Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выражения собственного мнения; развивать познавательные психологические процессы, воспитывать уважение к истории, культуре и искусству своего народа.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение.
«Образ героизма, борьбы и победы в искусстве»
5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выражения собственного мнения; развивать познавательные психологические процессы, воспитывать уважение к истории, культуре и искусству своего народа.
Задачи: Личностные-определить, что для учащихся наиболее важно, интересно в изучаемой теме, знать произведения искусства своего народа по данной теме, развивать коммуникативные качества. Метапредметные-самостоятельно поставить цель и наметить пути к ее достижению; установить взаимосвязь между произведениями разных видов искусства; развивать умения и навыки работы с ИКТ.
Предметные-познакомить с конкретными произведениями искусства, понятием триптиха, священной троичности, святой Руси; развивать культурный кругозор.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, музыкальный центр, диски с фрагментами произведений из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, симфония № 2 А. Бородина, песни «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры», цветные карточки для оценивания своей работы на уроке.
Структура и ход урока.
Организационный момент. Вход в класс под фрагмент песни «Сыны полков» ( муз. Я. Дубравина, слова В. Суслова). Распевание. Определение песни, ее особенностей; исполнение.
– Что звучит? ( фрагмент из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева)
- Прозвучало 2 произведения разных жанров, разных эпох, но что в них общего? (защита Отечества, героизм, стремление к победе)
-Как бы вы сегодня назвали наш урок? (…)
-Что хотели бы узнать, чего достичь? (…)
-Задание: 1 группе-перечислить произведения литературы о героях-защитниках русской земли, 2 группе-произведения живописи, скульптуры, 3 группе-музыкальные произведения. (Работа групп; проверка).
-Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Центральным персонажем сегодня на уроке является защитник земли русский-богатырь. Кто такой богатырь и были ли они на самом деле-послушайте небольшое сообщение (1 ученик).
-Как вы передали бы образы богатырей в музыке, если бы были композиторами? (…)
-Сравните ваши представления, сочинения с произведением А. П. Бородина (слайд). Это симфония № 2. Слушание.
-Вспомните, что называется симфонией? (слайд).
-Какие ассоциации вызвала симфония Бородина и почему?
-Давайте узнаем в Интернете on-line о симфонии № 2 Бородина. (ПК, Яндекс, www.rodon.org/.mus/borodin/s_2.htm )
Современники А. Бородина назвали симфонию «Богатырской». Правы ли они, как вы думаете? Докажите свое мнение.
-Посмотрите презентацию (подготовил 1 ученик) о героях земли русской в живописи. (Два князя» И. Глазунова, «Победа»
И. Глазунова, фрагмент триптиха П. Корина «А. Невский» и др.) (По ходу просмотра объяснение термина «триптих»).
-Какие чувства вызывают данные картины? (…)
-Можно ли сказать, что в образе героизма, борьбы и победы есть что-то главное, что связывает несколько видов искусств, обогащая друг друга? (…)
-Ребята, а знаете ли вы, почему в искусстве часто обращаются к троичности-«Три танкиста», «Богатыри», три поколения-как в к/ф «Офицеры» и т.д?
-За что воевали?
-Не только за победу, а за веру, за отца с матерью и за свое отечество-за Три святыни. Какие священные, святые примеры вы еще добавите в нашу культурно-эстетическую копилку? (Икона «Троица» А. Рублева, примеры 3-х сестер в народных сказках и др.)
-Примеры разные, и говорят они о разном. Понятно, что мы в мире не одни, живем с людьми, а вот каковы мы в этой жизни, способны на подвиг или можем стать предателями, к чему стремимся-это решает каждый для себя. А вот героями святой Руси гордились люди с давних-предавних времен, и по сей день их чтят-и богатырей, и современных солдат, офицеров.
- Почему Русь святая? (…)
Для защиты Отечества и победы в бою необходимо многое. Что, например? (…)
-И физическая подготовка тоже. Физминутка (под музыку «Три танкиста» 1 куплет-маршируют, далее потягиваются «к чистому небу», делают глубокий вдох и выдох, садятся за парты).
Выполните задание: составьте пары: 1 вариант-из произведений литературы и музыки, 2-живописи и музыки. (Повторный просмотр презентации, произведения литературы выписаны на доске, музыкальные произведения звучат фрагментарно).
Взаимопроверка (работу 1 варианта проверяют учащиеся, выполнявшие 2-й вариант, и наоборот, 2-1).
-Ребята, те цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты? (…)
-Что удалось? Над чем еще работать?
-За 1 урок, конечно, такую сложную и важную тему не изучить, но вы работали с интересом, искренне, молодцы! Если по данной теме найдете интересную информацию или захотите сделать презентацию, то во временных рамках 3-4 минут можете выступить на следующем уроке. А сейчас поднимите карточки, оценив свою собственную работу на уроке.
Домашнее задание: выписать определения, их значения: триптих, троичность, святая Русь.
Осталось время исполнить 1 или 2 любимых песни. Предлагайте-споем! (песни в соответствии с темой урока, или близкие к ней).
-Вывод. Что узнали важного, интересного? Что вызвало затруднение? Урок понравился? Мне понравилась ваша активность. Спасибо, до встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"
Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве
Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве....
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"
Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...
Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"
осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...