Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)
статья
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы обеспечивают реализацию образовательных прав ребенка на получение соответствующего его возможностям дополнительного образования.
Профессиональный стандарт «Педагога дополнительного образования для детей и взрослых», ставит основную цель профессиональной деятельности - организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)
М.Л. Машкина
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр»
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЭ, ФЗ № 273). Получение дополнительного образования регулируется главой 10 ФЗ № 273. В части 2 статьи 75 ФЗ № 273(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24.07.2015г.).
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы обеспечивают реализацию образовательных прав ребенка на получение соответствующего его возможностям дополнительного образования.
Профессиональная готовность педагога к работе с детьми с РАС. Представленный ниже материал отражает десятилетний опыт работы заместителя директора общеобразовательной школы, тьютора ресурсного класса МБОУ СОШ № 43 г. Белгорода и педагога дополнительного образования в ГБУ ДО БелОДЭБЦ.
Существенную роль в работе с детьми с РАС играет профессиональная подготовка и непрерывное повышение квалификации специалиста. Поясню это на своем примере. Проходила повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации:
1) «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации» (ОГАОУ ДПО БелИРО);
2) «Организация работы с детьми с РАС в системе дополнительного образования» (ОГАОУ ДПО БелИРО). Регулярно принимаю участие во всероссийских и региональных конференциях, где транслирую опыт своей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Профессиональный стандарт «Педагога дополнительного образования для детей и взрослых», ставит основную цель профессиональной деятельности - организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ. [1]
Работа с родителями. Детей с расстройствами аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и снижением интеллекта. У них есть специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, дети не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. И в силу индивидуальных особенностей ребенка с РАС запрос на обучение в дополнительном образовании формируют родители обучающихся, поэтому педагогу необходимо пройти разные этапы знакомства с ребенком данной категории. Условно знакомство с обучающимся с РАС можно разделить на два этапа: заочный и очный. Заочный этап предполагает знакомство с программами, по которым обучается ребенок, с рекомендациями ППК, специалистами ресурсного класса или классным руководителем. Педагогам дополнительного образования, очень важно иметь прямой контакт с родителями, в ходе которого необходимо черпать информацию о ребенке из первоисточника: что привлекает ребенка, чем он любит заниматься, какие действия его стимулируют на дальнейшую работу, а какие вызывают нежелательное поведение. Какие поощрения применяются дома, а какие в школе.
Этапы подготовки к написанию адаптированной программы дополнительного образования для ребенка с РАС. Заочное знакомство. Прежде чем начать работу по написанию программы, необходимо познакомиться с рядом документов, которые дадут вам представление о данном ребенке с РАС:
- Заключение психолого-педагогической комиссии, в котором прописываются специальные условия образования обучающегося, образовательная программа, специальные методы обучения и учебные пособия. Данное заключение можно получить у родителей ребёнка с РАС при устной форме запроса или сделать официальный письменный запрос в образовательную организацию (школу) на предоставления данного документа для написания адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. В случае письменного запроса необходимо учитывать сроки официального ответа, который составляет 30 дней.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра представлена на сайте [2] (далее – Примерную Программу). В ней расписаны цели, задачи и требования к содержанию учебного предмета, который затрагивает предметные области адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Нам необходимо изучить конечные результаты (минимальный и достаточный уровни) [3], которые должны быть достигнуты в ходе обучения детей с РАС, организацию учебного места обучающегося [4], Технические средства обучения и обеспечения доступа ребенка к образованию (ассистирующие средства и технологии) [5]. На сайте fgosreestr.ru смотрим именно ту Примерную Программу, которая прописана в заключении ППК. (вариант 8.1., вариант 8.2., вариант 8.3. и вариант 8.4.)
- Ресурсные классы, в большинстве своем, используют методику прикладного анализа поведения (АВА) и проводят тестирование навыков с помощью ABLLS-R. Данная тест-система позволяет мне получить информацию о сформированности начальных навыков для моего кружка у обучающегося.
- Адаптированная образовательная программа является индивидуальной образовательной программой ребенка с РАС и включает в себя характеристику обучающегося. Характеристика обучающегося дает нам информации об индивидуальных особенностях ребенка, о возможностях и способах включения в индивидуальную и групповую работу, о мотивационных стимулах, о необходимости использования подсказок и о необходимости применения системы альтернативной коммуникации.
Этапы работы со специалистами ресурсного класса. Очное знакомство с ребенком. После изучения адаптированных программ, характеристики и заключения ППК необходимо перейти к очному знакомству с обучющимся с РАС:
1. Посещение уроков ребенка с РАС, анализ учебной деятельности с точки зрения использования подсказок, стимулов, контакта с тьютором, использования средств альтернативной коммуникации;
2. Наблюдение за поведением во время уроков и перемен (нежелательное поведение, избегание, вокализация и т.д.);
3. Частичное включение в учебный процесс (выполнение легкого задания), установление эмоционального контакта;
4. Тренинг (проводит куратор ресурсного класса) по использованию подсказок, поощрений и по работе с коммуникативной системой PECS (для невербальных детей).
Задачи, решаемые на занятиях детского объединения для обучающихся с РАС «Мастерим вместе»:
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
- формирование практических умений и навыков использования пластилина в предметно-преобразующей деятельности.
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
- развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; планировании работы, последовательном изготовлении изделия.
- развитие ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного пластичного материала.
Развитие мелкой моторики на занятиях детского объединения «Мастерим вместе». Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кусочек пластилина или стек в его руку и совместно катаем, лепим, отрезаем или рисуем. Многие действия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.
Первые занятия в детском объединении. Занятия с детьми провожу индивидуально, поэтому главная задача состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. Наиболее важным в начале занятий с ребенком является установление эмоционального контакта. При проведении занятия необходимо создавать доброжелательную атмосферу, добиваться того, что бы ребенок понял и воспринял педагога настолько, насколько это возможно с учетом его диагноза. На первых занятиях в целях поддержания интереса к педагогу даже при выполнении простых и доступных ребенку заданий могу оказывать избыточную помощь, даже иногда выполнять задания за ребенка. Но при этом обучающемуся предлагаю сделать первую (отломи пластилин) или последнюю операцию (соедини шляпку и ножку гриба) или действие в середине задания. По мере адаптации к занятиям помощь сокращаю и видоизменяю. Планируя занятия с аутичным ребенком нужно помнить о его высокой психологической пресыщаемости и быстром физическом истощении. Поэтому важно организовать индивидуальный адаптированный режим занятия.
В процессе занятий ребенку приходится усваивать множество новых правил и отрабатывать новые навыки. Обучающемуся приходится учиться воспроизводить тот или иной материал по инструкции, выполнять практические задания, отрабатывать навыки лепки из различных материалов, что довольно проблематично для ребенка с РАС.
Подготовка к занятиям, использование наглядного материала. При обучении детей с расстройствами аутистического спектра ведущими методами являются наглядный (так как ребенку трудно воспринимать информацию на слух) и практический. Поэтому для успешного занятия необходимо продумать применение на своих занятиях схем, пиктограмм, карточек или мнемических опор. Важно, не только использовать на занятии схемы, подсказки и специальные пособия, но и научить детей самостоятельно ими пользоваться, если это позволяет диагноз ребенка. На этапе выбора материала для занятия необходимо опираться на интересы ребенка: за сложным и нелюбимым заданием идут любимые и интересные занятия. Не любит лепить пластилином - любит разукрашивать карандашами: лепим гриб и карандашами рисуем траву, дерево и солнце.
Использование подсказок. На занятиях использую подсказки. Типы подсказок, которые применяю на своих занятиях:
- полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и катаем колобка, колбаску и т.д.);
- частичная физическая помощь;
- вербальная (говорю – нажми сильнее на пластилин);
- моделинг (леплю геометрическую фигуру и прошу сделать так же);
- визуальная (схема лепки белки).
Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в самостоятельной организации себя в пространстве и времени. Невозможность чувствовать себя в безопасности в ситуациях, которые, развиваются для него непредсказуемо, может дать нам на занятии нежелательное поведение [4]. При построении занятия необходимо учитывать трудности в социальной адаптации ребенка: должны корригироваться явные негативные проявления поведения, которые мешают успешному коммуникативному взаимодействию педагога и ребенка (хорошее поведение неизменно поощряется, а плохое поведение игнорируется – оно может являться способом привлечения к себе внимания и избеганием выполнения работы).
Принципы структурирования обучения [5]. В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра на своих занятиях использую принципы американского ученого Эрика Шоплера, который многолетними исследованиями детей данной категории выявил такие принципы работы с ними:
- принцип структурирования пространства – упорядоченность, постоянство и умеренность (готовим рабочее место, обязательно визуальное расписание, готовим поощрение, убираем лишние предметы);
- принцип структурирования времени (у многих детей с РАС не сформирована структура времени, нет понимания последовательности действий, поэтому необходимо использование визуальных таймеров, которые помогают разбить время занятия на временные отрезки. Например: выполни тест за 10 минут, вырежи ствол березы за 3 минуты, составь из слов пословицу за 2 минуты);
- принцип структурирования деятельности (каждое занятие строится по определенному плану и имеет стабильную структуру: ритуал приветствия, повторение материала прошлого занятия, физкультминутка, изучение нового материала, физкультминутка, закрепление нового материала);
- принцип структурирования материала (обязательна схема лепки; план ответа – 3-4 наводящих вопроса или задание «Продолжи фразу»; визуальная подсказка – фото открытки, которую необходимо сделать на занятии).
Для лучшего усвоения материала в своей работе использую методику DTT - обучение отдельными блоками. В ходе применения данного метода подачи материала обучающиеся с РАС усваивают различные техники лепки быстрее и генерализация навыка идет легко. На занятиях детского объединения «Мастерим вместе» идет не только генерализация навыков, но и активно применяются привычные для детей средства невербальной коммуникации, такие как PECS- система применения карточек.
Структура занятия детского объединения.
Что бы во время занятия у ребенка не возникало нежелательного поведения необходимо разбить занятие на несколько временных периодов: 15 минут занимается, 5 минут перерыв, но для каждого ребенка время занятий и перерывов подбирается индивидуально. Отследить время ребенку помогает визуальный таймер.
1. Приветствие (ритуал).
2. Повторение материала, изученного на прошлом занятии.
3. Физкультминутка.
4.Изучение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
7. Завершение занятия (ритуал).
Заключение. Получение детьми с ОВЗ возможности заниматься в кружках, секциях и клубах открывает им путь для творческой самореализации, чего невозможно сделать при стандартном посещении общеобразовательных организаций. Важной составляющей развития детей с ОВЗ в дополнительном образовании является возможность их профессионального самоопределения, возможность профориентационной работы.
Моя цель – пробовать разные формы, методы и приемы лепки, искать что подходит ребенку, пробовать разные формы, методы и приемы работы с детьми с РАС, опираясь на уже известные методики и руководствуясь методическими рекомендациями.
Дети с расстройствами аутистического спектра разные, необычные, интересные и талантливые. Каждый ребенок индивидуален и нет одинаковых детей. Опытный педагог имеет возможность применить все свое мастерство и решить главную задачу – раскрыть потенциал ребенка с РАС.
Литература
1. "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н. (Электронный ресурс) – URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с. 237
4. Кислинг, У., Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с
5. Коэн, Ш., Жизнь с аутизмом. / Перевод с англ. Игорь Костин. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008-240 с.
6. Лиф, Р., Макэкен Дж. Идёт работа. [Текст] / Рон Лиф, Джон Макэкен - Москва: Толкачев Л. Л.: Дизайн бюро Медиокрити, 2016
7. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / Елена Янушко. - Изд. 7-е. - Москва: Теревинф, 2016. – 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование
Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...
«Особые образовательные потребности при обучении детей с расстройством аутистического спектра»
В 2019 году Министерство здравоохранения РФ сообщало о том, что число детей диагнозом РАС в России превысило 31 тыс. человек, только в 2018 году РАС был впервые поставлен...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ТМНР «Мы плаваем»
Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ «Акулята»
В рамках работы спортивной секции «Акулята» предусматривается укрепление здоровья детей с ЗПР, коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию, компенсацию и социальну...
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)»
Реализация допрлнительныхобщеразвивающихпрограммдля детей с РАС...
Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ
Материал будет интересен и полезен педагогам дополнительного образования, которые работают с обучающимися с расстойствами аутистического спектра.Детей с расстройствами аутистического спектра относят к...