Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_gzheli_5_klass_fomina_e.a.1.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
5 класс
По программе «Изобразительное искусство 5-9 классы»
Б.М. Неменского
Урок разработан учителем ИЗО МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска
ФОМИНОЙ ЕКАТЕРИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
Тема: ИСКУССТВО ГЖЕЛИ.
Цели:
1. Ознакомление учащихся с гжельской керамикой, разнообразием её форм, особенностью росписи.
2. Воспитание любви и уважения к истории и культуре России.
3. Развитие творческой активности учащихся, навыков работы кистевой росписи.
Задача:
Выполнение росписи бумажных моделей посуды в технике гжельского мазка.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
- Иллюстрации с изображением Гжельской керамики.
- Схемы – таблицы последовательного выполнения гжельского мазка, изображения гжельских узоров.
- Презентация «Гжель», для демонстрации с помощью проектора.
- Бумажные модели посуды по количеству учащихся.
- Акварель, кисти, лист бумаги.
Для учащихся:
1.Альбом.
2.Акварель, кисти, баночки для воды.
3.Палитра.
4.Салфетка
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3мин.
- Вводная беседа с демонстрацией особенностей гжельской росписи, просмотр презентаций «Гжель», техника гжельской росписи.10-15 мин.
- Физкультминутка для глаз.2мин.
- Постановка художественной задачи.
- Выполнение практического задания. Самостоятельная роспись бумажной модели.15-20 мин.
- Подведение итогов.3 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Сегодня мы продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали мастера России, чьи традиции мы бережно храним.
2. Вводная беседа.
Запись на доске: Искусство Гжели.
Сегодня мы познакомимся с удивительной и неповторимой росписью гжельской керамики. ГЖЕЛЬ (гжельская керамика) - изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Демонстрация презентации «Гжель»
Что же изготавливают гжельские мастера? Глиняные чайники, квасники, блюда, чашки, подсвечники, часы, фигурки людей, животных. Изделия обжигают в специальной печи при определенной температуре, расписывают только вручную и покрывают белоснежной глазурью. Каждое изделие уникально и неповторимо.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Демонстрация иллюстраций с изображением гжельской керамики
Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками, иногда - тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.
Демонстрация таблиц с изображением «гжельской розы»
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Учитель поэтапно демонстрирует на доске акварелью технику гжельского мазка.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.
Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.
Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Учитель демонстрирует разнообразные формы гжельской посуды.
3. Физкультминутка.
Давайте дадим отдых нашим глазам и потом будем работать дальше.
Крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.
4.Постановка художественной задачи.
Ну а сейчас вам предстоит самим стать чудо – мастерами и создать свой эскиз гжельской посуды с использованием основных элементов росписи. Каждый из вас получит бумажную модель посуды, которую нужно украсить узором.
Элементы росписи перед вами на доске (технологическая карта «Элементы росписи»). Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор.
5. Выполнение практического задания.
Используя акварельную краску кобальт синий и палитру для разведения учащиеся создают узор по мотивам Гжели для своей формы посуды без предварительного рисунка карандашом.
6.Подведение итогов.
Готовые работы демонстрируются на доске. Оценка и комментарии.
Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
Литература:
- «Большая Энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – мультимедийное энциклопедическое издание.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....