План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
план-конспект по музыке
План-конспект музыкального занятия
Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкальной культуры норвежского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э. Грига;
- выявить характерные особенности норвежской музыки.
Развивающие:
- развивать интерес обучающихся к самостоятельному изучению материала.
Воспитательные:
- формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания обучающихся на основе восприятия музыкальных произведений, путем их анализа и сравнения;
- воспитывать любовь к музыке народов мира.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.
Материалы и инструменты: произведения Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Халлинг»).
Ход занятия
Подготовительный этап
Добрый день ребята! Меня зовут Джульетта Левоновна, сегодня нам предстоит путешествие, интересно куда?
Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А самое главное мы познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.
Основной этап
Творчество Эдварда Грига: Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки и виолончели. Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти – тролль.
Нашей первой остановкой станет город Берген.
В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик – Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.
Всё изменилось совершенно неожиданно.
Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль – скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.
Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».
С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.
Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.
Звучит «Утро» Э.Грига
https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs
Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от звучания этой мелодии.
Слушание и анализ «В пещере горного короля» Э.Грига
Вернёмся к сюите «Пер Гюнт». Ребята, вы знайте кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)
Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали, и он бы ничего не делал.
И оказался Пер…
Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)
В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами – узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.
Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда – горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
https://www.youtube.com/watch?v=g8aMXJXWzto
Слушание и анализ танца «Халлинг» Э.Грига
Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы.
Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.
https://www.youtube.com/watch?v=5dl1UWxLtMI
Халлинг – это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах.
Заключительный
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастье... Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.
На этом, наш урок подходит к концу, я благодарю вас за внимание и до скорых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 19.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект музыкального занятия
Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкальной культуры норвежского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э. Грига;
- выявить характерные особенности норвежской музыки.
Развивающие:
- развивать интерес обучающихся к самостоятельному изучению материала.
Воспитательные:
- формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания обучающихся на основе восприятия музыкальных произведений, путем их анализа и сравнения;
- воспитывать любовь к музыке народов мира.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.
Материалы и инструменты: произведения Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Халлинг»).
Ход занятия
Подготовительный этап
Добрый день ребята! Меня зовут Джульетта Левоновна, сегодня нам предстоит путешествие, интересно куда?
Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А самое главное мы познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.
Основной этап
Творчество Эдварда Грига: Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки и виолончели. Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти – тролль.
Нашей первой остановкой станет город Берген.
В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик – Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.
Всё изменилось совершенно неожиданно.
Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль – скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.
Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».
С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.
Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.
Звучит «Утро» Э.Грига
https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs
Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от звучания этой мелодии.
Слушание и анализ «В пещере горного короля» Э.Грига
Вернёмся к сюите «Пер Гюнт». Ребята, вы знайте кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)
Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали, и он бы ничего не делал.
И оказался Пер…
Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)
В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами – узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.
Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда – горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
https://www.youtube.com/watch?v=g8aMXJXWzto
Слушание и анализ танца «Халлинг» Э.Грига
Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы.
Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.
https://www.youtube.com/watch?v=5dl1UWxLtMI
Халлинг – это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах.
Заключительный
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастье... Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.
На этом, наш урок подходит к концу, я благодарю вас за внимание и до скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
ПЛАН – КОНСПЕКТ учебно-тренировочного занятия Тема: «Физическая подготовка мини-баскетболистов» (12 лет).
Цель занятия:Развитие физической подготовки учащихся.Задачи:2. Содействовать развитию скоростно-силовых качеств.3. Совершенствован...
План – конспект индивидуального логопедического занятия Тема: автоматизация звука (с). «Приключения Незнайки»
План конспект содержит игры,упражения,задания на заданный звук (с)....
Урок музыки Эдвард Григ «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
Урок мизыки в 5 классе...
план-конспект урока "Музыкальное музицирование"
Урок для учащихся 5 класса по исполнению на музыкальных инструментах. Целью является слаженное синхронное исполнения в ансамбле заданного произведения....
План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».
План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...
План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».
План-конспект музыкального занятия Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь». Цель: помочь учащимся осознат...