Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по музыке на тему
Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ. | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) школа
МКОУ С(К)Ш
Методическая разработка по теме:
« Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ»
Подготовила: Сергеева Н.В.
Учитель музыки, первой категории
2015г
Пояснительная записка
Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно – компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.
Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Среди проблем можно назвать:
- непроизвольность движений;
- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
- речевые нарушения или отсутствие речи;
- замкнутость, неактивность детей;
- неустойчивое внимание и память у детей
Особенность работы с такими детьми состоит:
- В стимуляции элементарной активности у ребёнка;
- В развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний.
Главное и самое важное на занятиях – это атмосфера, возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдётся своё решение – музыкотерапия.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
- помогает ускорить процесс терапии, так как внутреннее переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
- косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
У детей с ограниченными возможностями круг представления о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность – которое проявляется как в музыкально – ритмических движениях, так в подпевании и пении.
Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций можно использовать в своей работе следующие виды музыкально – двигательной терапии:
психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
логоритмические упражнения – вариант двигательной терапии, речедвигательных и музыкально – речевых игр, объединённых одним общим сюжетом и игровой формой.
Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре.
Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения:
- игры на развитие внимания;
- игры на развитие памяти;
- игры на преодоление двигательного автоматизма;
- подвижные игры;
- игры, способствующие успокоению и организации;
- игры, на выражение различных эмоций.
Все эти игры сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Логоритмические занятия.
Занятия строятся согласно определённой последовательности:
- ритмическая разминка;
- упражнение на развитие внимания;
- упражнение, регулирующее мышечный тонус;
- упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
- упражнение для развития координации слова с движением;
- слушание;
- пение;
- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
- упражнение для развития речевых и мимических движений.
Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность. Решаются и задачи познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, заметна положительная динимика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания.
Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Появляется песенный материал, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать её – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Но самое главное, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребёнка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально – личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Литература
1. Екжанова Е.А., Стребелёва Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа. – М. Просвещение, 2003г.
2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии (Под ред. Е.А. Медведевой. – М. Издательский центр «Академия», 2002г.
3. Скрыпник И. Логоритмические занятия. Дошкольное воспитание. – 1996г. - № 5 – 9.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М. Просвещение, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект
коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....
Из опыта работы "Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в коррекционной школе"
Из опыта работы...
"Роль дополнительного образования в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"
Из опыта рвботы....
Статья на тему «Роль дидактических игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-историче...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-соци...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-социум....
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...