План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Юнусова Ксения Александровна

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx17.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока для учащихся 5 классов

 на тему: «Мифы и сказки о музыке»

        

Цель урока: сформировать способность устанавливать аналогии между музыкой и литературой,  учитывая специфику каждого из искусств.

Задачи:

- образовательная: познакомить учащихся с сюжетами и персонажами мифов и сказок, связанных с музыкой.

- развивающая: развить умение сравнивать, сопоставлять, находить общее в художественных явлениях.

- воспитательная: воспитывать культуру речи.

Материалы к уроку: аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к мифам.

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр.

Ход урока

       I. Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского: па-де-де из балета «Щелкунчик».

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как сказка – мир. Сказания народа,

Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

С младенчества запали в душу мне».

                                    (Н. Заболоцкий)

       II.   Сообщение темы урока.

- Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку).

- Да, это действительно так.  Мы не случайно начали урок с  прекрасной музыки   Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.

       III.  Работа по теме урока.

         1. Музыка в мифах, сказках и преданиях.

- Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества – это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.

          Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.

          Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией.  Древние греки верили, что с наступление тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов – Зевса. Их звали музами жизни – богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актерами, музыкантами и учёными.

          Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.

           Демонстрация иллюстраций к мифам.

          Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.

- Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?

          (Мифы, сказки, предания – вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живет своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).

          2. Слушание музыкального произведения.

-  Сейчас мы с вами прослушаем пьесу Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».

          Слушание произведения.

- Что вы можете сказать  о прослушанном произведении, какого  характера  данная пьеса? (Музыка звучит спокойно, умиротворённо, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжений).

- Верно, музыка передаёт  состояние полного спокойствия, сказочной красоты. В  музыке отсутствует драматическое напряжение, образ волшебного озера носит созерцательный характер. Это и является одним из редких примеров музыкального произведения, в котором нет кульминации и напряжённости.

- В конце пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие.

         3. Смысловое своеобразие музыки.

-  Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие. Существуют такие мифы, которые рассказывают о появлении музыкальных инструментов.

          Вспомним некоторые из них.

          Учащийся читает подготовленный материал.

          Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. Она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу реки Ладон, но Сиринга обратилась к реке с мольбой, чтобы та укрыла её в тростнике. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

- Из панциря черепахи смастерил лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела богиня мудрости и справедливой войны Афина.

          Именно так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

          Таким образом, подражая звучанию мифологических музыкальных инструментов, композиторы искали новые сочетания, тембры, вводили в произведения голоса птиц, шум ветра и другие звуки природы. Всё это создавало необыкновенную художественную достоверность, наполняемость живыми звуками и образами.

          4. Образы в музыке.

- Ребята, прослушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля –   французского композитора ХХ века. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами.

          Слушание музыки.

 - Как вы думаете, на что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный органный композитор?

          Заслушиваются ответы детей, делаются выводы.

 - Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.

          Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки их стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.

          Это значит, что в музыке живёт всё многообразие литературы: фольклор и мифология, поэзия, драма и многое другое.

          Мы знаем многие литературные жанры, которые также являются и музыкальными жанрами – это прежде всего стихотворные жанры, такие как – элегии и оды, баллады и гимны, песни и романсы. Всё это обогатило  музыку новыми интонациями.

          Литературные образы прочно вошли в оперы и балеты.

          5. Вокально-хоровая работа

- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной песней композитора

М. Таривердиева «Маленький принц». Герой этой песни пришёл к нам из сказки - о мужестве и мудрости детской души Антуана де Сент-Экзюпери.

          Разучивание песни

       IV.  Итог урока

- Наверное, без влияния слова было бы совсем другими строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшее более выразительным в содружестве с поэзией. Связь эта продолжается по сей день и будет существовать всегда, несмотря на то, что музыка и литература приобрели на сегодняшний день независимость, которые способны каждая по-своему завоёвывать мир, но они порой встречаются вновь и приводят к новым открытиям и берут друг у друга только самое лучшее.

       V.  Домашнее задание

Проиллюстрировать понравившийся миф связанный с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....

Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции"

Урок литературы в 6 классе. Рассчитан на 2 часа. В занимательной форме учащиеся знакомятся с мифами, богами, героями Древней Греции. Рассматривается происзождение крылатых выражений, связанных с этой ...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...

План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса

Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...

Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".

Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии"  для учеников 6 класса....