Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме Хохлома
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Хамзина Светлана Руслановна

Представленный материал - Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времен в народном искусстве" по теме "Хохлома", разработанный по ФГОС ОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_5_kl_po_teme_hohloma.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.  Связь времён в народном искусстве» в рабочей программе по Изобразительному искусству в 5 классе.

Тема: «Хохлома»

Предмет

Изобразительное искусство 5 кл

Раздел

«Связь времён в народном искусстве»

Тема урока:

" Хохломская роспись"

Тип урока:

комбинированный

Цель освоения учебного содержания

1. Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения.

2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

знание культуры свего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества,

межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой

осуществить  работу по выполнению приёмов и способов орнаментов хохломской росписи соответствии с традицией промысла

Форма работы

фронтальная; индивидуальная

Используемая литература

учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс;

Дидактические средства

Презентация на Microsoft Office PowerPoint.

 образцы основных элементов гжельской росписи.

Оборудование

компьютер, мультимедиа проектор, экран,

Воспитательные цели

1. воспитание сознательного отношения к труду;

2. формирование мировоззрения учащихся;

3.воспитание бережного отношения к народным традициям;

Задачи урока

1. продолжение формирования знаний о декоративно-прикладном искусстве и его  применении;

2.обеспечение в ходе урока усвоения новых знаний: об искусстве хохломского промысла и его особенностях;

3.обеспечение закрепления ранее усвоенных понятий об образном языке декоративного искусства;

               

    Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организация класса

1.  Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1 Цель: повторение изученного материала.

- Ребята, с какими видами народных художественных промыслов вы познакомились в начальной школе?

2. Но вы не всё назвали.

- А сейчас мы посмотрим небольшой фильм «Золотая хохлома».

3.Мобилизующий вопрос к учащимся:

- Теперь прослушайте стихотворение Б. Дубровского и назовите последнее слово

«Удивляя, прорастая,

Как – то празднично жива

Молодая, непростая

Черно – красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея

В мир волшебной………

   - Какой же возникает вопрос?

- Что же мы будем с вами изучать сегодня на уроке?  (Хохлому)

- Молодцы, ребята!

1. Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения народных промыслов

3. Дети отвечают и дополняют друг друга:

- Сегодня мы будем изучать художественный промысел, который называется «Хохлома».

Познавательные УУД: 

 - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели;

- дать толкование по сравнению формы различных орнаментов

3. Изучение нового материала

1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое Хохлома?».

2.Демонстрирую слайды в презентации: -рассказываю историю возникновения промысла Хохлома(сл.

-легенду и сказку о хохломе

3. Задаю вопросы для сравнения декора росписи, принадлежащих различным художественным приёмам:

-Фоновое письмо

-Верховое письмо

Рассказываю в чём различие этих приёмов письма

4. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной».

1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

3. Сравнивают и оценивают декор, орнаменты из разных художественных приёмов письма хохломской росписи

Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. 

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

- осуществляют самоконтроль.

4.Осознание и осмысление учебной информации

Говорят, хохломская посуда ни воды, ни жары не боится.

1. – Почему хохломские изделия называют золотыми?

2. – Чем хороша хохломская посуда?

3. – В чём отличие травного узора от кудрины?

Физ. минутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл

Ключик видно не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Надо нам повыше встать.

4. Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

1. Изделия покрывали олифой или лаком и ставили в горячую печь. Лак закалялся до жёлтого цвета, получался блестящий фон, как золото.

2.- Посуда ни воды, ни жары не боится.

3. Дети отвечают правильно

5. Закрепление новых знаний  и способов действий.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы  освоения материала, провести коррекцию.

1. Постановка художественной задачи.

2. Показываю  приёмы и последовательность выполнения орнаментов хохломской росписи

Цель: выполнение индивидуальной творческой работы.

- По заготовкам (шаблонам) дети выполняют работы. Можно на цветном картоне (золотом, чёрном, красном).

- Просмотр презентации (порядок нанесения росписи).

3. Обеспечить контроль

за  выполнением задания.

1. Овладевают  новыми приёмами создания росписи в традиции промысла.

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

Личностные УУД:

осуществляют работу по выполнению приёмов и способов орнаментов хохломской росписи соответствии с традицией промысла

Коммуникативные УУД:

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

Метапредметные связи:

межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой.

6. Этап контроля

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

 Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какими способами?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов

.

Познавательные УУД:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные  УУД:

рефлексия своих действий.

Регулятивные УУД:

осуществляют пошаговый контроль по результату.

7. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

Организация дифференцированного ДЗ. Представление права выбора ДЗ.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

участвуют в обсуждении вариантов ДЗ.

Регулятивные УУД:

осуществляют выбор в выполнении ДЗ.

8. Итог урока.

 Рефлексия.

1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса  и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

Оценивание ребят

- Отметить учеников, активно работавших на данном этапе.

- Отметить учеников, точно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Убирают  рабочее  место.

Коммуникативные УУД:

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД:

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"

Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...