Методическое сообщение: "Преимущества использования игровых форм в образовательном процессе"
методическая разработка по музыке

Грязова Наталья Николаевна

Игра является одной из уникальных форм обучения. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. Учащиеся в увлекательной форме и разнообразных заданиях соревнуются в своих знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _metodicheskoe_soobshchenie_2021.docx32.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

Методическое сообщение

«Преимущества использования игровых форм  в образовательном процессе»

Подготовила: преподаватель

 «ДШИ  №1»

                                                    Грязова  Н. Н.

                         

г.  Нефтеюганск

2021  г.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания  в ДШИ и ДМШ является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство пробуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Для успешного усвоения материала в ходе учебной игры, а также для продуктивного накопления и осмысления творческого опыта учащийся должен владеть навыками анализа проведённой игры. Он должен понимать, какие учебные задачи ставились перед ним как участником учебной игровой деятельности. Учащийся должен, в конечном счёте, уметь оценивать соответствие результатов учебной игры предварительно поставленным учебным задачам.

Предлагаемые на уроке музыкальные игры и творческие задания позволяют не только закрепить изученный материал, легче усваивать новые знания, закрепляя их на практике, но и  заниматься с радостью и увлечением.

        Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство обучающегося  с музыкой, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения - введение ребёнка в мир музыки в доступной  и увлекательной для этого возраста форме.

         На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. И здесь очень важно, буквально с первых шагов заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.

         С первых занятий начинается серьёзная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах.

        Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмической группой. Освоение длительностей начинаем с четвертной и восьмой длительностей и сразу даем понятие ритмослогов ТА и ТЕ-ТЕ. Сначала слова, затем фразы, далее две строчки, наконец, четыре строчки переводим в ритмослоги.    Слова придумываем с детьми на разные темы: слова — имена, сладкие слова, слова-зверушки, слова-ягоды. Работа над воспитанием чувства ритма  проходит  в игровой форме.

Игра «слово». Дети придумывают и проговаривают слова в заданном ритме

Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом. Слова из трех слогов с ударением на первый слог представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.

  Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на определенную изучаемую изучаемую группу. В начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки. В последствии можно предлагать игру по определенным заданиям. Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с именами в ритме двух четвертей, а картинки с животными в ритме четверть и две восьмых и т. д.

«Выбери карточку»:

Детям раздать карточки – картинки с изображением ответов(например, разные длительности, или отдельная нота на нотном стане, музыкальные ключи, паузы и другие, по желанию педагога и в зависимости от пройденных тем). Педагог задаёт устный вопрос, или же музыкальную загадку, ребус, а дети выбирают из предложенных карточек правильный ответ.

«Ритмическая викторина».

Ученики разучивают несколько песенок. Преподаватель прохлопывает ритм одной из них, или записывает ритм на доске. Задание: Определить по ритму песенку. Затем ее можно подобрать за фортепиано, солируя или исполняя песенку с другими учениками.

 «Передай дальше»

Ход игры: все дети становятся в круг, и каждый по очереди загадывает своему соседу какое-нибудь упражнение. Например: один ребенок прохлопывает ритм, другой называет его с помощью слогов. Тот, кто выполнит упражнение неправильно, выходит из круга («вышибается»). Если же рядом стоящий ученик отвечает правильно, то он получает право загадать следующему за ним соседу свой вариант упражнения. Игра продолжается до выявления одного или группы победителей.

Вариант: если кто-то из ребят отвечает неверно, а выбывший ребенок может дать правильный ответ, то ему позволяется вернуться в круг на место того, кто ошибся.

«Узнай песенку»

 Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка» споет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в указанной тональности.

 «Ребус»

Самые простые и доступные ребусы с нотками можно придумывать самой каждый урок:

- взять любые слова, включающие в себя какую – нибудь ноту и разместить на нотном стане. Например, в слове «коляска» слоги «ко» и «ска» подписать, а слог «ля» спрятать в нотном стане. Пусть ребёнок догадается что это за слово и какая нота спрятана(слова могут быть разные: синица, мимоза, речка, карета, домик, лягушка, фартук, мигалка и другие);

- показывать фотографию или картинку с изображением (речка, помидор, фасоль, сирень, такси, велосипед, капля. домино и другие), дети должны отыскать ноты в словах и записать найденные ноты в нотную тетрадь, тем самым проверив правильное написание нот;

- Если же дети уже хорошо читают, то можно предложить стихотворение с зашифрованными нотами, расшифровав ноты дети получат интересный стих или рассказ.

Зевака-торопыга

Ход игры: все дети становятся в круг. Им предлагается прослушать мелодию, в основе которой — несложный (лучше повторяющийся) ритмический рисунок. В качестве примера автор пособия рекомендует взять русскую народную песню «Как под горкой, подгорой» (можно исполнить ее с аккомпанементом и спеть со словами). После прослушивания все вместе прохлопывают ритм песни с названиемслогов (||: те-те, те-те, те-те та :||). Затем выученная ритмическая формула песни исполняется по одному хлопку — по очереди каждым ребенком. Тот, кто опаздывает с хлопком (зевака!) или спешит и хлопает раньше срока (торопыга!), выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не определится один победитель.

Вперёд-назад

Ход игры: все дети становятся в одну линию в центре класса. Педагог играет по три звука (вверх-вниз по тонам трезвучия либо троекратно повторяет один тон).

При движении вверх дети, прослушав звуки, делают три шага вперед. Учитель при этом считает: «раз, два, три». При движении вниз дети делают три шага назад. Если звуки повторяются, дети шагают на месте.

«Фотошоп» — преподаватель  показывает ритмические карточки. Дети смотрят, и  сразу прохлопывают ритм.

Пособие «Пуговицы» представляет собой нотный стан и пуговицы-ноты двух цветов (условное обозначение долгих и коротких длительностей). Начальные (подготовительные) формы работы:

•        выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;

•        исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;

•        транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту);

•        узнавание их по «нотному тексту»;

•        мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз, основанных на освоенном комплексе ступеней).

Ритмические игровые приемы

1.Прочтение ритмических блоков (таблица блоков на доске) с заменой длительностей четвертной паузой ( ритмослог шепотом "па" . Звучащий жест -кисти рук разводятся в стороны)

2.Прочтение блоков в разной динамике, характере, образе, темпе, шумовыми интсрументами и звучащими жестами.

3. Ритмическое лото (ритмический диктант):

1.Запись ритма слов

2.Фраз стихотворения

3.мелодии со словами

4.мелодии

4.Ритмический переводчик

Педагог выразительно в четком ритме читает строчку стихотворения, дети "переводят" на ритмический язык ритмослогами.

Гаммы

1.пение каждого звука гаммы остинато (так выучивается каждая новая ритмическая группа)

2.звук гаммы -пауза

3. прочтение стихов в заданном ритме

Творческие навыки

1.Досочинить ритмический рисунок

2.Заполнить такты неповторяющимся ритмическим рисунком в заданном размере

3.Исправить ритмические ошибки.

4.Придумать ритмический остинатный аккомпанемент к мелодии.

5.Ритмическое двухголосие.

Ритмических упражнений очень много. Самое главное заниматься развитием чувства метроритма на каждом уроке в системе "от простого к сложному".

«Аудиофильм»

Пение по нотам, чтение с листа - состоит из вариантов с караоке. Цель настоящего аудиофильма - развить у детей чувство ритма, пение с листа, слежение мелодии по нотам и клавишам .

 1 вариант: мелодию поёт учитель словами, дети слушают.

 2 вариант: мелодию поют дети

 3 вариант: мелодию поёт учитель нотами, дети слушают и следят за мелодией.

4 вариант: мелодию поют дети.

5 вариант: мелодию по клавиатуре поют вместе с учителем (видеоролик)диктант

 «Повтори–ка за мной»

Упражнения помогают развивать ладовое чувство, ощущение устойчивости и неустойчивости. Задание: Спеть в определенной тональности с названием звуков ступени в разбивку, а затем небольшие музыкальные фразы. Педагог настраивает учеников в тональности. Играет ступени в разбивку. Дети слушают и пропевают их с названием звуков. Один из вариантов задания – не интонировать, а выкладывать карточками звучащие ступени. Выигрывает тот, кто правильно соберет последовательность ступеней.

«Допеваем тонику»

Эта игра поможет освоить ощущение тоники. Учитель играет мелодию, в которой нет окончания. Дети должны «допеть» тонику на какой-либо нейтральный слог (например, «та»).

«Калейдоскоп»

Игра способствует более быстрому освоению теоретического материала, активному его запоминанию. Задание: Кто быстрее найдет среди карточек правильный вариант ответа. Карточки лежат в произвольном порядке по темам: «Параллельные тональности», «Одноименные тональности, «Родственные тональности», «Энгармонически равные тональности», «Знаки в тональностях» и др. Дается задание, и кто быстрее находит правильный вариант ответа - выигрывает.

 «Игра - результат».

 Учащиеся делятся на две команды, а доска на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку ступеней (возможно цепочку интервалов, последовательность аккордов). Каждый участник команды записывает свою ступень (интервалы, аккорды). В конце игры результаты сравниваются. Побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок.

Написание музыкальных диктантов для учащихся очень сложное задание. Поэтому на первоначальных этапах целесообразно использовать игровые формы.

 «Повторялки-проверялки».

На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические  оттенки, темповые обозначения и т.д. Сначала преподаватель просто показывает карточки учащиеся, разделённые на команды, отвечают.

Следующее задание: ребятам необходимо распределить карточки по группам на родственные компании (группы). После того, как дети разложат карточки, каждый  выбирает свою компанию и объясняет, что это, называя при этом общее для группы знаков обозначение (учащиеся могут помнить, что такое форте и пиано, но то, что это динамические оттенки сказать затрудняются).

 «Пазлы».

Детям даются нотные листы с диктантом, в котором пропущены ноты или дается нотный текст, а учащиеся дописывают только ритмический рисунок диктанта. Одним из вариантов написания диктанта является «Пазлы». Дается полностью написанный диктант, только такты в диктанте расставлены в не правильном порядке. Задачей детей является расставить такты в правильной последовательности.

 «Строим быстро интервалы».

На карточке на одной стороне написано обозначение  интервала,  на другой – количественная и качественная величина интервалов. Учащиеся ставят фишки на самую нижнюю клавишу клавиатуры (если строят интервал вверх) или на самую верхнюю клавишу клавиатуры (если строят интервал вниз). Дети поочерёдно бросают кубик и строят, передвигая по клавишам фишку (игрушку), интервал, который выпал на кубике. Возможно построение как вверх по клавиатуре, так и вниз.

«Эстафета»

Игра способствует освоению теоретического построения интервалов. В нейможет быть использована нарисованная фортепианная клавиатура (на 2октавы). Учищиеся по «цепочке» строят какой либо интервал (например, только малые терции), причём каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно вверх и вниз.

«Кто победил»

В игре надо использовать карточки интервалов. Дети заранее раскладываютих на партах, чтобы быстро найти в нужный момент, и встают. Учительиграет гармонические интервалы, ребята показывают нужную карточку. Ктоошибся и показал неверно, садится, но продолжает отвечать. Победил тот,кто последним ответил правильно и остался стоять до конца.

«Допеваем интервал»

Учитель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке, вкоторой упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звуквверх или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Играразвивает вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука. Игры с другими элементами музыкального языка.

 «Строим быстро аккорды». 

На кубике написаны обозначения аккордов.Учащиеся ставят фишки на самую нижнюю клавишу клавиатуры (если строят аккорд  вверх) или на самую верхнюю клавишу клавиатуры (если строят аккорд вниз). Дети поочерёдно бросают кубик и строят, передвигая по клавишам фишку (игрушку), аккорд, который выпал на кубике. Возможно построение как вверх по клавиатуре, так и вниз.

«Хитрые вопросы»

 Эту игру можно использовать с первых уроков сольфеджио и в первом классе, и в других классах. Игра активизирует память, способствует ее развитию, выстраивает логические цепочки и ассоциации. Так, в 1 классе могут быть вопросы:

 • Какая нота ниже «соль», «ми», «ля», выше «ля», «си», «ре» и т. д.

• Сколько четвертей в половинной, целой ноте? Сколько восьмых в четвертной, половинной целой ноте?

• Определите мажорную тональность, если III ступень «си», V ступень «соль» и т. д.

 • Называется первый тетрахорд гаммы. Нужно определить тональность и назвать второй тетрахорд и ключевые знаки гаммы.

 • Назовите аккорды, которые можно построить на I II III IV V VI VII ступенях мажора и гармонического минора?

• Назовите аккорды, которые разрешаются в тоническое трезвучие, тонический секстаккорд, тонический квартсекстаккорд?

• Назовите аккорд, состоящий из малой терции, большой секунды, большой терции?

 • Назовите буквенными обозначениями тональности с 3, 4, 5 диезами и бемолями?

Заключение

Как показал опыт, игра на уроках сольфеджио значительно активизируют познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.

Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:

•        обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков; процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;

•        учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;

•        развитие желания и способности действовать самостоятельно.

Таким образом, игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Литература:

1.Т.Яценко. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках.

«Питер». 2014.

2.Т. Сиротина. Музыкальная азбука. Москва «Музыка» 2004.

3. Т.Первозванская. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. «Композитор.С-Петербург» 1999.

4. Н.Перунова. Музыкальная Азбука. «Советский композитор» 1990.

5. Т.Огородникова-Духанина. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.

«Композитор.С-Петербург» 2008.

6. С.А.Яневич. «Давай поиграем!» «Союз художников» С-Петербург. 2011.

7.К.С.Белорусец, С.М.Белорусец, Т.С.Шмагина. Музыкальный конструктор.

НПО «Школа» 1996.

8. О.П.Камозина. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону. Феникс.2010.

9.Н.В.Белая. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игра на уроках.

Ч.1, ч.2. Композитор.С-Петербург» 1999. Игровое сольфеджио. Ритмоинтонационное домино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

"Использование игровых технологий в образовательном процессе"

Методы и концепция музыкального  воспитания, игровые технологии в образовательном процессе...

Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»

Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...

Использование игровых технологий в образовательном процессе..

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе  для 9-10 классов.....

Методические пособие. «Использование игровых форм в патриотическом воспитании. Примеры игровых заданий»

Даются рекомендации для использования игровых форм в патриотическом воспитании. Даются примеры разнообразных заданий на тему «Блокада Ленинграда», которые можно использовать на уроках, вкл...

Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга

Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...

Использование игровых технологий в образовательном процессе для подготовки учащихся к химическому эксперименту

Аннотация: игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой ...