Использование игровых технологий в образовательном процессе для подготовки учащихся к химическому эксперименту
статья по химии
Аннотация: игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Рассмотрим, как игровые технологии можно использовать для подготовки учащихся к химическому эксперименту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skrypnikova_s.n._statya._dorabot.docx | 669.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в образовательном процессе для подготовки учащихся к химическому эксперименту.
Скрыпникова Светлана Николаевна
учитель химии ОГАОУ «Шуховский лицей» Белгородской области
Аннотация: игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Рассмотрим, как игровые технологии можно использовать для подготовки учащихся к химическому эксперименту.
Ключевые слова: игровые технологии, подготовка к ОГЭ по химии, химический эксперимент.
Как можно соотнести обучение и игру, думаю, что многих из вас волнует этот вопрос. Часто мы встречаемся с трудностями педагогической практики:
1. Значительные нагрузки на ребят.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Трудности самореализации учащихся.
4. Перенасыщенность современного школьника информацией.
И как результат: потеря интереса к обучению.
Учащийся замирает посреди урока, и невольно задаешь себе вопрос, в чем же дело, может мы не смогли уберечь ребенка от страха перед учебой или трудностей, а может быть сами что-то потеряли. Ответ простой – просто ушла РАДОСТЬ от обучения и началась принудиловка. Хорошо каждому из нас известно, что невозможно держать внимание на протяжении всего урока. Психологами доказано, что даже в старших классах 10-11, 15-20 мин идет серьезная концентрация внимания, особенно учитывая гиперреактивность наших современных детей. Современная педагогика рекомендует во время урока 5-6 раз изменять формы работы. и вот один из видов работы – это педагогическая игра.
Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.
Ш.А. Амонашвили
Игра – как метод обучения передачи опыта от старшего поколения к младшему использовалась еще в древности. В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование, состязание, действие которых ограничены определенными условиями или правилами и направлены на достижение цели. Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре. Игра – любимая и привычная форма деятельности любого человека. Высокоэмоциональная форма деятельности, в игре значительно легче преодолеваются препятствия и трудности и психологические барьеры. Игра способствует различным способам мотивации:
- мотивы общения
- Моральные мотивы
- познавательные
Игра - требует от участников инициативу, настойчивость, подход, воображение и устремленность, способствует передачи знаний, навыком, умений, практических навыков, полученных на уроке. Расширению их кругозора, через использования дополнительных источников.
Преимущество игры – используется групповая, коллективная деятельность, в основе которой лежит соревновательный момент, развивает у учащихся работать в парах и командах.
В отличии от игр вообще – педагогическая игра обладает существенным признаком, четко поставленной целью, обучение соответствующим их результатом.
При организации игровых методов обучения, необходимо продумывать следующие вопросы:
- целеполагание
- планирование
- Реализация цели
-Анализ результатов.
Как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Положительно эмоционально окрашены при повторении, закреплении и запоминании и усвоению информации, а эмоциональный фон – активирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры, является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть , усеваемый материал проходит через практику вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Дидактическая игра – для цели обучения. Цель игры учебная. Обязательно должен достигнут результат. Игры должны быть закончены и понятны. Постепенное усложнение. Свободная детальность, самовыдвижение, игрой нельзя манипулировать.
Преимущества игры:
1. мотивирует слабых учащихся
2. реализует подростков в общении
3. способствует развитию сферы общения школьников
Химия — экспериментальная наука. Важнейшим средством изучения веществ и их превращений является химический эксперимент.
Опыт – отец всякой мудрости,
Мудрость – дочь опыта.
Леонардо да Винчи
Запоминающиеся наглядные опыты покажут им, что за формулами и уравнениями реакций скрывается необыкновенный мир веществ и их превращений. С 2022 года ОГЭ по химии введен химический эксперимент. Для выполнения химического эксперимента, предусмотренного заданиями 23 и 24, каждому участнику экзамена предлагается индивидуальный комплект, состоящий из определённого набора оборудования и реактивов и учащийся должен выполнить химический эксперимент, доказав химические свойства основных классов неорганических соединений. Для лучшего запоминания качественных реакций на катионы и анионы, мною были разработаны дидактические игры, такие как «ХимикУм» ( карточная игра) и «Криминалистическая химия» (сюжетно-ролевая игра, игра- ходилка с игровым полем).
Рис.1 Игра ХимикУс
Катионы | Анионы | Признаки реакций |
Суть игры заключается в том, что учащиеся играя в паре или в группе, на советующий катион, подбирают анион, дающий качественную реакцию и выбирают признак реакции (изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа или измените цвета пламени). Полученные результаты оформляют в карте- инструкции.
Рис.2 Карта – инструкция для выполнения задания 23-24
Для повышения мотивации учащихся, была мною разработана игра «Криминалистическая химия». Разработано игровое поле, с вопросами, связанными с химией и методов криминалистики, выполнив задания, игрок может двигаться дальше.
Рис 3. Игра –ходика «Криминалистическая химия»
Таким образом можно выделить преимущество использования игровых технологиях в образовательном процессе:
- усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность в учебном процессе;
- позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне:
- повышает объем выполнимой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
- расширяет возможность самостоятельной деятельности.
В заключение хотелось бы добавить, что не следует допускать пресыщение, не слишком часто использовать, игры чтобы не сложилось впечатление, что урок – это только игра.
Литература:
1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение, 1988.
3. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996.
4. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004.
5. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. – 6 - стр.35.
6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых технологий в образовательном процессе"
Методы и концепция музыкального воспитания, игровые технологии в образовательном процессе...
Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий
Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...
Использование игровых технологий в образовательном процессе..
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 9-10 классов.....
Использование информационных технологий в образовательном процессе дисциплины Основы военной подготовки
Применение ИКТ в образовательном процессе - яркое освещение всем известного материала с неизвестных сторон...
Использование дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике
Данный материал позволяет проанализировать уровень подготовки к ГИА...
Методическое сообщение: "Преимущества использования игровых форм в образовательном процессе"
Игра является одной из уникальных форм обучения. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навы...
Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...