Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".
учебно-методический материал по музыке (6 класс)
Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по музыке. | 22.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Небесное и земное в музыке И.С.Баха»
Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха.
Задачи:
- формировать понятия полифония, фуга;
- научить определять многоголосие в фуге;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
- выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
Тип урока – изучение нового материала.
Жанр урока – тематический.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация, словарь эстетических эмоций
Музыкальный материал: И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой сюиты №2), И.С.Бах. Органная фуга соль минор.
ХОД УРОКА
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!
Б.Дубровин
Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству великого композитора – И.С.Баха. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.
Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И.С.Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Давным-давно, почти четыреста лет назад, в одном из маленьких средневековых германских городов в Тюрингии жил булочник из крестьян, по имени Фейт Бах. Он был небогат, трудолюбив и добр, как рассказывалось о нем в семейной легенде, и была у него в жизни большая привязанность — музыка. Говорят, Фейт Бах никогда не расставался со своим любимым инструментом — цитрой, на которой искусно исполнял народные песни и танцы.
Эта страсть к музыке передалась от Фейта Баха его сыновьям, внукам, правнукам, праправнукам. И почти все они стали музыкантами: канторами (учителями пения), органистами, скрипачами, флейтистами, трубачами, капельмейстерами, композиторами.
В поисках работы они разошлись по разным городам и расселились по всей Германии, а некоторые из них оказались даже за пределами родной земли. Двести лет назад в Тюрингии Бахов-музыкантов было уже так много, что люди стали называть Бахами всех, кто был причастен к музыке, даже тех, у кого было свое, совсем другое имя.
В роду Бахов не было богачей и лентяев. Они упорным, кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни.
Раз в году в дом одного из самых уважаемых в семье Бахов съезжались все родственники. В этот день сразу за весь год отмечались все семейные даты и торжественные события. Каждая такая встреча становилась семейным музыкальным праздником: собравшиеся пели народные песни, которых знали великое множество, играли на разных инструментах, много шутили, смеялись. Так жили Бахи.
В 1685 году в небольшом тгорингском городке Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах — тот Бах, которому суждено было стать великим композитором мира.
Рассказ ученика:
Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как все, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и в бедности.
В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквах. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил Себастьяна музыке. Человек образованный, но в искусстве мелочный и сухой аккуратист, Христоф не оценил в младшем брате необычайной музыкальной одаренности. Христоф запретил Себастьяну брать в руки сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась почти полгода. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходит к концу. И вдруг случилось непоправимое — Христоф случайно застал Себастьяна за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жесткого воспитателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спустя, уже после смерти брата.
Пятнадцати лет, учась в лицее, Себастьян уже поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люденбурге. (слайд 3)
Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он обнаружил великолепную библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся композиторов того времени. Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха. Никто не руководил здесь его образованием. Сама музыка была учителем и воспитателем его таланта.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Он старался найти службу повыгоднее.
Сначала его охотно брали: за ним шла слава искусного органиста и скрипача. Однако Бах не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей, и потому часто он не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что часто они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение
И. С. Бах "Шутка" (из оркестровой сюиты №2)
Какие ваши впечатления об услышанной музыке?
Ответы учащихся.
Учитель: Несмотря на то, что И.С. Баху приходилось писать большей частью церковную музыку, его творения не были холодными и строгими, он писал яркую, живую, волнующую музыку, которая возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку. Мудрый художник, Бах создавал не просто фон для молитв и аккомпанемент для песнопений, а отражал в своем творчестве глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Слыша в храме произведения Баха, люди не могли уже по привычке обращаться с заученными словами к неведомому богу — они начинали думать, Музыка вызывала в них свои, земные думы о чем-то важном и сокровенном, пробуждала переживания — чистые, светлые, возвышенные, но земные.
Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его сочинений.
Самым любимым инструментом Баха был орган.
«О, грянь, орган, над головою
И каждого, как светом в полдень,
Навек духовностью наполни…
В век бездуховный и слепой.
Л. Болеславский
Орган -инструмент которым Бах владел в совершенстве. Первый орган появился- в 4 веке ,в 7 в Византии. В 14 веке стал популярным в Германии.
А самый большой в мире орган в г.Пуссау величиной с дом. В нем 5 мануалов 229 регистров и 7 522 трубы.
Ученик: «Рассказ об органе».
Учитель: Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха «Органную фугу соль минор». С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения?
И. С. Бах «Органная фуга соль минор»
Ответы учащихся.
Учитель: Фуга (от лат.) означает «бег», «движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает» один голос, мы называем его темой.
Тема в начале звучит в одном регистре, затем в другом, затем в следующем… но это не значит, что первый голос прервался.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Такой тип музыки называется полифонией (рисунок на доске). Таким образом, полифония – вид многоголосия, в котором одновременно сочетается несколько САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ голосов. Вершиной полифонического искусства является фуга.
Повторное слушание фуги, отмечая начало каждой темы поднятием руки.
Учитель: Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.
Учитель: Тема нашего урока – «Небесное и земное». Что в вашем воображении возникает, когда мы говорим земное? – земля, деревья, люди, их эмоции, отношения. И что вы представляете, когда говорим небесное? – небо, бог, облака, молитва. Мы попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.Баха есть «небесное и земное». Как вы думаете, о земном или небесном рассказала нам пьеса «Шутка»? А «Органная фуга соль минор»? Какие чувства вызывает музыка этих произведений.
Итог урока
При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда
известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
П.Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль (тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души».
Учитель: А сейчас я вам предлагаю отгадать слова в которых содержится фамилия композитора.
Викторина:
1.Арбузное поле (Бахча)
2.Бог виноградарства (Бахус)
3. Обувь для обуви (Бахилы)
4.Тесьма с кистями нитей (Бахрома)
5.Город в Крыму (Бахчисарай)
6.Предмет мужской одежды (руБаха)
Учитель: Есть ли в музыке Баха «Небесное и земное»?
Учащиеся: Да есть. «Небесное» - это духовная или церковная музыка, молитвы и хоралы – обращение к богу, а «Земное» воплощается в светской музыке, которая передаёт чувства человека, изображает окружающую нас жизнь.
Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.
– Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество.
Домашнее задание: Напишите письмо композитору - И.С.Баху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Небесное" и земное в музыке И. С. Баха.
Конспект к уроку для 6 класса «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга....
Разработка урока "Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке» 9 класс
Основная задача урока: показать основные причины, ступени и итоги интеграции стран Запада и Северной Америки во второй половине XX в. Вовлекать учащихся в активный творческий п...
Разработка урока "Образы и мотивы в орнаменте" ИЗО 5 класс
Материал урока разработан по программе Неменского по ИЗО для 5класса...
Методическая разработка урока Образ матери в русской литературе
Образ матери в русской литературе рассматривается на примере произведений Паустовского "Телеграмма", В.Н.Крупина "Молитва матери" и Д.Кедрина "Мать"...
Презентация к уроку музыки в 6 классе. "И. С. Бах. Образы духовной музыки Западной Европы"
"Небесное и земное" в музыке Баха...
Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация
К учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....