Роль музыкальных игр в развитии дошкольника
статья

Юлия Николаевна Балберова

           Основной деятельностью дошкольника является игра. В дошкольном возрасте ребенок учится через игру, с помощью игры можно научить его петь, танцевать, воспринимать музыку и т.д. Эмоционально-образное мышление значительно преобладает в дошкольном возрасте. У детей богатое воображение и яркое восприятие, в связи с чем ребенок познает музыкальное искусство с большим интересом, когда в процессе музыкального воспитания используются эффект неожиданности, сюрпризные моменты, игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_igry_publikatsiya.docx18.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкальных игр в развитии дошкольника.

           Основной деятельностью дошкольника является игра. В дошкольном возрасте ребенок учится через игру, с помощью игры можно научить его петь, танцевать, воспринимать музыку и т.д. Эмоционально-образное мышление значительно преобладает в дошкольном возрасте. У детей богатое воображение и яркое восприятие, в связи с чем ребенок познает музыкальное искусство с большим интересом, когда в процессе музыкального воспитания используются эффект неожиданности, сюрпризные моменты, игры. Процесс обучения в музыкальном воспитании ребенка проходит значительно легче с помощью игры, не нарушая психофизического состояния детей. В игре ребенок непроизвольно учится в области музыки, осваивая пение, танец или элементарную игру на музыкальных инструментах и испытывает при этом положительные эмоции и большой интерес. Конечно же артистические качества педагога, такие как выразительность и эмоциональность, необходимы во время занятий музыкой. А спокойная и доверительная атмосфера поможет наладить контакт между педагогом и воспитанником, поднимая интерес ребенка к тому или иному виду музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные и музыкально-дидактические игры, инсценировки и музыкальные спектакли, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах.

            Музыкальная игра – один из самых уникальных видов музыкальной деятельности в дошкольном возрасте, т.к. через музыкальные игры в детском сознании формируется эстетический взгляд. Музыкальная игра, является одной, из наиболее доступной и интересной музыкальной деятельностью для детей в этом возрасте. Несмотря на свою простоту и доступность, музыкальные игры имеют большие возможности в музыкальном воспитании ребенка. По мнению О.С. Газмана, у детей в процессе игры возникает три цели: 1) удовольствие от игры – «Хочу»; 2) выполнение правил игры – «Надо» и 3) творческое выполнение игровой задачи – «Могу».  Поэтому, можно определить игру, как: «Хочу! Надо! Могу!», благодаря достижению этих целей в игре, у ребенка формируется  саморегуляция и самоконтроль, что положительно сказывается в развитии и становлении личности ребенка.

           В музыкальной игре дети выполняют разные задачи, связанные с тем, что ребенок отличает характер музыки, выразительные средства, отражая это в своих действиях или движениях, т.к. музыка не может не вызвать двигательный и эмоциональный отклик. Например, быстрая и веселая музыка вызывает желание у детей двигаться и плясать быстро и задорно, и наоборот, медленная и задумчивая музыка вызывает желание двигаться более плавно и медленно. Другими словами, эмоциональный отклик зависит от характера музыки, связанного с процессом восприятия и понимания ребенком услышанной музыки: начало и окончание музыки, интонация, метроритм и т.д. Ребенок быстро реагирует на звук, активизируя чувства мышления и воображения.

            Задачи у музыкальных игр разные и направлены на представление о тембре, звуковысотности, динамике, развивает интерес к музыке. Задачи музыкальных игр несут обучающий, развивающий и воспитательный характер. Обучающие задачи музыкальных игр направлены на формирование умственных умений и действий, обучают двигательным, речевым и певческим навыкам. Развивают творческие и музыкальные способности, внимание, память, мышление, чувства и эмоции, ориентацию в пространстве, коммуникативные способности, познавательную активность и интерес. Воспитательный характер музыкальных игр направлен на воспитание общей речевой, музыкальной и двигательной культуры, а также эстетическое отношение к окружающему.

Принято выделять три группы музыкальных игр.

  • Первая группа - на развитие внимания.
  • Вторая группа - на развитие памяти.
  • Третья группа - на развитие мышления.

Каждая из этих групп имеет конкретную педагогическую направленность.  Игры первой группы направлены на развитие свойств внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, реакция, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы направлены на осуществление развития разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы направлены на содействие развития умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

Игры подразделяют на формы проведения:

  • статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);
  • игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);
  • речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);
  • ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность);
  • игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям);
  • игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе);
  • игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);
  • игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);
  • артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.  На втором - идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка. И конечно главным условием является соответствие   музыкального репертуара возрасту.

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении. В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свои варианты и способы действий. В исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как игра с пением, игры, дополненные собственными вариантами, импровизированные ансамбли и т.д.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами и словами игры. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов. Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

Если использовать музыкальные игры регулярно, дети станут более послушными, т.к. желание поучаствовать в увлекательной и интересной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей.

Провожу занятия, направленные на развитие музыкальных способностей детей, активно используя в своей деятельности музыкальные игры. Они могут быть тематическими, сюжетными и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется...

Подвижные музыкальные игры для развития дошкольников

«Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого,- будьте терпеливы и наблюдайте»Дипак Чопра  Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю ...

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучени...

«Роль музыкального воспитания в развитии талантливых детей»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития духовности  и культуры.Культуре, духовности нельзя научить, ...

Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи....

"Роль сказок в речевом развитии дошкольников"

В данной статье представлены эффективные приемы при организации бесед по сказкам и советы для родителей при чтении сказок ребенку....

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Что входит в понятие «экология»? Работа по формированию экологической культуры дошкольников Как это выглядит на практике? Лучшее средство воспитания – игра. Чтение – лучшее уче...