Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Свирель поет"(для обучающихся 5-7 классов).
рабочая программа по музыке (5 класс)

Журавлева Ирина Николаевна

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Свирель поет"(для обучающихся 5-7 классов). Прогамма разработана в соответствии с ФГОС О у/о, составлена на основе изучения  и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, програмно-методических материалов, а так же на основе педагогического наблюдения и изучения дететй с умственной отсталостью, опыта проведения с ними коррекционно-развивающей работы в условиях специальной коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_svirel.doc446.5 КБ
Microsoft Office document icon titulnyy_list_zhuravleva_i.n.doc42 КБ
PDF icon skan_retsenziya_zhuravleva_i.n.pdf757.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………....6

3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Свирель поет»……. …25

3.Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ГКОУ №8…………......28

4.Содержание программы внеурочной деятельности «Свирель поет»…………      29

5. Календарно-тематическое планирование…………………………………………..31

6.Планируемые результаты……………………………………………………………36

7.Оценочные материалы ………………………………………………………………37

9. Современные педагогические технологии, средства обучения …………..……..39

10.Материально-техническое и методическое оснащение курса внеурочной деятельности «Свирель поет»………….………………………………………………41

10. Список учебно-методической литературы………………………………………..42

11.Лист корректировки…………………………………………………………………45

12.Лист согласования…………………………………………………………………..46

Автор: Журавлева Ирина Николаевна, учитель предметной области

«Искусство»

Место разработки и реализации Программы: государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Адрес: 352500 г. Лабинск, Краснодарского края, ул. Константинова 91

Телефон: 8 (86169) 2-28-83, 8 (86169)3-39-09, 8 (86169)2-67-08

Горячая линия: 8(861)298-25-87

Электронный адрес: lab-skh8@mail.ru

Сайт: ch8.ucoz.com

Название: адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Свирель поет»

Год разработки :2022

Количество страниц: 46

         Аннотация. Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Свирель поет» предназначена для учащихся 5-7 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) имеет целью:

а) приобщать обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 14-18 лет к искусству: игре на свирели

б) развивать:

-навык игре на свирели,

- познавательный интерес к предмету: музыке,

- образное мышление,

- художественный вкус,

в) совершенствовать формы, пути и средства приобщения обучающихся с умственной отсталостью к искусству;

г) внедрить и апробировать инновационные технологии в коррекционно-развивающем процессе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения;

д) оказать помощь педагогическим работникам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику при разработке и составлении адаптированных дополнительных образовательных программ, их оформлении в соответствии с действующими стандартами.

          Направленность программы: коррекционно-развивающая, деятельностная, практическая.

          При разработке и составлении Программы были проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для текстовых документов.

          Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Свирель поет» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС О у/о и на основе:

         - Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ. №ВК452/07 от 11.03.2016г.- С.6;

-изучения и анализа научно- методической литературы, современных образовательных технологий,

-программно-методических материалов,

-педагогического наблюдения и изучения детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

           Ключевые слова: адаптированная образовательная общеразвивающая программа, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), ФГОС О у/о, коррекционно-развивающая работа, оздоровление, общение, познание,                                                                                                                     современные образовательные технологии, специальные методы и приемы, диагностика, дифференциация, структура дефекта, вентиляция легких, гипервентиляции мозга, астма, стимуляция, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние, коммуникативная культура, взаимодействие в детском коллективе, творческого мировоззрения ребенка, музицирование, теория переноса способностей, приобщение, исполнительская и творческая деятельность, детская творческая активность, музыкальная грамота, яркие музыкальные впечатления, слушание музыки, средства музыкальной выразительности, музыкальное произведение, музыкальный образ, эмоциональный отклик, музыкальная память, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки, адекватное реагирование на музыкальные переживания, средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки; уровень овладения программным материалом, педагогические технологии, средства обучения.

           Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Свирель поет» для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) рассмотрена на методическом объединении учителей предметников ГКОУ школы №8 г. Лабинска: протокол №1 от 29 августа 2022 года, утверждена педагогическим советом протокол №1от 31 августа 2022 года и рекомендована для внедрения в образовательно-коррекционно-развивающий процесс государственных бюджетных (казенных) общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.

 

Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Свирель поет» предназначена для обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями). Курс рассчитан на 3 года обучения 240 часа, 2 час в неделю. Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС О у/о на основе «Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ. №ВК452/07 от 11.03.2016г.- С.6

Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий. Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями.

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 5035), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ <20).  

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.  

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.  

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.  

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.  

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.  

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи:

- коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе,

-так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося,

-особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется:

- замедленно,

-атипично,

- а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.  

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические[1].  

К общим потребностям относятся:         

-время начала образования,

- содержание образования,

-разработка и использование специальных методов и средств обучения,

-особая организация обучения,

-расширение границ образовательного пространства,

- продолжительность образования и

- определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.  

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

           -раннее получение специальной помощи средствами образования;

            -обязательность непрерывности         коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

             -научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

             -доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

              -систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

             -обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

             -использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

             -развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

             -специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

              -стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. 

Разрабатывая клиническую классификацию, в основу которой была положена структура дефекта, М. С. Певзнер (1959) подчеркивала, что олигофрены даже одной и той же клинической группы имеют неодинаковые возможности обучения, что связано с глубиной и распространенностью нарушений. К делению учащихся на группы с целью определения путей коррекции дефектов их развития разработаны подходы в исследовании В. В. Воронковой (1972).

В целом в данных исследованиях в основу дифференциации были положены те особенности умственно отсталых школьников, которые проявлялись в обучении конкретному предмету. Многолетние исследования сотрудников лаборатории обучения и воспитания детей во вспомогательных школах НИИ дефектологии под руководством В. В. Воронковой позволили выявить возможности учащихся усваивать учебный материал в объеме программы вспомогательной школы (русский язык, чтение, математика, труд), а также специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками. Это послужило основанием для определения типологических особенностей школьников и деления их на группы.

Педагог специальной (коррекционной) школы должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения. Эти нарушения усугубляют трудности обучения, увеличивают неравномерность продвижения детей. Развитие ребенка         с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.  

На успешность обучения влияют нарушения фонетико-фонематического восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, двигательной сферы, работоспособности. Такие виды нарушений могут иметь ученики с разными уровнями развития познавательной деятельности и, следовательно, относиться к той или другой группе. У школьников с более сохранным интеллектуальным развитием коррекция нарушенных психофизических функций осуществляется успешнее, чем у учащихся, у которых интеллект снижен значительно. В ходе исследований с учетом типологических особенностей умственно отсталых учащихся были определены 4 уровня по возможностям к овладению программным материалом.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся:

- мышление,

-воля,

-мотивация.

Целью музыкального воспитания является:

- овладение детьми музыкальной культурой,

-развитие музыкальности учащихся.

Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.

Это умение:

- слушать музыку,

-слухоречевое координирование,

-точность интонирования,

-умение чувствовать характер музыки и

-адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,

-умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа позволяет углубить знания в области музыкальной культуры. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности. Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде внеурочной деятельности. Занятия проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся внеурочная деятельность как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки). Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как роки рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий. Очень важно, что предложенная автором программа, позволит более эффективно уравновешивать деструктивные нервно-психические процессы, преобладающие у детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями). Реализуемый автором курс будет способствовать и решению проблемы нравственного воспитания учащихся.

Сегодня:

- активно рекламируемые и культивируемые по телевизору, сети Интернет потребности к комфорту, развлечениям;

-занятость родителей (законных представителей) работой, личной жизнью; неблагополучность семей, их неполный состав, часто приводят к снижению внимания к ребенку, к его занятиям, к формированию учебных умений и навыков; что существенно влияет на формирование личности ребенка с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями). Поэтому главной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка выпускника к самостоятельной жизни в обществе и вооружение его знаниями, умениями навыками, позволившими ему быть успешно социализированным. Этим и обусловлена актуальность выбора направления адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Свирель поет» для обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

Нормативно-правовой и документальной основой адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы явились:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»,

- Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729- р.,

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

-ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

-Письмо МОН и МП Краснодарского края от 28.04.2016г. №47-7098/16-11 «О направлении методических рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов»;

-Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015 года № 47-15091/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;

-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (вариант 1), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

-Устав школы.

Цели:

образовательная: 

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности.

-учить игре на свирели.

коррекционно-развивающие:

а) формировать:

- музыкально-эстетический словарь,

-ориентировку в средствах музыкальной выразительности,

-умения и навыки игре на свирели

б) совершенствовать певческие навыки и навыки игры на свирели;

в) развивать:

- чувство ритма,

-речевую активность,

-звуковысотный слух,

-музыкальную память,

-способность реагировать на музыку,

-музыкально-исполнительские навыки;

г) коррегировать:

-первичные и вторичные отклонения,

- нарушения звукопроизносительной стороны речи.

воспитательные:

а) помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

б) способствовать 

-преодолению неадекватных форм поведения,

-снятию эмоционального напряжения;

в) содействовать:

- приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими;

 г) развивать:

-эмоциональную отзывчивость;

д) активизировать

- творческие способности,

 -творческую активность,

-важнейшее новообразование: активность и инициативность.

Задачи:

образовательная: 

-формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности.

-обучение игре на свирели.

коррекционно-развивающие:

а) формирование:

- музыкально-эстетического словаря,

-ориентировки в средствах музыкальной выразительности,

-умений и навыков игре на свирели

б) совершенствование:

- певческих навыков,

- навыков игры на свирели;

в) развитие:

- чувства ритма,

-речевой активности,

-звуковысотного слуха,

-музыкальной памяти,

-способности реагирования на музыку,

-музыкально-исполнительских навыков;

г) коррекция:

-первичных и вторичных отклонений,

- нарушений звукопроизносительной стороны речи.

воспитательные:

а) помощь в самовыражении умственно отсталыми школьниками через занятия музыкальной деятельностью;

б) создание условий для:

-преодоления неадекватных форм поведения,

-снятия эмоционального напряжения;

в) содействование:

- приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими;

 г) развитие:

-эмоциональной отзывчивости;

д) активизация:

- творческих способностей,

 -творческой активности,

-важнейшего новообразования: активности и инициативности.

2. Общая характеристика курса

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая Программа «Свирель поет» реализуется за пределами основных общеобразовательных программ и направлена на:

- решение задач формирования общей культуры личности;

-создание базовых основ образованности и воспитанности;

 -расширение знаний обучающихся о мире и о себе;

 -оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося в условиях специально организованной внеурочной деятельности;

-накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы;

-создание условий для усвоения и принятия обучающимися базовых общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

-адаптации личности к жизни в обществе.

Главной целью адаптированной общеразвивающей программы «Свирель поет» являются:

- овладение детьми музыкальной культурой,

-развитие музыкальности учащихся.

Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.

Это умение:

- слушать музыку,

-слухоречевое координирование,

-точность интонирования,

-умение чувствовать характер музыки и

-адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,

-умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Курс внеурочной деятельности «Свирель поет» определен следующими коррекционно – педагогическими принципами:

- принцип системно - деятельностной организации воспитания;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода;

- принцип целенаправленности педагогического процесса;

- принцип целостности и системности педагогического процесса;

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

-принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

-принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

- принцип сознательности и активности личности;

- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения;

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип доступности (в соответствие с психолого-педагогическими способностями);

- принцип преемственности и связи поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно- нравственного воспитания;

- принцип приоритета активных методов обучения.

Исходя из опыта работы в специальной (коррекционной) школе, можно констатировать следующее: востребованность разработки данной программы состоит в том, что ее реализация будет осуществляться в классах, где обучаются дети с диагнозами разного генеза (легкой и умеренной УО, синдромом Дауна, дети с РАС), которые в зависимости от структуры дефекта, диагноза обучаются по разным программам (I вариант, II вариант, 8.3, 8.4). В связи с этим возникает проблема поиска эффективных технологий, методов, приёмов и способов организации коррекционно-развивающей и коррекционно-воспитательной работы с учащимися. Методически грамотное проектирование, планирование и реализация адаптированной образовательной общеразвивающей дополнительной программы «Свирель поет» будет способствовать не только формированию знаний, умений и навыков в предметной области «Искусство», но и динамике в личностном развитии:

-более прочному усвоению программного материала по всем предметным областям;

- созданию атмосферы доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами;

- повышению самооценки;

-мотивации в учении и приобретении ЗУН;

- развитию познавательного интереса;

-формированию гармонично развитой личности;

-более успешной социализации.

Практическая значимость программы заключается в содержании ее практической части:

-в помощи в самовыражении умственно отсталыми школьниками через занятия музыкальной деятельностью:

 -в преодолении неадекватных форм поведения,

-в снятии эмоционального напряжения;

- в приобретении навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими;

-в развитии эмоциональной отзывчивости;

-в формировании творческих способностей: игре на свирели,

 -творческой активности,

-важнейшего новообразования: активности и инициативности.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно гипервентиляции мозга работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

В ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что выходит за рамки просто музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек легко переносит на всю деятельность (теория переноса способностей). Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами

3.Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с учебным планом ГКОУ школы №8 г. Лабинска программа реализуется в 5-7 классах, 2 час в неделю. Программа рассчитана на 3года: общий объем учебного времени составляет 240 часов, 80 часов в год.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки), заочные путешествия, игры, экскурсии.

4. Содержание программы внеурочной деятельности «Свирель поет»

         Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как все это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а также для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой.  

Стержневым моментом ее методики является то, что автор предлагает запись музыки, альтернативную нотной. Суть записи музыки по методике Э. Смеловой сводится к следующему: свирель имеет шесть отверстий. Три первых отверстия (считаем сверху) закрываются пальцами левой руки, остальные три – пальцами правой руки. Цифра 1 означает, что следует закрыть первое верхнее отверстие. Цифра 2 – первое и второе верхние отверстия, цифра 3 – первое, второе и третье верхние отверстия и т.д. Если все отверстия свирели открыты, то звук обозначается цифрой 0. Под цифрами, заменяющими нотные знаки, записывается ритмический рисунок мелодии. Запись музыки по данной методике представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка цифровки. Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6), получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) – получается звук “ми” второй октавы.

 

5.Календарно – тематическое планирование (первый год обучения)

 

№ п/п

темы

Тема

Количество

 часов

Дата

Музыкальная грамота

план

факт

1

 Прослушивание детей

2

01.09

07.09

2

Вводное занятие. Знакомство с инструментом

2

08.09

14.09

3

 Устройство свирели. Левая и правая рука.

2

15.09

21.09

 Длительность звука

4

Длительность музыкального звука. Играем мелодии, построенные на одном звуке: «Считалка»

2

22.09

28.09

Длительность звука

5

«Барабанщик». Слова и музыка Ю.Литовко

2

29.09

05.10

Длительность звука

6

«Буду летчиком». Слова Л. Дымовой, музыка Е.Теличевой.

2

06.10

12.10

Длительность звука

7

«Котик»

2

13.10

19.10

Длительность звука

8

«Барашеньки - крутороженьки». Русская народная песня

2

20.10

26.10

Длительность звука

9

«Детская песенка».Музыка Л. Слука

2

27.10

02.11

Длительность звука

10

Играем мелодии, построенные на двух звуках: «Гармошка». Слова М.Долинова, музыка Е.Теличевой

2

03.11

09.11

Длительность звука

11

«Про лошадку» детская песенка

2

10.11

16.11

Длительность звука

12

«Лепешки» прибаутка

2

17.11

23.11

Длительность звука

13

«Уж как шла лиса по травке» русская народная песня

2

24.11

30.11

Длительность звука

 14

Мелодии на трех звуках: «У кота –воркота» русская народная песня

2

01.12

07.12

Пульсация

15

«Ванечка». Слова Л. Кузьмина, музыка С. Воронцовского

2

08.12

14.12

Пульсация

16

«Дождик» русская народная песня

2

15.12

21.12

Пульсация

17

«Сорока» русская народная песня

2

22.12

28.12

Пульсация

18

 «Приди, приди ,солнышко» украинская прибаутка

2

29.12

04.01

Пульсация

19

«Горелка» русская прибаутка

2

05.01

11.01

Пульсация

20

«Велосипедист».  Слова В. Берестова, музыка А. Метелецина

2

12.01

18.01

Пульсация

21

«Котик» русская народная песня

2

19.01

25.01

Пульсация

22

«Белые гуси». Музыка М. Красева

2

26.01

01.02

Пульсация

23

«Пастушок» детская песенка

2

02.02

08.02

Пульсация

24

Мелодии на четырех звуках:

 « Как под горкой под горой» русская народная песня

2

09.02

15.02

        

Лад

25

«На катке» детская песенка

2

16.02

22.02

Лад

26

« Баю ,баюшки, баю» колыбельная

2

23.02

01.03

Лад

27

«Василек» русская народная псенка

2

02.03

08.03

Лад

28

« Скакалочка»

2

09.03

15.03

Лад

29

«Белка». Музыка А. Березняк

2

16.03

22.03

Лад

30

«Солнышко» детская песенка

2

23.03

29.03

Лад

31

Реприза. Мелодии, построенные на четырех и пяти звуках:«Ай, ду – ду, ду – ду»

2

30.03

05.04

Реприза

32

«Цыплятки». Музыка А. Филипенко

2

06.04

12.04

Реприза

33

«Весна». Слова Н. Френкеля, музыка  Г.Фрида

2

13.04

19.04

Реприза

34

«Зайчик , ты зайчик» русская народная песня

2

20.04

26.04

Реприза

35

«Дон-дон» русская народная песня

2

27.04

03.05

Реприза

36

«Мы на луг ходили». Слова Л. Волгиной, музыка А. Филипенко

2

04.05

10.05

Реприза

37

«Просо» русская народная песня-прибаутка

2

11.05

17.05

Реприза

38

«Маленькая Юлька» словенская народная песня

2

18.05

24.05

Реприза

39

« Два кота» польская народная песня

2

25.05

26.05

Реприза

40

« Утенок» венгерская народная песня

2

01.06

02.06

Реприза

Календарно – тематическое планирование (второй год обучения)

№ п/п

 

Тема

Количество часов

Музыкальная грамота

1

Мелодии, построенные на трех нотах «Василек»

2

Ритм

2

«Как под горкой» Упражнения на дыхание

2

Метроритм

3

«Зацвели васильки» Длительность музыкального звука

2

 Длительность звука

4

Мелодии, построенные на четырех- и пяти звуках .«Во поле береза стояла» русская народная песня

2

Длительность звука

5

«Во поле береза стояла» русская народная песня

2

Длительность звука

6

«Светит месяц» русская народная песня

2

Длительность звука

7

«Савка и Гришка» белорусская народная песня

2

Длительность звука

8

«Савка и Гришка» белорусская народная песня

2

Длительность звука

9

«Савка и Гришка» белорусская народная песня

2

Длительность звука

10

«Светит месяц» русская народная песня

2

Длительность звука

11

«Светит месяц» русская народная песня

2

Длительность звука

12

«Светит месяц» русская народная песня

2

Длительность звука

13

«Светит месяц» русская народная песня

2

Длительность звука

 14

«В лесу родилась елочка» Е. Бекман

2

Пульсация

15

«В лесу родилась елочка» Е. Бекман

2

Пульсация

16

«В лесу родилась елочка» Е. Бекман

2

Пульсация

17

«В лесу родилась елочка» Е. Бекман

2

Пульсация

18

 «Новогодняя хороводная» М. Красев

2

Пульсация

19

«Новогодняя хороводная» М. Красев

2

Пульсация

20

«Новогодняя хороводная» М. Красев

2

Пульсация

21

«Новогодняя хороводная» М. Красев

2

Пульсация

22

«Новогодняя хороводная» М. Красев

2

Пульсация

23

«Новогодняя хороводная» М. Красев

2

Пульсация

24

«Веселый музыкант» А. Филипенко

2

Лад

25

«Веселый музыкант» А. Филипенко

2

Лад

26

«Веселый музыкант» А. Филипенко

2

Лад

27

«Серенькая кошечка» В. Витлин

2

Лад

28

«Серенькая кошечка» В. Витлин

2

Лад

29

«Серенькая кошечка» В. Витлин

2

Лад

30

«Птичка»

2

Лад

31

Реприза «Веснянка» П. Коницкий

 2

Реприза

32

«Веснянка» П. Коницкий

2

Реприза

33

«Поезд» В. Метллов

2

Реприза

34

«Поезд» В. Метллов

2

Реприза

35

«Поезд» В. Метллов

2

Реприза

36

«Перепелочка» белорусская народная песня

2

Реприза

37

«Перепелочка» белорусская народная песня

2

Реприза

38

«Перепелочка» белорусская народная песня

2

Реприза

39

«Перепелочка» белорусская народная песня.

2

Реприза

40

«Перепелочка» белорусская народная песня.

2

Реприза

Календарно – тематическое планирование (третий год обучения)

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Музыкальная грамота

1

Вводная беседа «Свирель поет»

2

Интонация, строй, лад, акценты

2

Подготовка к празднику «День учителя». «Веселые гуси» украинская народная песня

2

Метроритм

3

«Веселые гуси» украинская народная песня

2

Длительность звука

4

«Веселые гуси» украинская народная песня

2

Длительность звука

5

«Веселые гуси» украинская народная песня

2

Длительность звука

6

«Веселые гуси» украинская народная песня

2

Длительность звука

7

«По малину в сад пойдем» А. Филипенко

2

Длительность звука

8

«По малину в сад пойдем» А. Филипенко

2

Длительность звука

9

«По малину в сад пойдем» А. Филипенко

2

Длительность звука

10

«По малину в сад пойдем» А. Филипенко

2

Динамические оттенки

11

«По малину в сад пойдем» А. Филипенко

2

Динамические оттенки

12

«По малину в сад пойдем» А. Филипенко.

2

Динамические оттенки

13

Подготовка к празднику «Осень золотая». «Веселая пляска» А. Филипенко

2

Динамические оттенки

14

 «Веселая пляска» А. Филипенко

2

Пульсация

15

 «Веселая пляска» А. Филипенко

2

Пульсация, длительность нот

16

«Кукушка» эстонская народная песня.

2

Пульсация

17

«Кукушка» эстонская народная песня

2

Пульсация

18

«Кукушка» эстонская народная песня

2

Пульсация

19

«Кукушка» эстонская народная песня

2

Пульсация

20

Подготовка к празднику «Новогоднее чудо». «Первые снежинки» немецкая народная песня

2

Пульсация, длительность нот

21

«Первые снежинки» немецкая народная песня

2

Пульсация

22

«Первые снежинки» немецкая народная песня

2

Пульсация

23

«Первые снежинки» немецкая народная песня

2

Пульсация

24

«Первые снежинки» немецкая народная песня

2

Лад

25

Подготовка к празднику «Как хорошо с тобой родная мама».

«Спят усталые игрушки» А. Островский

2

Лад

26

«Спят усталые игрушки» А. Островский

2

Лад, понятие мажор и минор

27

«Спят усталые игрушки» А. Островский

2

Лад

28

«Спят усталые игрушки» А. Островский

2

Лад, понятие мажор и минор

29

«Кораблик» французская народная песня

2

Лад

30

«Кораблик» французская народная песня

2

Лад

31

«Кораблик» французская народная песня.

 2

Реприза

32

«Тихая ночь» Ф. Грубер

2

Реприза

33

«Тихая ночь» Ф. Грубер

2

Реприза

34

«Тихая ночь» Ф. Грубер

2

Реприза

35

Подготовка к празднику «Этих дней не смолкнет слава». «Эх дороги» А. Новиков

2

Реприза

36

«Эх дороги» А. Новиков

2

Реприза

37

«Эх дороги» А. Новиков

2

Реприза

38

«Катюша» М. Блантер

2

Реприза

39

«Катюша» М. Блантер

2

Реприза

40

«Катюша» М. Блантер

2

Реприза

6. Планируемые результаты освоения программы

-овладение игрой на свирели,

- умение играть простые произведения по нотам,

- овладение детьми музыкальной культурой,

-умение слушать музыку,

-слухоречевое координирование,

-точность интонирования,

-умение чувствовать характер музыки,

-адекватная реакция на музыкальные переживания, воплощенные в ней,

-умение различать средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские способности,

-снижение аффективных реакций,

-активность,

-прилежание,

-умение работать в группе, паре.

Уровни:

В-высокий

С-средний

Н-низкий

0-нулевой

7. Оценочные материалы

Таблица 1. Мониторинг знаний умений и навыков в овладении музыкальной

 культурой, навыком игры на свирели

№ п/п

/Имя уч-ся

Время проведения диагностики

Критерии оценки

овладение игрой на свирели

умение играть простые произведения по нотам

овладение детьми музыкальной культурой

умение слушать музыку

слухоречевое координирование

точность интонирования

Умение различать средства музыкальной выразительности

снижение аффективных реакций

активность

прилежание

умение работать в группе, паре.

умение чувствовать характер музыки

адекватная реакция на музыкальные переживания,

ритм

темп

динамические оттенки

ладогармонические особенности

исполнительские способности

А

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Динимика

 

8.Современные педагогические технологии, средства обучения:

- традиционное обучение;

- активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);

 -проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Специальные приемы обучения навыкам овладения игрой на свирели, музыкальной грамотой:

1.Показ

2. Демонстрация

3. Рука в руке

4. Речевая разминка

5. Специально организовывать работу по сочетанию разных приемов игры на одной и той же мелодии

6. Смысловая догадка.

7. Многократность упражнений в игре на свирели

8. Отчётливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики - для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

9.Хоровое произнесение

10. Подготовка к восприятию музыкального произведения

11. Словарная работа

12.Выразительное первоначальное интонирование произведения учителем или детьми

13. Работа над выразительными средствами музыкального произведения

14. Характеристика музыкального произведения

15.Подражание образцу выразительного интонирования

16.Драматизация музыкального произведения

17.Специальные упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств

Формы контроля достижений учащихся:

- проигрывание выученных мелодий, элементов мелодии,

-игра в паре,

- игра всем коллективом.

Виды контроля:

- самоконтроль;

- контроль учителя;

-взаимоконтроль.

9.Материально-техническое оснащение внеурочной деятельности

а) Техническое оснащение:

Класс, в котором проводятся занятия, оборудуется:

- музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);

-техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт-дисков, видеоаппаратура, диапроектор);

-музыкально-дидактическими пособиями (аудио и видеозаписи, компакт диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).

       В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. - компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экспозиционный экран, инструментарий (свирель), плакаты (музыкальная грамота)

б) Методическое сопровождение:

-ФГОС О у/о;

-учебно-методическая литература;

-картины, репродукции, иллюстрации, фотографии;

-мультимедийное сопровождение;

-видеоролики;

- музыкальные произведения в записи;

-электронная библиотека

- мультфильмы;

- фильмы.

10.Список учебно-методической литературы

1.Бельская И.И. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в ОУ   // Начальное образование. - 2011. - № 6. - С.14-26. 

2.Вологжанина В. В. Реальность инклюзии: необычный ребенок в обычной школе   // Управление начальной школой. - 2015. - № 2. - С.4-12.

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. М., 1994.

4.Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.

5.Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Собр.соч. Т.5. М., 1983.

6.Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М.Остапов. М., 1995.

7.Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Пузанова Б.П. М., 1996.

8. Джежжелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М., 1995.

9.Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.

10.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

11.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения

с давних времен до середины ХХ века. М., 2002.

12.Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М., 1999.

13.Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

14.Космовская М.Д. Практическое руководство игры на свирели по методике Э.Я.Смеловой. – М : 1992

15. Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Рабочая тетрадь  - М : 2014

16.Классическая музыка в переложении для свирели. Часть 2. Учебно-методическое пособие - М: 2016.

17.Кучкарова Р. Особенности обучения детей-аутистов   // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2014. - № 9. - С.22-28.

18.Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей. М., 1989.

19.Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М.,1996.

20.Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2002.

21.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.,1998.

22.Научно-методический журнал « «Коррекция и развитие», «Начальная школа», «Дефектология» и др.

23.Никитина М.И. и др. Словарь-справочник по специальной педагогике. М., 2002.

24.Никольская О.С. Специальный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (аутизма)(макет)   // Дефектология. - 2010. - № 2. - С.3-19.

25.Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. СПб., 1997.

26.Патракеев В.Г. Организация текущего мониторинга учебной деятельности школьников с ОВЗ   // Практика административной работы в школе. - 2015. - № 1. - С.20-24.

27.Пономарева И.М. Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями как одна из составляющих образовательного пространства   // Воспитание и нарушение детей развития. - 2015. - № 1. - С.16-20.

28.Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.

29.Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

30.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

 (олигофренопедагогика). М., 2002.

31.Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития   // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С.20-23.

32. Смелова Э.Я. Свирель поет – М: 2012

33.Смелова Э.Я. Военные песни. Свирель поет – М: 2014

34.Смелова Э.Я. Мелодии детства. Свирель поет - Toronto: 2008

35. Смелова Э.Я. Новогодние и Рождественские песни для свирели. – М: 2016

36.Соловьева Т. В. Словарик современного школьника: Учеб. пособие для учащихся 5-9 кл. – 2-е изд. перераб. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006

37.Учебное пособие «Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство», М.2014

38. Царев, А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ   // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С.12-20.

39. Черкасова Е.Л. Обучение и воспитание учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС основного общего образования   // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - № 6. - С.5-12.

40. Шевлякова Е.А. Особенности обучения детей с ОВЗ   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 4. - С.39-60.

11.Лист корректировки

№ п/п

Дата

Тема

(запланированная)

Тема

(предполагаемая к замене)

Примечание

12.Лист согласования

Согласовано:                                                                                        Согласовано:

Протокол заседания                                                             зам.директора по ВР

методического объединения учителей                     _________ Н.В.Бандурова

предметников№1 от «30» августа 2022г.                         от «31»августа 2022 г.

Руководитель МО:_________М.А.Брюховецкая

                               


[1]          Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными потребностями» http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami. 

 



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА №8 г. ЛАБИНСКА

РАССМОТРЕНО:                  СОГЛАСОВАНО:                  УТВЕРЖДЕНО:

МО учителей                          заместитель директора          решением

                                                 по ВР                                    педагогического совета

предметников                                                                          от 31.08.2022 г. протокол№1

от 30.08.2022 года  

протокол № 1                                                                           Председатель педсовета

________М.А.Брюховецкая ___________Н.В.Бандурова          _________ О.В.Скорик

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СВИРЕЛЬ ПОЕТ»

(для обучающихся 5-7 классов)

Количество часов: 240 (80 часов в год)

Разработчик программы:

  Журавлева Ирина Николаевна,

учитель предметной области

 «Искусство»

             Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС О у/о, составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения и изучения детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), опыта проведения с ними коррекционно-развивающей работы в условиях специальной (коррекционной) школы.

г. Лабинск, 2022

                               


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование

Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика»

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 12-15 лет с нарушением интеллекта.  Направленность....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга

Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...

Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка, пауэрлифтинг» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет физкультурно – спортивную направленность.

Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Доказано, что ...