Конспект урока по музыке "Вечные темы искусства и жизни" 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Саая Урана Дадар-ооловна

Цель деятельности: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vechnye_temy_isskustva_28.01.22.odt17.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема : Вечные темы искусства и жизни.  6 класс

Цель деятельности: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа.

Тип урока: открытие новых знаний.

                                                               Ход урока

Звучит «Хоральная прелюдия фа минор И. С. Баха

Учитель: О чем хочется размышлять, вспоминать под такую музыку?

(Ответы учащихся)

Учитель: Что же это за вечные вопросы жизни? Сегодня, как и вчера, как и во все времена, люди задаются вопросами: Кто мы и что мы такое?  Откуда мы происходим? Куда  мы идем? Это -  прежде всего такие вселенские и природные начала,  как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет  круг вечных тем искусства. Жизнь и смерть, любовь, человек и его судьба...

Это волнует всех и   всегда. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, об этом стихи и проза, драмы и трагедии,  произведения музыкального и изобразительного искусства. Гениальные русский кардиолог Сергей Сергеевич Юдин в своей книге «Размышления хирурга» писал. Что перед каждой сложной операцией он непременно проигрывал в уме финал последней Шестой симфонии Чайковского, в которой композитор показал, насколько прекрасна жизнь и какой величайшей трагедией является человеческая смерть. Зачем он это делал? (ответы учащихся). Жизнь и смерть относят к числу таких тем в искусстве и жизни, которых принято называть Вечными.

Какую цель мы можем поставить себе на сегодняшнем уроке?Напоминаю Вам важное определение, обратите внимание на экран.

На уроке мы должны найти ответ на вопросы:

  • Выяснить какие темы в искусстве и жизни называют Вечными.
  • Найти примеры музыкальных произведений по теме урока

Чтобы достичь цели урока, определим задачи.

Научиться анализировать услышанные примеры,

Учитель: Нужно ли человеку задумываться над Вечными проблемами бытия?

«Куда я иду?  Следую по реке? Куда я иду?  Следую за чайками? Где найду то, где найду того,  кто мне ответит, зачем я живу, зачем умираю?              

Куда я иду? Следую за детьми? Куда я иду?  Следую за песней ветра? Следую за громом? Следую за светом, что светит. Куда я иду? Существует ли истина

     

Композитор

Произведение

Жанр

Тема

Бах

Хоральная прелюдия

Полифоническое произведение

Мироздание,

Бог

Моцарт

Реквием

Заупокойная месса

Смерть

Бетховен

Соната  14

соната

Одиночество

Глинка

Марш Черномора

Сцена из оперы

Добро и Зло

Паганини

Каприс  24

Инструментальная пьеса

Добро и Зло

Чайковский

«Ромео и Джульетта»

увертюра

Чайковский

Симфония 6

симфония

Любовь и

Ненависть

Шостакович

Симфония  7

симфония

Война и Мир

В музыке,   как и в жизни,  есть вечные темы,  такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил

Учитель: Слушать музыку, понимать ее содержание, уметь об этом рассказать – это великое искусство. Каждый из вас попробует составить небольшую рецензию на прослушанное произведение. Напоминаю:

Рецензия – это изложение анализа текста или художественного явления, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.

Итак, слушаем. О чем рассказывает эта великая музыка?

Звучит «Ave, Mаria» Ф. Шуберта.

Ответы: В этой музыке  воплотилась еще одна Вечная тема жизни любого человека. Она отражена во многих картинах великих художников, скульптурах, стихах и, конечно, в музыке. Эта музыка рассказывает о великой материнской любви, которая нужна каждому человеку. Поэтому эта музыка всегда  будет волновать людей. Шуберт нашел такое гармоничное соответствие прекрасной мелодии, ритма, аккомпанемента и других выразительных средств, которые превратили это произведение в гимн всем Матерям.

Учитель: Сегодня наш урок проходит в  музее,  Комната Боевой славы. Стенды рассказывают о В. О. войне, о блокаде Ленинграда.

Учитель: Вот, как описывал будни блокады С. П. Панюшкин в своем романе «Крах».

«Утром Сталина проснулась и, пытаясь разбудить, долго трясла маму. Плакала, спрашивая: « Что мне сказать папе, когда он вернется с фронта??». Мама молчала. Девочка не сразу поняла, что мама умерла. В их доме уж много умерло вот так же, она не раз видела, как из подъездов тянули за веревку покойников, завернутых в одеяла, тащили волоком по улицам. И Сталина решила поступить так же. Теперь она уже не плакала, а была деловито сосредоточенной; сняла шубу и одеяло, которым была укрыта мама и, увидев, что она лежит в платье и в кофте, а под ней вместо простыни одеяло, решила – что и не надо ее перетаскивать, а сразу обернуть и обвязать бельевой веревкой. Сделав все это проворно, устала, захотелось есть. Нашла в буфете кусочек хлеба, съела.  Машинально, чтоб скорее избавиться от страшного видения, девочка быстро завернула маму и крепко перевязала ее все той же веревкой… Потом она стащила дорогой и страшный груз на пол. Взяла еще одну бельевую веревку, привязала с боков и, открыв дверь, стала тащить к выходу. Было очень тяжело тащить, а на лестнице стало по- легче. Но мама билась головой о каждую ступеньку… «Потерпи, мамочка, потерпи!- шептала девочка сухими губами. Вот сейчас на улице на снегу хорошо будет, ты быстро поедешь. Как на санках…»         (С. Панюшкин «Крах».[22 – 23])  

О чем пишется в этом романе? Что произошло с этой девочкой?  Какаой характер у этой девочки?

Блокаде посвящена и Симфония 7 Д. Д. Шостаковича, который наравне с другими жителями города пережил в нем самые страшные его дни.

Прослушаем и выполним анализ фрагмента I части

Учитель: Посмотрите на презентацию. Что вы видите?

- Да, солдатская каска. Ее носил солдат – участник обороны Ленинграда и, судя по пулевым отверстиям, он был ранен или убит. Но у него тоже были близкие, была мама. Прочитайте  текст песни Вадима Егорова «Облака». О чем эта песня?

Ответы: О солдатах, которые, как рассказывает легенда, превращаются в облака.

Учитель:

Прочтите выразительно третий куплет этой песни.

«А дымок над отчей крышей

Все бледней, бледней и выше

Мама, мама, ты услышишь  

Голос мой

Голос мой

Голос мой? Все дальше он и тише

Учитель:

Как нужно исполнять эту часть песни?

Ответы: тихо, проникновенно. Это разговор с мамой.

Учитель:

 А следующий куплет?

Мимо, слез, улыбок мимо

Облака плывут над миром

Войско их не поредело.

Облака, облака, облака…

Ответы:

Сначала - ярко, гневно, войны продолжаются и каждый день гибнут солдаты. А закончить тихо, в тексте стоит многоточие, как призыв подумать!

Вокально – хоровая работа: исполнение песни В. Егорова «Облака»

Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся в соответствии с определенным алгоритмом:

- Какой цели мы достигли на уроке?

- Все ли шаги по достижению цели урока выполнены?

- Что было трудным? Как вы с этим справились?

- Что было самым интересным?

- К какому выводу мы пришли?

Учитель:

Подведем итог. Достигли ли  мы цели урока? В своей тетради напишите, что же вы узнали на этом уроке. Удалось ли нам выполнить план, поставленный в начале урока? Все ли шаги по достижению цели урока выполнены?

- Что было трудным? Как вы с этим справились?

- Что было самым интересным?

- К какому выводу мы пришли

Звучит песня «Детям блокадного Ленинграда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока МХК по теме "Искусство скифов"

Этот материал представляет собой конспект урока МХК по теме "Искусство скифов". Урок проводился в 7 классе гуманитарного профиля. При его подготовке и проведении активно использовались ИКТ....

План-конспект урока ИЗО на тему - Изображение пространства . 6 класс

Класс:6Тема:Изображение пространства.Цельурока:  Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве.Задачи урока:- Расширитьпредставлениедетейожанрепейзаж...

конспект урока физики по теме "Атмосферное давление" 7 класс

Урок изучения нового материала. На уроке используются проблемно- поисковая деятельность учащихся. Учащиеся учатся составлять опорный конспект, который поможет им лучше запомнить изуенную тему....

Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс

План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...

План - конспект урока по технологии. Тема: Искусство макияжа.

Урок посвящен 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Искусство макияжа на уроке рассматривается как -  грим в театральном  искусстве. По произведений М.Ю. Лермонтова "Маскарад" и "Демо...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....