конспект урока физики по теме "Атмосферное давление" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Урок изучения нового материала. На уроке используются проблемно- поисковая деятельность учащихся. Учащиеся учатся составлять опорный конспект, который поможет им лучше запомнить изуенную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_atmosfernoe_davlenie.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор- Козлова Валерия Владимировна
Предмет- физика
Класс-7
Учебник - Перышкин А.В. Физика 7, М: Дрофа 2002
Страницы учебника-97, 98, 99, 100.
Тема: «Атмосферное давление».
Цели:
- Познавательные: повторить, углубить знания учащихся об атмосферном давлении на основе знаний о молекулярном строении газов и силе тяжести.
- Развивающие: формировать умение проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключения.
- Воспитательные: формировать наблюдательность и любознательность, умение осуществлять взаимосотрудничество, работать в группе.
Оборудование: штатив, колба, резиновый шланг-трубка, зажимы, шар для взвешивания воздуха, весы с разновесами, молочная бутылка, яйцо, шприц медицинский, резиновая груша, пипетка, стеклянные стаканы, игрушка с присоской.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный
Преобладающая деятельность – поисково-исследовательская
Формы обучения: общеклассная, групповая
Методы организации учебной деятельности: словесные и практические (проблемное изложение, наблюдения, опыты).
Место урока: в курсе физики материал изучается впервые, но учащиеся знакомились с ним на уроках природоведения (естествознания) в 5 классе. Изучение темы продолжится на следующем уроке - «Измерение атмосферного давления».
1 этап – разгадывание кроссворда – подготовка учащихся к восприятию нового материала
2 этап – наблюдение за экспериментами, выдвижение выдвинутых гипотез
Эксперимент – для постановки проблемы, активизации мыслительной деятельности учащихся, подтверждение выдвинутых гипотез
Вывод – воздух (атмосфера) оказывает давление на все, находящиеся в атмосфере, тела
3 этап – проведение эксперимента – групповая работа – закрепление материала.
Значение атмосферного давления в жизни человека
4 этап – подведение итогов
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Подготовительный этап | Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок- урок изучения нового материала. Сегодня мы познакомимся еще с одним, очень важным физическим явлением. Цель нашего урока – познакомиться с явлением, выяснить его природу и его значение для человека. Чтобы настроиться на изучение нового материала, вначале повторим ранее изученный. Повторим материал, отгадывая кроссворд. | Слушают |
2.Этап актуализации знаний | Ребята, я даю вам несколько минут, чтобы познакомиться с вопросами и ответить на них. Работаем группами. Заполняет сетку кроссворда на доске. Ключевое слово кроссворда – атмосфера. Ребята, а кто может сказать, что такое атмосфера? На сегодняшнем уроке мы еще встретимся с этим словом, а сейчас перейдем к изучению нового материала. | Отгадывают кроссворд на местах группами по 4 человека Читают вопросы кроссворда, дают ответы с места Отвечают Атмосфера – газовая (воздушная) оболочка Земли |
3.Этап – изучения нового материала | Ребята, все мы не раз наблюдали выступления фокусников и восхищались ими. Многие опыты по физике не менее занимательны, чем фокусы для незнающих людей. Но при их выполнении не нужна ловкость рук, нужно лишь знать и хорошо понимать физические законы. Сейчас я проведу несколько опытов, ваша задача внимательно наблюдать и попробовать объяснить наблюдаемые явления. Эксперимент №1 Вареное яйцо влетает в бутылку. Почему? Эксперимент №2 Фонтан в пробирке после откачивания из нее воздуха. Что заставляет воду подниматься вверх? Почему? Что оказывает давление? Давление чего? Эксперимент №3 Вода входит в стакан. Объясните это явление. Ребята, что общего в этих трех опытах. Молодцы. Действительно воздух оказывает давление. Его называют атмосферным. Тема нашего урока «Атмосферное давление». Воздух невидим, мы его не чувствуем. Как объяснить, почему воздух оказывает давление? Молодцы! Мы можем провести эксперимент, который доказывает, что воздух действительно имеет вес. Эксперимент №4 Взвешивание шара с воздухом и после откачки воздуха. Мы убедились, что воздух действительно имеет вес и оказывает давление. Из каких газов состоит воздух? Почему молекулы воздуха не падают на Землю? Почему молекулы воздуха не улетают? Что можно сказать о плотности атмосферы, везде ли она одинакова? Некоторые планеты и их спутники не имеют атмосферы, т. к. масса планет небольшая и сила тяжести недостаточная, чтобы удержать молекулы газов. Давайте запишем в тетради, что же такое атмосфера и атмосферное давление. Демонстрационный эксперимент №5 Вода, не выливающаяся из пробирки. Зарисуйте и покажите давление воздуха | Ребята пытаются объяснить. Отвечают: Воздух давит на воду, и она идет в пробирку, из которой откачали воздух. Давление снаружи больше, чем внутри. Воздух, давление воздуха Дети отвечают: При нагревании воздух расширяется и выходит из стакана, поэтому давление внутри стакана меньше, чем давление воздуха снаружи. Воздух давит на воду, вода входит в стакан. Все они объясняются давлением воздуха. Записывают в тетради. Отвечают: Воздух состоит из молекул, которые движутся и ударяются о предметы, оказывают давление. Молекулы имеют массу, на них действует сила тяжести. Они своим весом давят на предметы. Наблюдают. Азот, кислород и др. Они непрерывно беспорядочно движутся. У них недостаточна скорость. Нет, плотность уменьшается с высотой. Слушают. Записывают: Атмосфера – газовая оболочка Земли (воздух – азот +кислород+ др.) Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой на все находящиеся в ней предметы. Зарисовывают. |
4.Этап закрепления | А сейчас опять работаем по группам. На столах находятся приборы и инструкции для проведения опытов. Ваша задача провести опыт и объяснить его. Ребята, многим из вас ставили медицинские банки. Кто может объяснить принцип постановки банок? Вывод: атмосферное давление имеет огромное значение в жизни человека. | Работают. Один человек от группы объясняет ход опыта и его результаты, причину наблюдаемого явления. Объясняют: воздух в банке нагревается и выходит, давление уменьшается, снаружи на кожу человека действует атмосферное давление, поэтому кожа «втягивается» туда, где давление меньше. |
5 .Этап подведения итогов | Мы хорошо поработали сегодня. Давайте подведем итог нашего урока. Что же мы узнали? | Отвечают: Землю окружает газовая (воздушная) оболочка – атмосфера Она оказывает давление на все тела. Его называют атмосферным. Плотность атмосферы уменьшается с высотой. |
Домашнее задание | §40, 41 Объяснить, как мы пьем, с точки зрения физики. |
Ответы на кроссворд.
д | А | в | л | е | н | и | е | ||||||
п | л | о | Т | н | о | с | т | ь | |||||
о | д | н | о | М | |||||||||
с | О | о | б | щ | а | ю | щ | и | с | я | |||
в | ы | С | о | т | а | ||||||||
с | к | а | Ф | а | н | д | р | ||||||
т | я | ж | Е | с | т | и | |||||||
Р | а | с | ш | и | р | я | ю | т | с | я | |||
р | А | з | н | о | м |
Инструкция 1.
1.Возьмите шприц.
2.Введите поршень до упора.
3.Опустите наконечник шприца в жидкость.
4.Пронаблюдайте, что происходит при подъеме поршня.
5.Объясните наблюдаемое явление.
Инструкция 2.
1.Возьмите медицинскую грушу.
2.Сожмите резиновую часть (мячик) рукой.
3.Опустите наконечник в жидкость.
4.Пронаблюдайте, что происходит при ослаблении давления руки.
5.Объясните наблюдаемое явление.
Инструкция 3.
1.Возьмите пипетку.
2.Сожмите резиновый колпачок.
3.Опустите наконечник пипетки в жидкость.
4.Пронаблюдайте, что происходит при ослаблении давления руки.
5.Объясните наблюдаемое явление.
Инструкция 4.
1.Возьмите ливер – инструмент, служащий для взятия проб различных жидкостей.
2.Опустите ливер в жидкость.
3.Закройте пальцем верхнее отверстие и выньте ливер.
4.Пронаблюдайте, что происходит, когда открыть верхнее отверстие.
5.Объясни наблюдаемое явление.
Инструкция 5.
Объясните принцип действия «присоски» на мыльнице, детской игрушке.
КРОССВОРД.
1.Сила, действующая перпендикулярно на единицу площади.
2.Величина, от которой зависит давление жидкости.
3.Свободные поверхности покоящейся однородной жидкости в сообщающихся сосудах находятся на ………уровне.
4.Сосуды, соединенные так, чтобы жидкость могла свободно перетекать из одного сосуда в другой.
5.Величина, от которой зависит давление в жидкости.
6.Специальный костюм для исследований морских глубин.
7.Сила, с которой Земля притягивает все тела.
8.Все при нагревании ……….. .
9.Свободные поверхности покоящихся разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах находятся на ……….. уровне.
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 |
Опорный конспект - на доске
Атмосферное давление
Атмосфера - воздушная оболочка Земли
Атмосферное давление- давление, которое оказывает атмосфера на все находящиеся в ней тела.
Причина- вес! воздуха.
Плотность атмосферы убывает с высотой.
Pатм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
Конспект урока "Физика атомного ядра" 11 класс
Разработка плана урока «Повторение.Физика атомного ядра»с использованием мультимедийных средств предназначена для проведения урока – повторения, обобщения, систематизации знаний.Структура урока:...
План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.
Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...
конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"
План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...
План-конспект урока физики "Электризация тел" (8 класс)
Конспект урока "Электризация тел" для 8 класса разработан подробно, также есть презентация. Его могут использовать молодые учителя или педагоги при подготовке к открытому уроку....
Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...
Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».
Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...