Использование игровых технологий в образовательном процессе для подготовки учащихся к химическому эксперименту
статья по химии

Скрыпникова Светлана Николаевна

Аннотация: игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Рассмотрим, как игровые технологии можно использовать для подготовки учащихся к химическому эксперименту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skrypnikova_s.n._statya._dorabot.docx669.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в образовательном процессе для подготовки учащихся к химическому эксперименту.

Скрыпникова Светлана Николаевна

учитель химии ОГАОУ «Шуховский лицей» Белгородской области

Аннотация: игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Рассмотрим, как игровые технологии можно использовать для подготовки учащихся к химическому эксперименту.

Ключевые слова: игровые технологии, подготовка к ОГЭ по химии, химический эксперимент.

Как можно соотнести обучение и игру, думаю, что многих из вас волнует этот вопрос. Часто мы встречаемся с трудностями педагогической практики:

1. Значительные нагрузки на ребят.

2. Репродуктивные методы обучения.

3. Трудности самореализации учащихся.

4. Перенасыщенность современного школьника информацией.

 И как результат: потеря интереса к обучению.

Учащийся замирает посреди урока, и невольно задаешь себе вопрос, в чем же дело, может мы не смогли уберечь ребенка от страха перед учебой или трудностей, а может быть сами что-то потеряли. Ответ простой – просто ушла РАДОСТЬ от обучения и началась принудиловка. Хорошо каждому из нас известно, что невозможно держать внимание на протяжении всего урока. Психологами доказано, что даже в старших классах 10-11, 15-20 мин идет серьезная концентрация внимания, особенно учитывая гиперреактивность наших современных детей. Современная педагогика рекомендует во время урока 5-6 раз изменять формы работы. и вот один из видов работы – это педагогическая игра.

Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.

Ш.А. Амонашвили

Игра – как метод обучения передачи опыта от старшего поколения к младшему использовалась еще в древности. В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование, состязание, действие которых ограничены определенными условиями или правилами и направлены на достижение цели. Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре. Игра – любимая и привычная форма деятельности любого человека. Высокоэмоциональная форма деятельности, в игре значительно легче преодолеваются препятствия и трудности и психологические барьеры. Игра способствует различным способам мотивации:

- мотивы общения

- Моральные мотивы

- познавательные

Игра - требует от участников инициативу, настойчивость, подход, воображение и устремленность, способствует передачи знаний, навыком, умений, практических навыков, полученных на уроке. Расширению их кругозора, через использования дополнительных источников.

Преимущество игры – используется групповая,  коллективная деятельность, в основе которой лежит соревновательный момент, развивает у учащихся работать в парах и командах.

В отличии от игр вообще – педагогическая игра обладает существенным признаком,         четко поставленной целью, обучение соответствующим их результатом.

При организации игровых методов обучения, необходимо продумывать следующие вопросы:

- целеполагание

- планирование

- Реализация цели

-Анализ результатов.

Как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Положительно эмоционально окрашены при повторении, закреплении и запоминании и усвоению информации, а эмоциональный фон – активирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной  игры, является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть , усеваемый материал проходит через практику вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Дидактическая игра – для цели обучения. Цель игры учебная.  Обязательно должен достигнут результат. Игры должны быть закончены и понятны. Постепенное усложнение.  Свободная детальность, самовыдвижение, игрой нельзя манипулировать.

Преимущества игры:

1. мотивирует слабых учащихся

2. реализует подростков в общении

3.  способствует развитию сферы общения школьников

Химия — экспериментальная наука. Важнейшим средством изучения веществ и их превращений является химический эксперимент. 

Опыт – отец всякой мудрости,

Мудрость – дочь опыта.

Леонардо да Винчи

Запоминающиеся наглядные опыты покажут им, что за формулами и уравнениями реакций скрывается необыкновенный мир веществ и их превращений. С 2022 года ОГЭ по химии введен химический эксперимент. Для выполнения химического эксперимента, предусмотренного заданиями 23 и 24, каждому участнику экзамена предлагается индивидуальный комплект, состоящий из определённого набора оборудования и реактивов и учащийся должен выполнить химический эксперимент, доказав химические свойства основных классов неорганических соединений. Для лучшего запоминания качественных реакций на катионы и анионы, мною были разработаны дидактические игры, такие как  «ХимикУм» ( карточная игра) и «Криминалистическая химия» (сюжетно-ролевая игра, игра- ходилка с игровым полем).

Рис.1 Игра ХимикУс

Катионы

Анионы

Признаки реакций

G:\конкурсы\2021-2022\Лучше педагогческе пракк\0-02-05-504c06714466419c7832e1d4435ae986d55c9e9aca107393a58984ab9f8bf223_63c4367523bbf56a.jpg

G:\конкурсы\2021-2022\Лучше педагогческе пракк\0-02-05-1037e4ac6f6b601ed8d4f14f1cf9aef608bb079309f0afff223c0a2577b9b6ed_8159f7111b1ea74a.jpg

G:\конкурсы\2021-2022\Лучше педагогческе пракк\0-02-05-76426c000329f736fd7004155a443e80bd747b6924a3839257c3089cd63c115e_d308307027c8ef83.jpg

Суть игры заключается в том, что учащиеся играя в паре или в группе, на советующий катион, подбирают анион, дающий качественную реакцию и выбирают признак реакции (изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа или измените цвета пламени). Полученные результаты оформляют в карте- инструкции.

Рис.2 Карта – инструкция для выполнения задания 23-24

Для повышения мотивации учащихся, была мною разработана игра «Криминалистическая химия». Разработано игровое поле, с вопросами, связанными с химией и методов криминалистики, выполнив задания, игрок может двигаться дальше.

Рис 3. Игра –ходика «Криминалистическая химия»

Таким образом можно выделить преимущество использования игровых технологиях в образовательном процессе:

  1. усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность в учебном процессе;
  2. позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне:
  3. повышает объем выполнимой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
  4. расширяет возможность самостоятельной деятельности.

В заключение хотелось бы добавить, что не  следует допускать пресыщение, не слишком часто использовать, игры чтобы не сложилось впечатление, что урок – это только игра.

Литература:

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение, 1988.

3. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996. 

4. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004.

5. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. – 6 - стр.35.

6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий в образовательном процессе"

Методы и концепция музыкального  воспитания, игровые технологии в образовательном процессе...

Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...

Использование игровых технологий в образовательном процессе..

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе  для 9-10 классов.....

Использование информационных технологий в образовательном процессе дисциплины Основы военной подготовки

Применение ИКТ в образовательном процессе - яркое освещение всем известного материала с  неизвестных сторон...

Методическое сообщение: "Преимущества использования игровых форм в образовательном процессе"

Игра является одной из уникальных форм обучения. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навы...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...