РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация по экологии

Юдина Светлана Михайловна

Что входит в понятие «экология»? Работа по формированию экологической культуры дошкольников Как это выглядит на практике? Лучшее средство воспитания – игра. Чтение – лучшее учение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ekologicheskogo_vospitaniya_v_razvitii_doshkolnikov.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Что входит в понятие «экология»? Работа по формированию экологической культуры дошкольников Как это выглядит на практике? Лучшее средство воспитания – игра. Чтение – лучшее учение.

Вопросы экологии с каждым годом становятся все актуальнее. Неразумное и эгоистичное поведение человека приводит к катастрофическим последствиям. Нам как родителям важно помнить, что взрослый человек, наносящий вред природе, когда-то был ребенком, которому не привили должной любви к миру, не внушили важность бережного отношения к природному богатству. Поэтому так важно не просто помнить об экологическом воспитании дошкольников, но и понимать значимость этой работы, уметь правильно выстроить ее, чтобы вырастить гуманную, сострадающую личность, понимающую свою созидательную роль.

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «ЭКОЛОГИЯ»? Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы. Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя: нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы); духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека); воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы; интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний; формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь. Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д. Конечно, размышлять, строить первые гипотезы, делать выводы, сопоставлять факты, проводить какие-то эксперименты и получать практический личный опыт ребенок может примерно лет с 4 или 5. Тогда же у детей начинает активно развиваться интерес к природе, эмоциональное восприятие действительности, оценочность по отношению к действиям окружающих. Поэтому экологическое образование дошкольников в это время будет наиболее результативным. Но это вовсе не значит, что до этого возраста малыш должен пребывать в «экологическом вакууме». Дети с рождения и вплоть до среднего школьного возраста учатся на примере взрослых. Поэтому важно, чтобы они постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты. Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга. Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке. Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны. Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д. Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку. Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

 РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому? Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы. Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового. Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе. Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию. Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом. Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру. Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года. При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам: гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности; умению анализировать наблюдаемые процессы; выводить закономерности развития природы, делать выводы; делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Роль семейного воспитания в развитии речи дошкольников.

Консультация для родителей о роли семейного воспитания в развитии речи детей....

Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи....

"Роль сказок в речевом развитии дошкольников"

В данной статье представлены эффективные приемы при организации бесед по сказкам и советы для родителей при чтении сказок ребенку....

"Роль экологического воспитания в работе с детьми с нарушениями поведения"

quot;Уроки мышления в природе" В.А. Сухомлинский. Его труды актуальны по сей день. Колоссальный пласт мудрости...Мое выступление на методичеком объединении воспитателей детских домов, в ко...

"Роль экологического воспитания в работе с детьми с нарушениями поведения"

В ходе выступления я делюсь своим опытом работы с детьми с нарушениями поведения. В основе моей работы лежат труды Василия Александровича Сухомлинского. Его «уроки мышления» в природе&hell...