Конспект урока по музыке "Вечные темы искусства и жизни" 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Цель деятельности: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vechnye_temy_isskustva_28.01.22.odt | 17.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема : Вечные темы искусства и жизни. 6 класс
Цель деятельности: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
Звучит «Хоральная прелюдия фа минор И. С. Баха
Учитель: О чем хочется размышлять, вспоминать под такую музыку?
(Ответы учащихся)
Учитель: Что же это за вечные вопросы жизни? Сегодня, как и вчера, как и во все времена, люди задаются вопросами: Кто мы и что мы такое? Откуда мы происходим? Куда мы идем? Это - прежде всего такие вселенские и природные начала, как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет круг вечных тем искусства. Жизнь и смерть, любовь, человек и его судьба...
Это волнует всех и всегда. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, об этом стихи и проза, драмы и трагедии, произведения музыкального и изобразительного искусства. Гениальные русский кардиолог Сергей Сергеевич Юдин в своей книге «Размышления хирурга» писал. Что перед каждой сложной операцией он непременно проигрывал в уме финал последней Шестой симфонии Чайковского, в которой композитор показал, насколько прекрасна жизнь и какой величайшей трагедией является человеческая смерть. Зачем он это делал? (ответы учащихся). Жизнь и смерть относят к числу таких тем в искусстве и жизни, которых принято называть Вечными.
Какую цель мы можем поставить себе на сегодняшнем уроке?Напоминаю Вам важное определение, обратите внимание на экран.
На уроке мы должны найти ответ на вопросы:
- Выяснить какие темы в искусстве и жизни называют Вечными.
- Найти примеры музыкальных произведений по теме урока
Чтобы достичь цели урока, определим задачи.
Научиться анализировать услышанные примеры,
Учитель: Нужно ли человеку задумываться над Вечными проблемами бытия?
«Куда я иду? Следую по реке? Куда я иду? Следую за чайками? Где найду то, где найду того, кто мне ответит, зачем я живу, зачем умираю?
Куда я иду? Следую за детьми? Куда я иду? Следую за песней ветра? Следую за громом? Следую за светом, что светит. Куда я иду? Существует ли истина
Композитор | Произведение | Жанр | Тема |
Бах | Хоральная прелюдия | Полифоническое произведение | Мироздание, Бог |
Моцарт | Реквием | Заупокойная месса | Смерть |
Бетховен | Соната № 14 | соната | Одиночество |
Глинка | Марш Черномора | Сцена из оперы | Добро и Зло |
Паганини | Каприс № 24 | Инструментальная пьеса | Добро и Зло |
Чайковский | «Ромео и Джульетта» | увертюра | |
Чайковский | Симфония №6 | симфония | Любовь и Ненависть |
Шостакович | Симфония № 7 | симфония | Война и Мир |
В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил
Учитель: Слушать музыку, понимать ее содержание, уметь об этом рассказать – это великое искусство. Каждый из вас попробует составить небольшую рецензию на прослушанное произведение. Напоминаю:
Рецензия – это изложение анализа текста или художественного явления, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Итак, слушаем. О чем рассказывает эта великая музыка?
Звучит «Ave, Mаria» Ф. Шуберта.
Ответы: В этой музыке воплотилась еще одна Вечная тема жизни любого человека. Она отражена во многих картинах великих художников, скульптурах, стихах и, конечно, в музыке. Эта музыка рассказывает о великой материнской любви, которая нужна каждому человеку. Поэтому эта музыка всегда будет волновать людей. Шуберт нашел такое гармоничное соответствие прекрасной мелодии, ритма, аккомпанемента и других выразительных средств, которые превратили это произведение в гимн всем Матерям.
Учитель: Сегодня наш урок проходит в музее, Комната Боевой славы. Стенды рассказывают о В. О. войне, о блокаде Ленинграда.
Учитель: Вот, как описывал будни блокады С. П. Панюшкин в своем романе «Крах».
«Утром Сталина проснулась и, пытаясь разбудить, долго трясла маму. Плакала, спрашивая: « Что мне сказать папе, когда он вернется с фронта??». Мама молчала. Девочка не сразу поняла, что мама умерла. В их доме уж много умерло вот так же, она не раз видела, как из подъездов тянули за веревку покойников, завернутых в одеяла, тащили волоком по улицам. И Сталина решила поступить так же. Теперь она уже не плакала, а была деловито сосредоточенной; сняла шубу и одеяло, которым была укрыта мама и, увидев, что она лежит в платье и в кофте, а под ней вместо простыни одеяло, решила – что и не надо ее перетаскивать, а сразу обернуть и обвязать бельевой веревкой. Сделав все это проворно, устала, захотелось есть. Нашла в буфете кусочек хлеба, съела. Машинально, чтоб скорее избавиться от страшного видения, девочка быстро завернула маму и крепко перевязала ее все той же веревкой… Потом она стащила дорогой и страшный груз на пол. Взяла еще одну бельевую веревку, привязала с боков и, открыв дверь, стала тащить к выходу. Было очень тяжело тащить, а на лестнице стало по- легче. Но мама билась головой о каждую ступеньку… «Потерпи, мамочка, потерпи!- шептала девочка сухими губами. Вот сейчас на улице на снегу хорошо будет, ты быстро поедешь. Как на санках…» (С. Панюшкин «Крах».[22 – 23])
О чем пишется в этом романе? Что произошло с этой девочкой? Какаой характер у этой девочки?
Блокаде посвящена и Симфония №7 Д. Д. Шостаковича, который наравне с другими жителями города пережил в нем самые страшные его дни.
Прослушаем и выполним анализ фрагмента I части
Учитель: Посмотрите на презентацию. Что вы видите?
- Да, солдатская каска. Ее носил солдат – участник обороны Ленинграда и, судя по пулевым отверстиям, он был ранен или убит. Но у него тоже были близкие, была мама. Прочитайте текст песни Вадима Егорова «Облака». О чем эта песня?
Ответы: О солдатах, которые, как рассказывает легенда, превращаются в облака.
Учитель:
Прочтите выразительно третий куплет этой песни.
«А дымок над отчей крышей
Все бледней, бледней и выше
Мама, мама, ты услышишь
Голос мой
Голос мой
Голос мой? Все дальше он и тише
Учитель:
Как нужно исполнять эту часть песни?
Ответы: тихо, проникновенно. Это разговор с мамой.
Учитель:
А следующий куплет?
Мимо, слез, улыбок мимо
Облака плывут над миром
Войско их не поредело.
Облака, облака, облака…
Ответы:
Сначала - ярко, гневно, войны продолжаются и каждый день гибнут солдаты. А закончить тихо, в тексте стоит многоточие, как призыв подумать!
Вокально – хоровая работа: исполнение песни В. Егорова «Облака»
Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся в соответствии с определенным алгоритмом:
- Какой цели мы достигли на уроке?
- Все ли шаги по достижению цели урока выполнены?
- Что было трудным? Как вы с этим справились?
- Что было самым интересным?
- К какому выводу мы пришли?
Учитель:
Подведем итог. Достигли ли мы цели урока? В своей тетради напишите, что же вы узнали на этом уроке. Удалось ли нам выполнить план, поставленный в начале урока? Все ли шаги по достижению цели урока выполнены?
- Что было трудным? Как вы с этим справились?
- Что было самым интересным?
- К какому выводу мы пришли
Звучит песня «Детям блокадного Ленинграда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока МХК по теме "Искусство скифов"
Этот материал представляет собой конспект урока МХК по теме "Искусство скифов". Урок проводился в 7 классе гуманитарного профиля. При его подготовке и проведении активно использовались ИКТ....
План-конспект урока ИЗО на тему - Изображение пространства . 6 класс
Класс:6Тема:Изображение пространства.Цельурока: Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве.Задачи урока:- Расширитьпредставлениедетейожанрепейзаж...
План-конспект урока информатики по теме "Компьютерная графика" (8 класс)
План-конспект урока с использованием ЭОР....
конспект урока физики по теме "Атмосферное давление" 7 класс
Урок изучения нового материала. На уроке используются проблемно- поисковая деятельность учащихся. Учащиеся учатся составлять опорный конспект, который поможет им лучше запомнить изуенную тему....
Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс
План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...
План - конспект урока по технологии. Тема: Искусство макияжа.
Урок посвящен 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Искусство макияжа на уроке рассматривается как - грим в театральном искусстве. По произведений М.Ю. Лермонтова "Маскарад" и "Демо...
Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.
Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....