Методы креативного мышления
статья по музыке
Использование ТРИЗ-технологии в музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_kreativnogo_myshleniya_v_sovremennom_muzykalnom_obrazovanii.docx | 36.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация.
В статье рассматривается возможность развития креативного мышления и применения приёмов ТРИЗ на уроках музыки, рассматривается теория решения изобретательских задач.
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А.Сухомлинский.
Одной из важных задач учителя музыки становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность детей. Становится необходимым применение более эффективных форм организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную деятельность ребят. Одними из наиболее популярных инновационных педагогических технологий, является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения. Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей. Понятие творчество можно рассматривать как способность к активной умственной деятельности, умение детей фантазировать, придумывать, исследовать, и от этого почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Главным в работе становится исследовательский поиск, что является объединяющим звеном любой музыкальной программы и ТРИЗ. ТРИЗ увеличивает эффективность любой программы, его методы и приемы можно использовать во всех разделах музыкального воспитания. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к музыкальному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, рассуждать, выявлять значимое, важное, а не повторять сказанное взрослыми. Развивая творческое воображение, мы можем использовать такие формы как импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Среди видов музыкальной деятельности самым важным является восприятие музыки. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. С помощью Кругов Лиллуя закрепляются и систематизируются знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах. Для развития исполнительского творчества можно применить такой круг: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Можно детям предложить два вида заданий: объединить подходящие к заданию картинки или рассматривать случайное соединение карточек. Ребенок должен пытаться объяснить их сочетание. Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению.
Слушание произведения всегда сопровождается беседой, так, например, на вопрос определить настроение музыкального произведения, попросить подобрать соответствующую пиктограмму. Одним из сложных заданий в разделе «Слушание музыки» - есть трудности с подбором слов для характеристики музыкальных произведений. Можно предложить составить рассказ по алгоритму «лестницы». Каждая ступенька - это картинка, символизирующая объект, о котором нужно рассказать, например, солнышко или дождь характеризуют настроение, бегущий человек – темп, птичка – регистр. Получается связный рассказ – анализ о прослушанном произведении. Еще один подготовительный прием на пути построения «Логической цепочки». Учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий. К одному или двум понятиям, или к названию произведения подобрать как можно больше различных ассоциаций. Например : Полифония – множество, разговор, равноправие, музыка, Бах, орган … Орган - трубы, день рождения, Бах, полифония, кафедра, " король " инструментов. Песня - соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль. Можно использовать прием «Пропущенное слово» или «Найди ненужное слово». Дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы, и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.
Основной принцип построения занятий по технологии ТРИЗ –интегрированные занятия – переход одной информации в другую и связи между ними, знакомство детей с системой, в которой просматриваются закономерности понятий и явлений. Виды занятий предполагают использование мозгового штурма, где дети решают, думают, где в процессе восприятия музыкальных произведений обогащаются представления детей об особенностях природы, об образах животных, птиц, активизируется детское воображение и высказывания детей по поводу музыки, развивается самостоятельная творческая деятельность. В результате обучения методом мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания: «Давайте подумаем вместе...», «А как сделать, чтобы...», «Что произойдет, если...». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные. Данный метод можно назвать по-другому: метод проб и ошибок. Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем. Например, подобрать звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели). Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Рассмотрим метод морфологического анализа, используя таблицу, заполненную по горизонтали одним видом картинок, по вертикале другим. Таблица хороший помощник и при слушании произведения, и при пении. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи и решения. Или предложить таблицу, где по вертикале - предметы, по горизонтали - сыпучий материал, чем заполнить эти предметы. На пересечении осей будет новый шумовой инструмент- баночка с фасолью . Ребенок должен уметь не только давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы, но и самостоятельно осуществлять их оценку и выбор наиболее интересных решений.
Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал из проблемного поля. Основной прием для сужения поля поиска – игра «Да-нет». В игре используется загаданный объект или музыкальное произведение. Суть ее - отгадывание объекта с помощью вопросов, сужающих поле поиска. Например: «Угадай портрет»
Возможные вопросы учащимся:
- о месте, где жил и работал композитор;
- о музыкальных предпочтениях;
- о любимых музыкальных инструментах;
- о фактах из биографии;
- о музыкальных сочинениях (не указывая названия).
В другой раз можно поставить вопрос иначе:
- Его лучшее детище обязано своим рождением чьей-то смерти. (Реквием. В.А.Моцарта)
Все эти приёмы можно назвать –«интеллектуальная разминка»- представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить в информационном материале наиболее существенных элементов, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн (от французского, английского) –пятистрочная стихотворная форма,
возникшая в США в начале ХХ века по д влиянием японской поэзии. В Ро
ссии с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи.
Составить синквейн
1 строка -заявленная тема или термин (1 существительное или местоимение).
2 строка –описание признаков, свойств (2 прилагательных или причастия).
3 строка –образована 3 глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия предмета или темы.
4 строка –фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к
описываемому предмету, теме.
5 строка –одно слово –резюме, характерезующее суть предмета, темы.
Например: Моцарт-
Гениальный, уникальный.
Восхищает, настраивает, удивляет.
Стал выдающимся человеком прошлого.
Виртуоз.
Практически во всех видах музыкальной деятельности хорошо использовать танцевальные движения или как говорим: «Музыка моего тела» – ритмическая игра: щелчки пальцами, языком, постукивание по телу, игра на поверхностях рук, ног, применение детских шумовых инструментов – всё это способствует развитию интонационного слуха и образного мышления. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления: способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту, незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым.
Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования произведений. В начале, предлагается прослушать музыку, затем попытаться выразить в движениях содержание. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми.
Таким образом, многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса. Методы активного обучения (в сравнении с традиционными) готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.
Литература
1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». - Новосибирск: Наука, 1986.
2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А.- «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).
3. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.- Минск, 2000
4. Гин А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое. - Вита- пресс, 2017.
5. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».- Москва, 2005.
6. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй.- М.: Прогресс, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»
мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...
МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»
Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...
Открытое групповое занятие учителя логопеда-дефектолога по теме: "Кинезиология, как один из методов развития креативного мышления у детей с ОВЗ"
В последнее время много внимания уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Единственная категория детей с ОВЗ, не имеющая возможности обучаться в общеобразователь...
«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»
Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...
Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов обучения на уроках литературы в среднем и старшем звене.
Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов обучения на уроках литературы в среднем и старшем звене.Какие игровые методы можн...
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...
«Эффективные методы интерактивного обучения в контексте развития креативного мышления обучающихся в условиях временного детского коллектива»
Мозговой штурм - это один из эффективных методов интерактивного обучения, который способствует формированию детского коллектива, так как он предполагает коллективное решение проблем на основе стимулир...