Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"
методическая разработка по музыке (5 класс)
осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya-karta-uroka_5_rk.docx | 22.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Дашкина Мария Александровна
ГБОУ СОШ № 469, Выборгский район г. Санкт- Петербург
Предмет: музыка
УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы обучения: технология проблемно-диалогового обучения
Образовательные технологии: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.
Организация пространства:
Тема года (тема раздела) | Музыка и изобразительное искусство | |||
Тема урока | Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой» | |||
Художественно -педагогическая идея урока | Подвести учащихся к осмыслению способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать. | |||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | ||
осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена | Создание условий для осмысления учащимися понятия искусства как отражение жизни, его способности влиять на человека на примере симфонии № 5 Бетховена | |||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | ||
1.Посмотреть произведения искусства связанные с борьбой и победой. 2.Рассуждать о том ,что является вдохновляющей силой создавать произведения искусства. 3.Прослушать музыкальные фрагменты ,связанные с героической темой, проанализировать и, раскрывая образный и содержательный смысл произведения, попытаться выявить причины эмоционального воздействия на слушателя. 4.Прослушать симфонию № 5 Бетховена и определить, в чем состоял авторский замысел произведения. 5.Узнать биографические моменты жизни Бетховена ,когда создавалась симфония №5 | Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:
Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):
Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (содержание заданий) | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
| Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение) Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, предлагает посмотреть и прослушать песню В.Высоцкого «Баллада о борьбе», фрагмент балета « Спартак» А.Хачатуряна, картина « Битва за Севастополь» А. Дейнека, картина « Победа» П. Кривоногого и просит детей ответить, кому они посвящены и что их объединяет. | Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы: -Каких жанров произведения вы посмотрели? -В чём сходство и различия этих произведений? | Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, живописью. | Регулятивные (саморегуляция – способность к мобилизации на учебную деятельность); Личностные (интерес к различным видам искусства, мотивация к обучению). |
| Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). Подводит учащихся к формулированию темы урока: 1.Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока; 2.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи | 1.Отвечая на вопросы учителя: -Что заставляет людей проявлять бесстрашие и смелость? -Что такое борьба и в чём её сущность? -Как тема борьбы находит отражение в искусстве? Формулируют тему урока. 2. Осмысливают и принимают цель и задачи урока | Осмысление значимости борьбы в жизни человека | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации). |
| Презентация «Образ борьбы и победы в искусстве» Прослушивание фрагмента симфонии «Богатырская А.Бородина, сравнение с картиной В.Васнецова « Богатыри» Прослушивание хора «Вставайте люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» ,вспомним кем был А. Невский и что он сделал для своей родины. Проведём аналогию с песней Великой Отечественной войны «Вставай страна огромная» Эти песни звучали по радио во время войны, поднимали боевой дух и настраивали людей на победу. | Отвечают на вопросы учителя: О каком времени идёт речь? Это герои мирного времени или нет? Какие душевные качества передаёт музыка? В каких жанрах воспевают русских богатырей? Какие чувства вызывает эта музыка? Какой у неё характер? | Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, живописью. | Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с классом и учителем); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через музыкально-творческую деятельность) |
| Физкультминутка, «Богатырская разминка» | Участвуют в рефлексии | Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. | Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные умение работать во взаимодействии с классом и учителем |
| Гений Л.Бетховена. Во всём мире известна Симфония № 5 Л.Бетховена. Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества. В годы написания симфонии частичная потеря слуха завершилась полной глухотой. Однако Бетховен преодолел удары судьбы, он не сломлен.В ответ на её вызов композитор бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению,»судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы. Прослушивание и анализ фрагментов Симфонии №5 Л.Бетховена | Отвечают на вопросы учителя, анализируют, рассуждают : -Что вы помните о Л.Бетховене? -Какие его произведения вам нравятся? -Что такое судьба, как вы понимаете значение этого слова? -Какими словами вы можете выразить общий смысл симфонии? -Каким вы представляете героя симфонии? -Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка? -Какой финал у симфонии? | Овладение способности эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: симфония, героизм. Воспитание эстетического отношения к миру. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт); познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности индивидуальности человека, связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композитора. |
| Пришло время повести итог нашего урока и обобщить тему | -Как тема борьбы находит отражение в искусстве? -Как искусство может вдохновлять на борьбу и победу? -Какая главная мысль Симфонии №5 Л.Бетховена? -Чему учит это произведение? | Закрепление полученных знаний | Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре); |
| Написать о любом произведении Л.Бетховена | Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы. | Закрепление изученных произведений | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...
Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...
Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме Хохлома
Представленный материал - Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времен в народном искусстве" по теме "Хохлома", разработанный по ФГОС ОО....
Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".
Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ «Возникновение искусства и религиозных верований»
История древнего мира. Раздал 1 "Первобытное общество"...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...
Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"
Цели урока: создание условии для формирования представлении о символике украшения костюмов,показать отличия в одежде разных сословии Китая. Планируемые результаты обучения:Личностные: осозна...