План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
![]() | 1.25 МБ |
![]() | 212 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ с.3-я. Александровка Калининского района Саратовской области»
План-конспект урока по музыке в 5 классе
на тему:
«Что роднит музыку с литературой в сказке»
Подготовила:
учитель музыки
Глушенкова Лариса
Александровна
-2012-
Учитель: Глушенкова Лариса Александровна МОУ «СОШ с.3-я. Александровка».
Предмет: Музыка.
Учебный план: 1 час в неделю.
Класс: 5.
Тема: «Что роднит музыку с литературой в сказке».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если бы не было музыки»;
- направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Задачи урока:
- развивать образное восприятие, умение слышать и выделять главное;
- направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.
Музыкальный материал:
- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня (слушание) – исполнение и игра учителя;
- «Песенка друзей» из м\ф «Бременские музыканты» - (слушание);
3. «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).
Оборудование:
- Мультимедиопроектор;
- Презентация;
- CD – запись музыки;
- Инструмент.
Структура урока:
- Организационный этап – 2 мин;
- Постановка урока – 3 мин;
- Изучение новой темы через повторение – 15 мин;
- Прослушивание музыкальных записей – 6 мин;
- Физминутка – 2 мин;
- Закрепление объектов изучения – 5 мин;
- Подведение итогов и выставление оценок за урок – 5 мин;
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Этапы урока и их содержание | Время (мин.) | Деятельность | |
Учителя | Учащегося | ||
| 1 | Организационная. | Сообщают об отсутствующих. |
СЛАЙД № 1. На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос, на который мы с вами пытались ответить? СЛАЙД № 2. | 3 | Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока. | Внимательно слушают и записывают в тетрадь. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? |
Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА. СЛАЙД № 3. Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка. Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожайлуста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки? Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней. СЛАЙД № 4. Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой? Ответ: Наблюдаются черты сходства – интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз. Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку: Движенья плавные смычка Приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про ветер лунный. (Скрипка) СЛАЙД № 5. СЛАЙД № 6. Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано. | 15 | Оформление доски. Совместно с учащимися разгадывает кроссворд. Следит за верностью рассуждений учащихся. Помогает в выборе правильного ответа. | Предлагают варианты ответов. Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос. Читают стих и отвечают на вопрос. Анализируют и отвечают. |
| 2 | Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню. | Внимательно слушают и следят за словами. |
Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему? Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди. Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»? Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте – скрипке. Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой? Ответ: Да, так как сюжет сказочный. | Развивает образное мышление учащихся. | Проанализировав песню отвечают на вопросы. | |
Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках) Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны). Видно ключик не достать (повороты головы) На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню). | 2 | Следит за правильным выполнением движений. | Правильное выполнение движений со словами. |
Отдохнули немножко и продолжим наш урок. Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения. На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется СЛАЙД № 7. Ответьте на вопрос: Чему учат сказки? Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми. Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Ответ: Потому что сказки – это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные. Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка? Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др. | 2 | Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы. | Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы. |
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает. СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты». «Песенка друзей» - слушание (фрагмент). Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка? Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой.
| 5 3 | Обсуждает совместно с учащимися фрагменты из урока. Следит за верностью рассуждений учащихся. | Активно включаются в работу. Отвечают на заданные вопросы. |
Прочитать и выучить в учебнике тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9. | 2 | Поясняет домашнее задание. | Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы. Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное? Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга. Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы! СЛАЙД №10 Выставление оценок. | 5 | Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока. | Ответы на главный вопрос. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы стало с литературой, если бы не было музыки?
Кроссворд Л И Т Е Р А Т У Р А
Слово Слово было в начале убого, Узко, словно истоки у рек. Слово было в начале у Бога, Но коснулся его человек! И оно полетело как птица, И запело над нашим жильём, Чтобы людям-богам поклониться, Песней им послужить и стихом.
Скрипка
Песня «Волшебный смычок»
Волшебный смычок Пришел к нам в село Музыкант-старичок. В руках музыканта Волшебный смычок. Ударил по струнам – Сбежался народ, Танцует, играет, Смеётся, поёт! Шёл мимо богач, Услыхав скрипача – И вспыхнула зависть В душе богача. Продай твою скрипку! Ты беден и стар. Я дам за неё тебе Хлеба амбар! -Нет! Скрипку свою Не продам никому. Нужна эта скрипка Не мне одному. Под звуки её Веселится народ, Танцует, играет, Смеётся, поёт!
Сказка В мире много сказок, Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них!
Картинная галерея сказок Сказка-былина «Садко». «Золушка» Шарль Перро.
«Песенка друзей» муз. Г. Гладков
В добрый путь, юные любители музыки!
Источники www.karusel-toya.ru. www.festival.ru. Учебник по музыке для 5 кл. Сергеева, Критская. Энциклопедия по искусству. Аванта плюс.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-29637-1520164647.jpg)
РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-29637-1520164647.jpg)
РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Предлагаю разработку урока в 5 классе по теме "Музыка и ИЗО". На уроке используется материал презентации, фрагмент видео....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-167938-1356025364.jpg)
План-конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе по теме "Движение тела. Масса""
План-конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365023-1386698043.jpg)
урок в 5 классе на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?
Разработка урока по музыке в 5 классе, 3 четверть, на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?Авторы учебника Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-393885-1392038781.jpg)
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.
Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-840684-1602345319.jpg)
Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"
Методическая разработка урока музыки в 5 классе...