, что герой умер, но потом борьба продолжается и музыка переходит снова в спокойную, лирическую.
Итог.
- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? /ответы/.
- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения? /ответы/
- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? /ответы/.
- Какой вывод вы сделали? /ответы/.
Вывод: музыка-это огромная сила, которая влияет на людей и их жизнь.
Наш урок подошел к концу. Мне очень приятно было с вами сегодня работать. До свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 19.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект музыкального занятия
Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».
Цель: помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины, взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский).
Задачи:
- на примере шестой симфонии П.И. Чайковского обогатить представления детей о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли;
- расширить представление обучающихся о роли музыки в жизни человека;
- помочь школьникам осознать, в чем ее сила.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский – Шестая симфония
Дополнительный материал: слайдовая презентация.
Ход урока.
Введение в тему.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огромной силе музыки, способной преображать окружающую жизнь. Вы, знаете, что с музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах…
Какую музыку вы услышите сегодня? Я приведу некоторые факты из биографии этого произведения.
В годы Великой Отечественной войны, когда на фронте наступил перелом, и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой все более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.
Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.
И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.
И еще один факт. Не так давно в книге «Размышления хирурга» С.С. Юдина
– знаменитого хирурга, умершего после войны, я прочитала фразу, глубоко меня тронувшую. Вот что написал Юдин, спасший своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей: «…перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру. Я не буду пока называть это произведение, хотелось бы чтобы вы могли сами представить, что за музыка звучит в этом произведении, почему она способна так волновать сердца слушателей. Подумайте, что такое для хирурга трудная, да еще и «особо трудная» операция!
Посмотрите на репродукцию картины «Портрет С.С. Юдина». Вот хирург в халате и резиновых перчатках. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек, судьба и жизнь которого целиком зависит только от него, хирурга.
- Удастся ли ему вернуть здоровье или нет? Сможет ли он сохранить жизнь человеку?
- Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу? Очевидно, она может помочь ему чем-то?
Хирургу мало таланта, мастерства, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество, спокойствие. В такие минуты музыка колоссально помогает ему.
- Что это за музыка, которая помогала нашему народу и звучала в унисон с самыми светлыми нашими мечтаниями, укрепляла силы хирурга перед сложными операциями?
Сейчас мы с вами прослушаем это великое произведение в исполнении симфонического оркестра.
Работа по теме.
Слушание первой части Симфонии №6 П.И. Чайковского.
- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас? (ответы)
- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)? (ответы обучающихся)
Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы обучающихся)
- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский, который писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…» Это звучала его знаменитая «Патетическая» симфония №6.
-Кто может сказать, что обозначает слово «Патетический»? (ответы)
(Патетический в переводе с греческого языка – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий.)
- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.
- Как начинается вступление? (ответы)
- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре
-Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)
-Тревогу, волнение, страх.
- Что происходило в первой части? (ответы)
- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.
Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.
В какой-то момент музыка прерывается. И кажется, что герой умер, но потом борьба продолжается и музыка переходит снова в спокойную, лирическую.
Итог.
- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? /ответы/.
- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения? /ответы/
- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? /ответы/.
- Какой вывод вы сделали? /ответы/.
Вывод: музыка-это огромная сила, которая влияет на людей и их жизнь.
Наш урок подошел к концу. Мне очень приятно было с вами сегодня работать. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока английского языка в 6 классе по теме « Защита окружающей среды»
План - конспект урока английского языка в 6 классе...
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
ПЛАН – КОНСПЕКТ учебно-тренировочного занятия Тема: «Физическая подготовка мини-баскетболистов» (12 лет).
Цель занятия:Развитие физической подготовки учащихся.Задачи:2. Содействовать развитию скоростно-силовых качеств.3. Совершенствован...
План – конспект индивидуального логопедического занятия Тема: автоматизация звука (с). «Приключения Незнайки»
План конспект содержит игры,упражения,задания на заданный звук (с)....
План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
План-конспект музыкального занятияТема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкал...
План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».
План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...
Тема "Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь». 7 класс.
Это поурочная разработка по музыке. 7 класс....