План-конспект урока музыки в 5 классе : « Эдвард Григ- певец норвежского народа»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Урок посвящен творчеству норвежского композитора 19 века Э. Григу. В ходе урока учащиеся знакомятся с его произведениями "Утро", норвежским танцем"Халлинг", проводят исседовательскую работу о жизни творчестве композитора, анализируют произведения. Также проводится вокально- хоровая работа над песнями "Лесная песнь" Э. Грига и "Всегда пусть музыка звучит" сл. Д. Рытова, муз. А. Зарубы. Решая кроссворд на заключительном этапе урока, учащиеся закрепляют свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки в 5 классе на тему "Э. Григ- певец норвежского народа" | 27.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок музыки в 5 «Б» классе МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская» на МО учителей музыки Пригородного района
Тема урока: « Эдвард Григ- певец норвежского народа»
Цель: формировать музыкальную грамотность личности через изучение творчества композиторов музыкальных терминов и понятий; познакомить учащихся с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и обратить внимание на национальные истоки его музыки.
Задачи: а) учить внимательно слушать музыку, уметь её анализировать, работать с текстом в группах и находить нужную информацию, познакомить учащихся с норвежским танцем «Халлинг» и сюитой «Пер Гюнт», применять эту информацию в решении кроссворда
б) воспитывать любовь к музыке норвежского народа, чувство прекрасного;
в) развивать образное мышление, словарный запас учащихся, расширять музыкальный кругозор, вокально- хоровые навыки .
Планируемые результаты
Метапредметные результаты :
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
Предметные результаты: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
Коммуникативные действия: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально- образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи
Регулятивные действия: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения
Личностные результаты: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражению
Ход урока:
- Организационный момент.
Вход в класс под фрагмент из танцевальной сюиты Х. Плиева
Приветствие учащихся
- Мотивационно целевой этап
Определение произведения, композитора.
- Какое настроение выражено в музыке?
– Интонациями какого народа пронизана эта музыка ?
- Что такое сюита?
- Кто из композиторов сказал о композиторской музыке: « Создаёт музыку народ, а мы, композиторы её аранжируем?
Мы знаем, что музыка народная и композиторская есть у всех народов мира.
Обращаю внимание на эпиграф урока :
«Я записывал народную музыку моей страны, я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины» Э. Григ –норвежский композитор 19 века.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
Проблемный вопрос: -Почему Эдварда Грига назвали певцом норвежского народа?
Что я знаю | Что хочу узнать | Что узнал |
3. Работа по теме урока
Предлагаю узнать о жизни и творчестве норвежского композитора Э. Грига
Рассказ учителя о Норвегии
Далеко на севере, омываемый водами Атлантического и Ледовитого океанов, лежит Скандинавский полуостров. В самой северной части этого полуострова расположена страна Норвегия. Величественна и сурова Норвегия- страна диких скал , густых лесов, узких извилистых морских заливов- фьордов. Живут в этой стране сильные, отважные люди. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, кобольдами, троллями, создал множество прекрасных песен, сказок, и легенд.
Самобытное искусство, быт нравы маленькой северной страны известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии второй половины 19 века- драматургу и поэту Хенрику Ибсену, скрипачу Уле Буллю, прозванному «северным Паганини», вдохновенному певцу Норвегии композитору Эдварду Григу.
Предлагаю выполнить задания в группах
- Сейчас вы сами постараетесь узнать о жизни и творчестве этого прекрасного композитора, ознакомившись с материалом. Выполнять работу будете в группах
(работа с текстом З. Григ), каждая группа выполняет своё задание.
1 группа: 1- Когда и где родился Эдвард Григ?
2- Кем были его отец и мать?
3- Кто был его первым учителем?
4- Сколько лет было Э. Григу, когда он начал серьёзно заниматься музыкой?
5- Кто посоветовал Эдварду Григу продолжить музыкальное образование?
2группа:- 1-В каком городе учился Эдвард Григ?
2-Сколько лет он учился в консерватории и как?
3-Какой диплом он получил?
4- Во время путешествия по Скандинавии где он любил бывать?
5 Как отразились его впечатления от путешествия в музыке?
6- В каких странах он выступает как пианист и дирижёр, исполнитель своих сочинений?
3 группа: 1- В каком месте Григ провёл последние годы жизни?
2-О каком периоде жизни Эдварда Грига Константин Паустовский написал рассказ «Корзина с еловыми шишками»?
3 -Почему он любил жить в Тролльхаугене? Что означает слово«тролльхауген»?
4- Где он любил совершать прогулки?
5.- Чем привлекала людей музыка Грига?
Презентация ответов спикерами групп
Учитель: Э. Григ любил песни и танцы родного норвежского народа. Композитор всегда стремился, чтобы его музыка была такой же красивой и выразительной, как народная. Он написал много танцев, которые похожи на народные.
«Норвежский танец»- один из самых красивых и известных – написан в характере халлинга
Халлинг- народный танец- исполняет один танцор, мужчина. Начиная танец, он как бы нехотя , идёт по кругу. Неожиданно начинается стремительная быстрая пляска. Что только не делает танцор, чтобы понравиться зрителям. Но вот танцор делает большой прыжок, музыка сразу останавливается. Все с интересом ждут: что же будет дальше?
Слушание «Норвежский танец» муз. Э. Григ
Определение формы музыки,( учащиеся показывают карточки с изображением формы музыки)
- Какой характер музыки?
- Что мы представляем себе слушая этот танец?
(как будто присутствуем на народном празднике)
- Что такое Халлинг?
Мы вспомним слова венгерского композитора Ференца Листа: «Это гениально, я увидел вашу родину!..»
-Чем пронизана музыка танца?
( народными интонациями и характером норвежского народа)
Мы с вами узнали, что Эдвард Григ очень любил природу и свои впечатления он выражал в музыке. Послушайте внимательно музыку и подумайте, о чем она нам рассказывает
Слушание «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
- Какое настроение в музыке?
(обращаю внимание на словарь терминов)
- Как она начинается?
-Какая эта музыка светлая или темная?
-Как изменяется окраска музыки? С чем это связано?
- Что музыка изобразила?
Да, музыка изобразила картину утра. Она так и называется «Утро» .
Предлагаю пропеть попевку «Утро» , вокально-хоровая работа
Много романсов, песен посвятил Э. Григ природе, и одна из них «Лесная песнь»
- О чем поётся в песне?
- Какие чувства в ней выражены?
-Как мы должны ее исполнить?
Вокально-хоровая работа ;
разучивание 3 куплета.
Закрепление 1-3 куплета .
4.Закрепление пройденного материала:
Предлагаю группам на скорость решить кроссворд:
б | е | р | г | е | н | ||||||||
у | т | р | о | ||||||||||
х | а | л | л | и | н | г | |||||||
т | р | о | л | л | ь | х | а | у | г | е | н |
- Город в котором родился Э. Григ
- Произведение о природе
- Норвежский народный танец
- Местечко, в котором жил Э. Григ
Итак, мы возвращаемся к проблемному вопросу нашего урока :
-Почему Эдварда Грига назвали певцом норвежского народа?
Ответы учащихся
(Потому ,что Э. Григ любил свою родину и писал музыку ,на основе народной норвежской музыки, в которой рассказывал о характере норвежского народа, рассказывал о ее прекрасной природе . В его произведениях воплотилось все лучшее, что создано было норвежским народом за многие века. Он своей музыкой прославил Норвегию на весь мир) )
Прекрасна музыка, и пока она звучит -станет мир прекрасней.
Исполнение песни «Всегда пусть музыка звучит»
Итог урока: Рефлексия
–Что нового узнали на уроке?
–Что удивило?
–Что вызвало затруднение?
- О чём вы расскажете дома своим близким?
Выставление оценок
Домашнее задание: Слушать музыку написать небольшое эссе о своих музыкальных впечатлениях музыки Э. Грига
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"
План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему: "Мифы и сказки о музыке"...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"
Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...