Конспект урока МХК по теме "Искусство скифов"
план-конспект урока (мировая художественная культура, 7 класс) по теме

Колычева Вера Леонидовна

Этот материал представляет собой конспект урока МХК по теме "Искусство скифов".

Урок проводился в 7 классе гуманитарного профиля.

При его подготовке и проведении активно использовались ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_skifov.docx10.71 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Урок 19

Искусство скифов

Цели: формирование представлений о скифских племенах, местах их расселения, культе, искусстве, введение понятия «звериный стиль», анализ его отличительных особенностей; интеграция исторических и культурологических знаний, обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, совершенствование навыков поиска информации в сети Интернет, анализа полученной информации; стимулирование интереса к изучению культуры и истории разных народов и эпох.

Оборудование: компьютерная презентация в формате Power Point, проектор, компьютер, интерактивная доска, учебный видеофильм «Скифы», компьютерная презентация для голосования  в  формате Turning Point.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение темы и цели урока.

Мильоны – вас! Нас  - тьмы, и тьмы, и тьмы!

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!

Пожалуй, эти строки А.А. Блока да еще таинственное и такое манящее выражение «золото скифов» у всех на слуху. Но, кто такие скифы и что это за золото, известно далеко не всем. Проверим, как обстоит с этим дело в нашей аудитории.

  1. Входная диагностика.

Перед вами вопрос «В какой степени вы владеете информацией о скифах?» и три варианта ответа на него:

  1. Имею четкое представление о скифах.
  2. Слышал о скифах, но ничего о них не знаю.
  3. Никогда даже не слышал о скифах.

Возьмите пульты и нажмите на кнопку с той цифрой, которая соответствует номеру выбранного вами ответа.

На экране мы видим результаты нашего опроса…

В конце урока мы проведем аналогичное голосование и выясним, насколько наше сегодняшнее сотрудничество в освоении темы «Искусство скифов» оказалось плодотворным.

  1. Слово учителя.

Итак, поговорим о скифах. Кто они? Где они проживали? Какова история этого таинственного народа?

  1. Индивидуальное сообщение обучающегося.

«Скифы в историческом аспекте»

  1. Слово учителя.

Скифы верили в загробную жизнь. Они считали, что вместе с умершим человеком должно быть захоронено все необходимое.  Для этого требовались курганы (холмы). На юге России было обнаружено несколько «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

Именно при раскопке курганов было обнаружено великое множество золотых украшений в так называемом «зверином стиле».

  1. Индивидуальное сообщение обучающегося.

«Скифский звериный стиль»

  1. Слово учителя.

Долгое время ответ на вопрос о назначении скифского звериного стиля отличался упрощенностью, что было связано с взглядами на неразвитость скифского общества. Ему отводилась первобытная ступень, в лучшем случае на заключительной ее стадии. Предполагалось, что изображения животных и птицы – это не что иное, как свидетельство пережитков тотемизма. Но признание того, что животные и птицы скифского искусства являлись тотемами скифских родов, означает признание того, что скифы не вышли в своем развитии за пределы первобытности. Ведь тотемизм, как система взглядов характеризует раннюю историю человечества, но не историю развитого общества скотоводов с признаками классов.

Некоторые исследования звериного стиля привели к выводу о том, что звери и птицы были связаны с магией, являвшейся важнейшей частью общего мировоззрения индоиранцев. Магическая сила, заложенная в зверях и птицах, должна была, видимо, усилить действие оружия, конской сбруи, принадлежностей боевого снаряжения, на предметах сакрального назначения (металлические кубки, ритоны и т.д.). Так, изображение когтей хищной птицы должно было усиливать действие меча, на рукояти которого изображались когти. Оскаленная пасть хищника на сбруе коня должна была напугать врага, заставить его отступить от своих планов.

Военно-охотничья теория происхождения скифского звериного стиля основана на доказательстве того, что звери и птицы, являлись объектом постоянной военно-охотничьей тренировки, получили оформление в искусстве. Здесь и стоящие на коленях олени, и связанные хищники. Социальный слой общества, создавший звериный стиль, не столько аристократия, сколько охотники-воины. Те, кто занимался облавными, загонными охотами. Это занятие требовало огромной сноровки, ловкости, силы. Проявляя ее, воины становились уважаемыми и почитаемыми. Для обслуживания их идеологии и возник звериный стиль.

Военно-охотничья гипотеза оригинальна, имеет веские доказательства и слабые стороны. Так, неясно, какое место в ней занимают разнообразные фантастические существа, всевозможные усложнения вроде изображений на одном звере нескольких, изображение частей зверей.

Есть и иное мнение о происхождении звериного стиля. Его можно назвать «мифологической теорией». Согласно этому взгляду мир зверей и птиц можно без труда разделить на группы. Первая группа – хищники. Хищники в глазах древних несли смерть, они поэтому отображали подземный, потусторонний мир. Копытные животные – мирные. Они имеют рога, которые растут как деревья. Раз в год они отпадают, что согласуется с представлениями древних о природном круговороте. Часто рога оленей неестественно большие, уподобляемые дереву. Копытные отражают мир живых, ныне существующий мир. Птицы, в особенности орлы, летают высоко в небесах, отражая верхний мир, мир богов. Трехступенчатая вертикальная схема устройства мира характерна для взглядов и предыдущего времени – бронзового века. Таким образом, скифский звериный стиль – система, предназначенная для описания мироустройства.

  1. Просмотр видеофрагмента «Скифы».

У нас есть возможность увидеть, как происходили раскопки в скифском кургане, как были обнаружены эти самые сокровища скифов. Внимание на экран.

  1. Первичное закрепление.

А теперь проговорим еще раз основные понятия урока. В этом нам поможет кроссворд.

  1. Скифское захоронение.
  2. Место кочевья скифов.
  3. Часть конской упряжи.
  4. Драгоценный материал

для скифских украшений.

  1. Река, ограничивавшая владения скифов на западе.
  2. Фантастическое существо: тело льва - голова и крылья орла.
  3. Их изображали в верхнем ярусе, они символизировали богов.
  4. Древнегреческий историк, произведения которого — основной источник информации о скифах.
  1. Итоговая диагностика.

Настало время провести повторное голосование по вопросу «В какой степени вы владеете информацией о скифах?». Возьмите пульты и проголосуйте с учетом услышанного и увиденного на уроке.

  1.  Индивидуальное сообщение обучающегося.

Конечно, в рамках одного урока невозможно полностью проникнуть в тайны скифской цивилизации, поэтому предлагаем вам обзор интернет-ресурсов по теме.

  1.  Домашнее задание.

Представьте себе, что вы являетесь PR-менеджером компании, осуществляющей полеты на машине времени. Ваша задача сделать рекламу маршруту «Мурманск – Скифия».

  1. Итог урока.

Вы, наверное, считаете, что скифы – это всего лишь древняя, замшелая история? Как бы ни  так. Совсем недавно на территории Краснодарского края были обнаружены золотые браслет и ожерелье сарматов. Двое рыбаков увидели нечто поблескивающее на дне реки возле самого берега. Зашли в воду и достали эти древние украшения. Ученые предполагают, что река в данном месте подмыла неизвестный еще курган. Так артефакты оказались в воде. Это лишний раз доказывает, что история – живая, некоторым даже удается подержать ее в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме :"Скифы" для учащихся 5 класса

Конспект урока для учащихся 5 класса по теме: "Скифы". Урок по истории Донского края. План:1. Географическое положение Скифии;            2....

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Мифология скифов, меотов, сарматов. конспект урока кубановедения в 5 классе

Мифология скифов, меотов, сарматов. Конспект урока в 5 классе....


 

Комментарии

Шибайло Нина Геннадьевна

Скачала ваш урок Искусство скифов. У меня в 5 классе идут уроки регионального компонента "Искусство на Алтае" о скифах тоже идёт речь, их по другому ещё называли "Стерегущие золото грифы". Спасибо!
Колычева Вера Леонидовна

Рада, если мой материал оказался для вас полезным.