План-конспект урока музыки в 5 классе : « Эдвард Григ- певец норвежского народа»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Урок посвящен творчеству норвежского композитора 19 века Э. Григу.  В ходе урока учащиеся знакомятся с его  произведениями  "Утро", норвежским танцем"Халлинг", проводят исседовательскую работу о  жизни творчестве композитора, анализируют произведения. Также проводится  вокально- хоровая работа над песнями "Лесная песнь" Э. Грига и  "Всегда пусть музыка звучит" сл. Д. Рытова, муз. А. Зарубы. Решая кроссворд на заключительном этапе урока, учащиеся закрепляют свои знания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Открытый  урок музыки в 5 «Б» классе  МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская» на МО учителей музыки  Пригородного района    

Тема урока:  « Эдвард  Григ- певец норвежского народа»

 Цель: формировать музыкальную грамотность  личности  через изучение творчества композиторов музыкальных терминов и понятий; познакомить учащихся с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и обратить внимание на национальные истоки его музыки.  

 Задачи: а) учить внимательно слушать музыку, уметь её анализировать,  работать с текстом в группах и находить нужную информацию, познакомить учащихся с норвежским танцем «Халлинг»  и сюитой «Пер Гюнт», применять эту информацию в решении кроссворда

б) воспитывать любовь к музыке норвежского народа, чувство прекрасного;

в)  развивать образное мышление, словарный запас  учащихся, расширять музыкальный кругозор, вокально- хоровые навыки .

 Планируемые результаты

 Метапредметные результаты :

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом  предложенной учебной задачи;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

 Предметные результаты: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

Коммуникативные действия: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально- образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи

 Регулятивные действия: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения

 Личностные результаты:  восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражению

                                                             Ход урока:

  1. Организационный  момент.

Вход в класс под фрагмент из танцевальной сюиты Х. Плиева

 Приветствие учащихся

  1. Мотивационно целевой этап

Определение произведения, композитора.

- Какое настроение выражено в музыке?

 – Интонациями какого народа пронизана эта музыка ?

- Что такое сюита?

 - Кто из композиторов  сказал о композиторской музыке: « Создаёт музыку народ, а мы, композиторы её аранжируем?

 Мы знаем, что музыка народная и композиторская есть у всех народов мира.

Обращаю внимание на эпиграф урока :

 «Я записывал народную музыку моей страны,  я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины» Э. Григ –норвежский композитор 19 века.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Проблемный вопрос: -Почему Эдварда Грига назвали певцом норвежского народа?

 Что я знаю

 Что хочу  узнать

 Что узнал

3. Работа по теме урока

 Предлагаю узнать о жизни и творчестве норвежского композитора Э. Грига

 Рассказ учителя о Норвегии

Далеко на севере, омываемый водами Атлантического и Ледовитого океанов, лежит Скандинавский полуостров. В самой северной части этого полуострова расположена страна Норвегия. Величественна и сурова Норвегия- страна диких скал , густых лесов, узких извилистых морских заливов- фьордов. Живут в этой стране сильные, отважные  люди. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, кобольдами, троллями, создал множество прекрасных песен, сказок, и легенд.

Самобытное искусство, быт нравы маленькой северной страны известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии второй половины 19 века- драматургу и поэту Хенрику Ибсену, скрипачу Уле  Буллю, прозванному «северным Паганини», вдохновенному певцу Норвегии композитору Эдварду Григу.

 Предлагаю выполнить задания в группах

 - Сейчас вы сами постараетесь узнать о жизни и творчестве этого прекрасного композитора,  ознакомившись с  материалом. Выполнять работу будете в группах

(работа с текстом З. Григ), каждая группа выполняет своё задание.

1 группа:   1- Когда и где родился Эдвард Григ?

                    2- Кем были его отец и мать?

                    3- Кто был  его первым учителем?

                    4- Сколько лет было Э. Григу, когда он начал  серьёзно заниматься музыкой?

                    5- Кто посоветовал Эдварду Григу продолжить музыкальное образование?

2группа:- 1-В каком городе учился Эдвард Григ?

                    2-Сколько лет он учился в консерватории  и как?

                    3-Какой диплом он получил?

                    4- Во время путешествия по Скандинавии где он любил бывать?

                   5 Как отразились его впечатления  от путешествия в музыке?

                 6- В каких странах   он выступает как пианист и дирижёр, исполнитель своих сочинений?

   3 группа: 1- В каком месте Григ провёл последние годы жизни?

                      2-О каком периоде жизни Эдварда Грига  Константин Паустовский написал  рассказ «Корзина с еловыми шишками»?

                  3    -Почему  он любил жить в Тролльхаугене? Что означает слово«тролльхауген»?

                   4- Где он любил совершать прогулки?

                   5.- Чем привлекала людей музыка Грига?

               

                      Презентация ответов спикерами групп

Учитель: Э. Григ любил песни и танцы  родного норвежского народа. Композитор всегда стремился, чтобы его музыка была такой же красивой и выразительной, как народная.  Он написал много танцев, которые похожи на народные.

 «Норвежский танец»- один из самых красивых и известных – написан  в характере халлинга

 Халлинг- народный танец- исполняет один танцор, мужчина. Начиная танец, он как  бы нехотя , идёт по кругу. Неожиданно начинается стремительная быстрая пляска. Что только не делает танцор, чтобы понравиться зрителям. Но вот танцор делает большой прыжок,  музыка сразу останавливается. Все с интересом  ждут: что же будет дальше?

Слушание  «Норвежский танец» муз. Э. Григ

Определение формы музыки,( учащиеся показывают карточки с изображением формы музыки)

- Какой характер музыки?

- Что мы представляем себе слушая этот танец?

(как будто присутствуем на народном празднике)

- Что такое Халлинг?

Мы вспомним слова венгерского композитора Ференца Листа: «Это гениально, я увидел вашу родину!..»

-Чем пронизана музыка танца?

( народными интонациями  и характером норвежского народа)

Мы с вами узнали, что Эдвард Григ очень любил природу и свои впечатления он выражал в музыке. Послушайте внимательно музыку и подумайте, о чем она нам рассказывает

                            Слушание «Утро»  из сюиты «Пер Гюнт»

 - Какое настроение в музыке?
(обращаю внимание на словарь терминов)

- Как она начинается?

 -Какая эта музыка светлая или темная?

-Как изменяется окраска музыки? С чем это связано?

- Что музыка изобразила?

Да, музыка изобразила картину утра. Она так и называется «Утро» .

Предлагаю пропеть попевку «Утро» , вокально-хоровая работа

Много романсов, песен посвятил Э. Григ природе, и одна из них «Лесная песнь»

- О чем поётся в песне?

- Какие чувства в ней выражены?

-Как мы должны ее исполнить?

 Вокально-хоровая работа ;

разучивание 3 куплета.

Закрепление 1-3 куплета .

4.Закрепление пройденного материала:

 Предлагаю группам  на скорость  решить кроссворд:

б

е

р

г

е

н

у

т

р

о

х

а

л

л

и

н

г

т

р

о

л

л

ь

х

а

у

г

е

н

  1. Город в котором родился Э. Григ
  2. Произведение  о природе
  3. Норвежский народный танец
  4. Местечко, в котором жил Э. Григ

Итак, мы возвращаемся  к проблемному вопросу нашего урока :

-Почему Эдварда Грига назвали певцом норвежского народа?

 Ответы учащихся

(Потому ,что Э. Григ  любил свою родину и писал музыку ,на основе народной норвежской музыки, в которой рассказывал о характере норвежского народа,  рассказывал о ее прекрасной природе . В его произведениях воплотилось все лучшее, что создано было норвежским народом за многие века. Он своей музыкой прославил Норвегию на весь мир) )

        Прекрасна музыка, и пока она звучит -станет мир прекрасней.

Исполнение песни «Всегда пусть музыка звучит»

Итог урока: Рефлексия

 –Что нового узнали на уроке?

 –Что удивило?

 –Что вызвало затруднение?

-   О чём вы расскажете  дома своим близким?

Выставление оценок

 Домашнее задание: Слушать музыку  написать  небольшое эссе  о своих музыкальных впечатлениях музыки Э. Грига

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"

Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...