"Роль сказок в речевом развитии дошкольников"
статья на тему

В данной статье представлены эффективные приемы при организации бесед по сказкам и советы для родителей при чтении сказок ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazok_v_rechevom_razvitii_doshkol_nikov_12.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказок в речевом развитии дошкольников

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности,  сочувствия, любви ко всему живому, представление  о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. 

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Сказка учит детей правильно строить предложения, составлять связные рассказы и выражать свои мысли, вести диалог, говорить за разных героев, меняя интонацию голоса.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают...» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, так как беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Эффективные приемы при организации бесед по сказкам

Прежде всего, это вопросы. Они помогут детям почувствовать главную идею сказки, точнее охарактеризовать ее героев.

Не менее важным является рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять смысл сказки. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.  Драматизация - это игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений. Например, диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц- хваста»).

Советы для родителей при чтении сказок ребенку

  • Как можно больше читайте ребенку.
  • Обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать услышанное, но в ходе пересказа внимательно слушайте и исправляйте речевые ошибки.
  • После просмотра мультфильма-сказки попросите ребенка высказать свое мнение об увиденном, дать характеристику героям.
  • Выбирайте для чтения с ребенком правильное время. Желательно, чтобы во время чтения ребенок был в хорошем настроении и позитивно настроен на чтение и разговор.
  • При выборе произведения для чтения или мультфильма для просмотра учитывайте желания ребенка. Лучше читать ему ту сказку, которую он сам выберет, и просмотреть тот мультфильм, который ребенок хочет увидеть.
  • Читайте сказки с хорошей дикцией и правильной интонацией. Важно дать ребенку понять, что вам тоже нравится эта сказка, что она для вас интересна и вы ее с удовольствием читаете.
  • Одна и та же сказка должна быть прочитана ребенку несколько раз. Это поможет ему лучше понять смысл сказки.
  • Будьте для ребенка авторитетом, на собственном примере покажите, что читать полезно.

Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы.  

Учитель- логопед. Прозорова Елена Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Потешки - малый жанр устного народного творчестваОсобую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее ...

Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи....

Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников.

Рекомендации для родителей "Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников"....

Консультация на тему: «РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны прир...