Тема "Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь». 7 класс.
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Это поурочная разработка по музыке. 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_muzyka_-_ogromnaya_sila._.doc | 639 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
МБОУ «СОШ № 27 им. Т.А.Абатаева2
учитель музыки: Керимова Наталья Николаевна
Тема: Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь» (7 класс, 5 урок)
Цель:
помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский).
Задачи:
- на примере шестой симфонии П.И. Чайковского обогатить представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли;
- расширить представление обучающихся о роли музыки в жизни человека;
- помочь школьникам осознать, в чем ее сила.
УМК:
Музыкальный материал: П.И. Чайковский – Шестая симфония
Дополнительный материал: слайдовая презентация.
Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Симфония_№_6_(Чайковский)
- https://yandex.ru/video/preview/14352947727823119398
- https://drawpics.ru/25203-nesterov-portret
Ход урока.
- Введение в тему.
1 слайд.
Учитель.
Здравствуй, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огромной силе музыки, способной преображать окружающую жизнь. Вы, знаете, что с музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах…
Какую музыку вы услышите сегодня? Я приведу некоторые факты из биографии этого произведения.
2 слайд.
В годы Великой Отечественной войны, когда на фронте наступил перелом, и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой все более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.
Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.
3 слайд.
И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.
И еще один факт. Не так давно в книге «Размышления хирурга» С.С. Юдина
4 слайд.
– знаменитого хирурга, умершего после войны, я прочитала фразу, глубоко меня тронувшую. Вот что написал Юдин, спасший своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей:
«…перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру. Я не буду пока называть это произведение, хотелось бы чтобы вы могли сами представить, что за музыка звучит в этом произведении, почему она способна так волновать сердца слушателей. Подумайте, что такое для хирурга трудная, да еще и «особо трудная» операция!
5 слайд.
Посмотрите на репродукцию картины «Портрет С.С. Юдина».
Кстати, известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.
Художник Михаил Нестеров: «Портрет доктора Юдина» |
Вот хирург в халате. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек, судьба и жизнь которого целиком зависит только от него, хирурга.
- Удастся ли ему вернуть здоровье или нет? Сможет ли он сохранить жизнь человеку?
- Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу? Очевидно, она может помочь ему чем-то?
Хирургу мало таланта, мастерства, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество, спокойствие. В такие минуты музыка колоссально помогает ему.
- Что это за музыка, которая помогала нашему народу и звучала в унисон с самыми светлыми нашими мечтаниями, укрепляла силы хирурга перед сложными операциями?
Но сначала немного отдохнём.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Сейчас мы с вами прослушаем это великое произведение в исполнении симфонического оркестра.
II. Работа по теме.
/Слушание первой части Симфонии №6 П.И. Чайковского/.
- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас? (ответы)
- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)? (ответы учащихся)
Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы учащихся)
- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский
7 слайд.
который писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…» Это звучала его знаменитая «Патетическая» симфония №6.
-Кто может сказать, что обозначает слово «Патетический»? (ответы)
8 слайд.
(Патетический в переводе с греческого языка – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий.)
- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.
- Как начинается вступление? (ответы)
- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре
- Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)
-Тревогу, волнение, страх.
- Что происходило в первой части? (ответы)
- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.
Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.
В какой-то момент музыка прерывается. И кажется, что герой умер, но потом борьба продолжается и музыка переходит снова в спокойную, лирическую.
III. Итог.
- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? /ответы/.
- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения? /ответы/
- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? /ответы/.
- Какой вывод вы сделали? /ответы/.
9 слайд.
Вывод:
Музыка - это огромная сила, которая влияет на людей и их жизнь.
Наш урок подошел к концу. Мне очень приятно было с вами сегодня работать.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звучание музыки в окружающей жизни
Первый урок музыки в 1 классе. На уроке идёт разговор о том, какие бывают звуки: громкие и тихие, весёлые и грустные, быстрые и медленные, музыкальные и немузыкальные. Дети учатся слушать и вслушивать...
Книга - огромная сила.
Книга - древнейший источник развития человеческой культуры. Она всегда считалась источником знаний, приобщиться к книжной мудрости стремился каждый грамотный человек. В настоящее время книга пер...
Отчет о работе над проектом "Сила слова в нашей жизни"
Отчет о работе над проектом "Сила слова в наше жизни" содержит презентацию с отчетом о работе творческих групп и паспорт социального проекта, в котором указаны цели и задачи работы над проектом, сроки...
Веб-квест для учителя физики "Сила трения в нашей жизни"
Соответствие требованиям образовательных стандартов по различным дисциплинам (веб-квест должен быть междисциплинарным проектом)....
Зависит ли от нас улучшение окружающей жизни «здесь и сейчас»?
Что значит «здесь»? Дома, в школе, в моем дворе, на моей улице, а, следовательно, и в моей стране. Значит я гражданин! Гражданин своей странны!...
План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».
План-конспект музыкального занятия Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь». Цель: помочь учащимся осознат...