Разработка урока "Образы и мотивы в орнаменте" ИЗО 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Митченко Татьяна Анатольевна

Материал урока разработан по программе Неменского по ИЗО  для 5класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u-5_obrazy_i_motivy_v_ornamente.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  №5

Тема  урока: «Образы и мотивы в русском орнаменте».

Цели урока: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами построения; формировать навыки создания единства конструкции и декора в предметах народного быта, развивать навыки работы различными инструментами и материалами; воспитывать бережное отношение к народным корням декоративного искусства.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, практическая работа.

Материальное обеспечение: иллюстрации с образцами народной вышивки, примеры традиционных образов и мотивов в народных орнаментах, предметы быта с элементами народной вышивки; бумага, акварель, мелки, фломастеры.

Ход  урока.

1. Организационная часть.

    Учитель проверяет наличие учащихся на уроке, их подготовленность к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

    Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, новоселье, крестины с пожеланиями добра и счастья. Они защищали человека от злых сил и напастей.

   

   Вопрос: Какие символы использовали крестьяне для украшения своего жилища?

3. Введение новых знаний.

   

  Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

   Русский орнамент имеет обобщенные декоративные формы. Птицы, кони, цветы не похожи на своих природных собратьев. В русском орнаменте декоративные элементы выражали чувства, мысли и интересы земледельца. Русский орнамент – разнообразен в зависимости от природных областей.

    В северном орнаменте чаще всего изображают ели, снежинки, клюкву, рыбу, олени. Цветовое решение – белые, голубые, золотистые оттенки.

    В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы, солнышко, птицы, тигры и барсы. Цветовое решение – красные, синие, желтые, черные и зеленые оттенки.

   Орнаменты классифицируются по трем основным формам:

   Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяется для украшения скатертей, салфеток, тарелок и других рамок.

   Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмичный ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Такой орнамент применяется в украшении одежды: вышитый воротник, край рукава, пояс, головная повязка.

   Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом  оформляли тканые вещи.

   Основным источником для создания орнамента была природа. Древние  русские узоры построены в  единой цветовой гамме. В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета.

  Белый цвет олицетворял женское начало, связывался со светом и чистотой.

  Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицы с народными узорами.

Таблица «Русская вышивка».

     Геометризованные формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд имеют несколько вариантов во всех видах декоративно-прикладного искусства Руси. Солнце, как подателя земных благ, изображали в виде круга, розетки или ромба. В орнаменты включались геометризованные женские фигуры и фигуры всадников.

    В орнаментальные композиции входят зооморфные, антропоморфные, растительные и архитектурные мотивы, изображения бытовых предметов, небесных светил. Мотив мирового дерева, или дерева жизни, в вышивках составлял центр композиции, к которому обращены животные, птицы, всадники. Деревья, растения выполнялись в строго геометрическом стиле с двумя или более ветвями. Их изображение набиралось ромбами, крестообразными фигурами. Геометризованными розетками-цветами украшались кусты, деревья. Цветы напоминают колокольчики, ромашки, розетки. Широко распространены изображения коня, петуха, павлина. Лев и барс олицетворяли защиту от злых духов, орел символизировал власть и силу, сокол – смелость и отвагу.

Таблица «Украинская вышивка».

    Украинская вышивка – самый распространенный вид народного творчества. Для полтавской вышивки характерно сочетание геометрического и растительного орнаментов. Нежные по цветовой гамме, разнообразные по детализированию орнаментального мотива, они изысканны и праздничны. Голубые, белые, охристые, слегка зеленоватые, серые тона любимы на Полтавщине. В рушниках растительный орнамент распределяется в виде большого дерева-цветка или пышного букета, раскидисто вырастающего из вазона. Вышиваются рушники красными нитями, иногда с вкраплениями синего и оранжевого цветов.

Физкультминутка.

Выполнение упражнений:

  1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить  5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться, на счет «два» - вернуться в исходное положение. На счет «три» - поднять левую руку верх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение (повторить 5-6 раз).
  3. Дадим отдохнуть глазам. Сидя, медленно переводить взгляд с потолка на пол и обратно (голова неподвижна; повторить 8-12 раз).

4. Закрепление знаний.

   

Практическая работа: Декоративно оформить изделие (полотенце, коврик, пояс мужской рубахи), используя виды народного орнамента. 

Материал: тетрадный лист, альбом, краски (гуашь или акварель), карандаши.

5. Определение  и разъяснение домашнего задания.

   Подобрать иллюстрации по теме «Народный праздничный костюм» (летний, зимний, для северных и южных областей России).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс

Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени" НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»...

Конкурс для учеников "Дарман" (по мотивам телепередачи). Башкирские классы.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся башкирских классов. Конкурс по данному сценарию был проведен 24 октября в Зианчуринской башкирской гимназии-интернат. Сценарий написан учителями музыки Г...

Разработка и выполнение мотива орнамента

План-конспект урока по предмету дизайн,по теме "Разработка и выполнение мотива орнамента"...

Разработка урока "Основные мотивы лирики С.Есенина"

Материал представляет собой разработку урока литературы "Основные мотивы лирики С.Есенина" для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО ....

Открытый урок "Декоративная стилизация растительных мотивов" во 2 классе ДХШ

Открытый урок по теме "Декоративная стилизация растительных мотивов" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Лидиии Петровны построен на основе ее пособия "Разнообразие растительных ф...

Разработка урока по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса. Тема: Разработка и выполнение мотива орнамента.

Открытый  урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.Тема:  Разработка и выполнение мотива орнамента....

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...