Использование игровых технологий в образовательном процессе..
материал по литературе (9, 10 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 9-10 классов..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня многие педагоги отмечают снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Проблемы, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги, входят
- неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей,
- утрата детьми открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового любопытства и творческого потенциала, инициативности;
- сохранение формальной, «ЗУНовской» ориентации образования;
Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает игра. В жизни дошкольника и младшего школьника она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития всех субъектов образовательного процесса. Игре присущи адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая и коррекционная функции.
Разумеется, одна или несколько игр, даже представленных на экране монитора, не могут обеспечить успеха в решении всех стоящих задач. В то же время педагогическому процессу вредит стихийное и неумелое использование игр, которые превращают их в псевдоигры. Наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия.
Игра помогает применять полученные знания на практике, оценивая своевременность, уместность, целесообразность, что приведет к формированию информационной компетентности. В связи с этим игровые технологии на базе ИКТ помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.
Игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:
- собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;
- психологических, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
- игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий.
В качестве основных психологических механизмов воздействия игры можно выделить:
- моделирование системы отношений в наглядно-действенной и наглядно-образной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в них;
- возрастание социальной и информационной компетентности, способности к разрешению проблемных ситуаций через более широкий спектр мнений, точек зрения, которые ребенок может получить, имея выход Internet;
- информационная компетентность детей приводит к переоценке критериев привлекательности сверстника – более привлекательным становится тот, кто владеет большей информацией;
- помимо специальных образовательных целей, игра помогает в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных и т.п. проблем учащихся, гармонизирует отношения педагога и ребенка;
- организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, позволяет подобрать индивидуальный режим освоения того или иного материала, расчленение его на отдельные смысловые блоки сообразно интеллектуальным возможностям учащихся.
Опираясь на запросы детей, педагог превращает обычное потребление информации в образовательную ситуацию, причем ее содержательными элементами выступают те составляющие, которые развивают личность, создают условия для ее саморазвития. Информация, используемая в этом процессе, может быть достаточно разнородна и обширна.
Цель:
- стимулировать познавательную активность детей,
- воспитывать интерес к литературе и желание самостоятельно искать ответы на
поставленные вопросы;
- использовать полученные знания в нестандартной обстановке, включая их
обыденные представления о чем-либо.
Оборудование:
Фотографии, картины, необходимые для игры; «карточки-табло»
«Своя игра»
10 | 40 | 70 |
20 | 50 | 80 |
30 | 60 | 90 |
Правила игры:
Игра проводится в четыре тура. В первых трёх турах предлагается по четыре темы, одну из которых игроки, посовещавшись, могут исключить. Эти «карточки-табло» и будут разыгрываться в четвёртом туре.
Тур 1.1. «Чудак печальный и опасный»
Тур 1.2. Скатерть-самобранка
Тур 1.3. «Что в имени тебе моём…»
Тур 1.4.«У каждого из нас на свете есть места…»
Тур 2.1. Кто это? Портреты
Тур 2.2. Муза.
Тур 2.3. «Я мог бы пред ученым светом здесь описать его наряд»
Тур 2.4. «И я там был…»
Тур 3.1. «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна»
Тур 3.2. «Ба! Знакомые всё лица…»
Тур 3.3. Жизнь замечательных людей.
Тур 3.4 Крылатые слова
Игроки выбирают вопрос по количеству очков, которые засчитываются при правильном ответе или записываются со знаком « - » в случае ошибки.
При неполном ответе засчитывается только50% очков и столько же прибавляется за правильное дополнение к ответу.
Игрок, допустивший ошибку или не знающий ответа, передаёт ход.
МОУ «Холохоленская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Никитина В.И.
Тур 1.1. «Чудак печальный и опасный»
(назвать имя героя произведения)
1. | Он гордился тем, что его дед землю пахал. (Базаров) |
2. | Ярём он барщины старинной, Оброком лёгким заменил… (Онегин) |
3. | Его несчастье «состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись». (Рудин) |
4. | Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит только несчастье. Нет в его жизни цели, действия случайны, активность беспощадна, он несчастен. (Печорин) |
5. | Он требует «службы делу, а не лицам» (Чацкий) |
6. | Полная нравственная чистота сближает его с Христом, это исцелившийся от гордыни человек, носитель положительно-нравственного идеала. (князь Мышкин) |
7. | Это аристократ. Его поведение лишено фальши, очень естественно. Это умный и прекрасно образованный человек. Жизненный путь - это постоянный поиск смысла жизни, осознание необходимости сблизиться с народом. Цель жизни – служение Родине. Его деловитость во время службы при штабе вызывает уважение окружающих. (Андрей Болконский) |
8. | Он решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, т.к. убеждён, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории. (Раскольников) |
9. | Он отказался от своего дворянства и связанных с ним сословных привилегий, запретил себе пользоваться большим наследственным состоянием и употреблял его лишь на пожертвования (Рахметов) |
Тур 1.2. Скатерть-самобранка
1. | Назовите владельца ресторана: Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфели, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. (Талон) |
2. | Собакевич отвалил себе огромный кусок блюда, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками. Как называется это блюдо? (няня). |
3. | У какого литературного персонажа «Обед не составлял главного в жизни: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось…словом, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет» (Ноздрев) |
4. | «На столе стояли грибки, пирожки, скородумки, шанежки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было. Кто так угощал Чичикова? (Коробочка) |
5. | N.«поморщился, садясь за стол. Он вспомнил Ильин день: устриц, ананасы, дупелей; а теперь видел толстую скатерть, судки для уксуса и масла без пробок, заткнутые бумажками; на тарелках лежало по большому чёрному ломтю хлеба, вилки с изломанными черенками. R. подали уху, а ему суп с крупой и варёного цыплёнка, потом следовал жёсткий язык, после баранина. Явилось красное вино. N. налил полстакана, попробовал, поставил стакан на стол и больше уж не пробовал. Кто у кого обедал? (Штольц у Обломова )
|
6. | Какое блюдо было традиционным на масленицу в доме Лариных? (русские блины) |
7. | Закончите строчку: Ещё бокалов жажда просит Залить горячий … (жир котлет) |
8. | …я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа. Возьмите барана,- …это бараний бок с кашей! Это не фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Объясните значение слова |
9. | «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару…
Для кого предназначались щи? (Раскольников) |
Тур 1.3. «Что в имени тебе моём…»
(Имя главного героя стало заглавием произведения)
1. | Главный герой этого романа не только очень добрый человек, но и очень ленивый. (Обломов) |
2. | Имя петербургского повесы, скучающего эгоиста стало заглавием романа. |
3. | Дворянин-бунтарь, благородный разбойник, влюблённый в дочь своего врага, стал главным героем повести о крестьянском бунте. (Дубровский) |
4. | В начале рассказа его называли по имени отчеству, но постепенно автор показывает деградацию души героя, измельчание личности…И вот от имени осталось только отчество, оно и стало названием рассказа. (Ионыч) |
5. | В этой трагедии автор показал вражду народа к боярству, его ненависть к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. («Борис Годунов») |
6. | Герой этой повести – необыкновенная девушка. Не барышня и не крестьянка, а просто девушка-хамелеон. (Ася) |
7. | Их связывают родственные узы, но тяжкий грех – отцеубийство черным пятном ложится на семью. («Братья Карамазовы») |
8. | Заглавие романа воспринимается несколько иронично. Автор рассказывает о многочисленной семье, члены которой только в начале «хозяева жизни». Мерило жизни для них – имение, наследство, капитал. За это они готовы погубить друг друга. Итог печален: остаётся один лицемер, пакостник, лгун и пустослов, не пожалевший родной матери – Иудушка. («Господа Головлёвы») |
9. | Героиня романа сталкивается со светским окружением, яркость, душевное богатство героини не позволяют ей остаться с людьми и среди людей, поэтому она находит страшный выход из создавшегося положения. («Анна Каренина») |
Тур 1.4.«У каждого из нас на свете есть места…»
1. | Чувствуя, что дни его сочтены, Тургенев пишет письмо одному из друзей и просит поклониться любимому дубу. Где находится этот дуб? (Спасское- Лутовиново) |
2. | Время, проведённое Пушкиным в 1830 году в этом, признаётся очень плодотворным в творческом отношении. Назовите это место. (Болдино) |
3. | Имение бабушки Лермонтова , в котором вырос поэт. (Тарханы) |
4. | Назовите имение Льва Толстого. (Ясная Поляна) |
5. | Родовое поместье Ганнибалов-Пушкиных, место ссылки поэта. (Михайловское)) |
6. | Берново (фотография). С чьим именем связаны воспоминания об этом доме? (А.С. Пушкин) |
7. | Село Грешнёво на берегу Волги. С чьим именем связано это место. (Н.А.Некрасов) |
8. | Для Островского это место являлось и местом летнего отдыха, и источником вдохновения, и неисчерпаемым источником фактического материала для многих пьес. (Щелыково) |
9. | Что имел в виду А.С.Пушкин ,когда написал строчки «вреден север для меня». (Южная ссылка) |
Тур 2.1. Кто это? Портреты (назвать имя изображённого)
1. | Портрет А.С.Пушкина. |
2. | Портрет М.Ю.Лермонтова. |
3. | Портрет Н.В.Гоголя |
4. | Портрет Л.Н.Толстого |
5. | Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина |
6. | Портрет И.С.Тургенева. |
7. | Портрет Н.А.Некрасова. |
8. | Портрет А.Н.Островского |
9. | Портрет В.Г.Белинского |
Тур 2.2. Муза.
(кому принадлежат портреты, посвящены стихи и т.п.)
1. | Предлагается узнать, кому принадлежит портрет и с кем связано это имя в русской литературе? (Н.Н.Гончарова) |
2. | Кому посвящены стихи? Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. (А.П.Керн) |
3. | Итальянская певица, заставившая страдать русского писателя (можно предложить портрет) (Полина Виардо - И.С.Тургенев ) |
4. | Пушкин, вернувшись в Москву, посещает дом своей невесты Екатерины Ушаковой и узнаёт, что она помолвлена за князя Д. Поэт спрашивает:
Какой смысл скрыт в ответе Ушаковой? |
5. | Лермонтов писал, что огонь её очей угас от горя. Во всех других женщинах он ищет любимые черты. (Варвара Александровна Лопухина) |
6. | Нина Чавчавадзе написала на надгробной плите своего мужа: «Зачем тебя пережила любовь моя?» Кто был её мужем? (А.С.Грибоедов)
|
7. | Предлагается узнать, кому принадлежит портрет и с кем связано это имя в русской литературе? (А.Я.Панаева) |
8. | Объясните название творческого цикла Ф.И.Тютчева - «денисьевский». |
9. | Мария Лазич. С кем связано это имя в русской литературе? (А.А.Фет) |
Тур 2.3. «Я мог бы пред ученым светом здесь описать его наряд»
1. | «В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт..» (Онегин) |
2. | На нём был халат, из персидской материи, настоящий халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без тали, весьма поместительный, рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире». (Обломов) |
3. | Молодой человек в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и коричневом фраке. (Безухов) |
4. | На бал губернатора она явилась безо всякой кринолины и в грязных перчатках, нос райскою птицею в волосах. (Кукшина) |
5. | Во что был одет Базаров во время приезда в Марьино. (в длинном балахоне с кистями) |
6. | Шляпа эта была высокая, круглая, цимермановская, но вся уже уношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…К моим лохмотьям нужна фуражка… Кто так подумал? (Раскольников) |
7. | Тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. (Павел Петрович Кирсанов) |
8. | Очень красивый брюнет в полковничьем белом мундире, чулках и башмаках . (Андрей Болконский) |
9. | Это был человек огромного роста, одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. (Иван Флягин) |
Тур 2.4. «И я там был…»
1. | Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. Название этого места? (Калинов) |
2. | Предлагается фотография Берендеевки. Назовите деревню, где происходит действие сказки Островского? |
3. | Деревня показалась довольно большой. Двор был окружён крепкой и непомерно толстой деревянной решёткой. На конюшни сарай и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы и корабли. Словом, всё здесь было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. Чья это деревня? (Собакевича) |
4. | Одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. …Другая прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага. Тихо и сонно всё в деревне…» Как называется деревня? (Обломовка) |
5. | «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили , как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер… окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…» Кому принадлежит деревня? (Плюшкину) |
6. | Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Деревья, в глубине низкая чугунная решётка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла…и т.д. На площадке столы и стулья. (Бряхимов) |
7. | Поместье лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и не срубленными еловыми с березой лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с не обросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен. Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшен, бани, флигеля к большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленою краской; дороги были прямые, мосты были крепкие, с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Чьё это поместье и как называется? (А. Болконский .Богучарово.) |
8. | Хозяин имения явно вёл хозяйство на английский манер с поправкой на условия и особенности русской жизни. Под двумя берёзами стояла беседка с деревянными голубыми колоннами, плоским зелёным куполом, а также надписью «Храм уединённого размышления». Чьё это поместье? (Манилова) |
9. | Деревянный дом, выкрашенный серою краской покрытый железною крышей. Крестьяне называли это место Бобылий Хутор. А как называли его хозяева? (Марьино) |
Тур 3.1. «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна»
1. | «Владимир и писал бы оды, да … не читала их». Назовите имя. (Ольга ) |
2. | «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку» О ком идёт речь? Назовите создавшийся треугольник. (Чацкий-Софья – Молчалин) |
3. | О героях чьих романов мечтала Татьяна Ларина? (Ричардсона и Руссо ) |
4. | Она решается на брак со своим избранником, пытаясь найти в нём что-нибудь хорошее. Обручение с ним – это попытка вырваться из дома, забыть прежнюю любовь. Найти уголок, где можно стать свободной чайкой. (Лариса Огудалова ) |
5. | Назовите главного героя «Капитанской дочки» и имя его избранницы. (Петр Гринёв и Маша Миронова ) |
6. | Напрасно он загнал коня, желая догнать её. Его удел – одиночество. (Печорин) |
7. | Потерянный браслет стал виной трагедии. случившейся в этой семье. Назовите произведение, автора и главных героев. («Маскарад».Лермонтов. Арбенины) |
8. | «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для другого». (Соня и Раскольников ) |
9. | «Худое и бледное лицо (???) с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но он (???) не видел этого лица, он видел лишь сияющие глаза, которые были прекрасны». Назовите героев произведения. |
Тур 3.2. «Ба! Знакомые всё лица…»
1. | «Глаза как небо голубые, Улыбка, локоны льняные… …портрет он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно». Чей это портрет и кому он надоел? (Ольга Ларина. Пушкин) |
2. | Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. (Раскольников) |
3. | Человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась па полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ‚ни положительно бледный, а безразличный или казался таким… Вообще же тело его, судя во матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. (Обломов) |
4. | Как и всегда, простоволосая. Светлые с проседью жиденькие волосы её, по обыкновению смазанные маслом, были заплетены в косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке. (Алёна, старуха-процентщица) |
5. | Лицо, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…Тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного лба. (Базаров) |
6. | На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик изящный и порывистый сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь о земли… (Павел Петрович Кирсанов) |
7. | Блиц. Предлагаются иллюстрации к поэме «Мёртвые души»: Портреты Манилова, Плюшкина, Собакевича. Как вы думаете, кому принадлежат эти портреты? Поясните. |
8. | . С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак природы в человеке… у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза… они не смеялись, когда он смеялся! Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный… (Печорин) |
9. | Женщина высокого роста в черном платье. Она поразила достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. (Одинцова) |
Тур 3.3. Жизнь замечательных людей.
1. | Предлагается портрет Дениса Давыдова. Чем прославился этот человек? |
2. | Картина Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском» 1875 г. Какое событие запечатлено на картине? |
3. | Предлагается портрет Пугачёва. Назовите произведение, связанное с именем этой исторической личности. |
4. | Поэт и художник прониклись одинаковой болью к страданиям русского народа. Картина художника перед вами (предлагается картина И.Репина «Бурлаки на Волге»). Назовите поэта и его произведение на эту тему. (Некрасов «На Волге», «Размышления у парадного подъезда») |
5. | Предлагается портрет Петра 1. Роль этого человека велика для России. Назовите произведение, связанное с его именем. (Пушкин «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого»)
|
6. | Прочитав произведение своего ученика, он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». Кто учитель и кто его ученик? (Жуковский, Пушкин )
|
7. | Фотография лицея. Назовите 2-3 фамилии людей, посещавших это заведение. (Пушкин, Пущин , Дельвиг, Горчаков и др. )
|
8. | Предлагается портрет Чаадаева. В трудный период жизни он получил стихотворение Пушкина, вселяющее веру в лучшее будущее. Назовите произведение и имя этого человека. |
9. | Предлагается фотография сотрудников журнала «Современник». Что объединяет этих людей? |
Тур 3.4 Крылатые слова
Назвать произведение и пояснить употребление
1. | А подать сюда Ляпкина-Тяпкина «Ревизор» |
2. | С учёным видом знатока. «Евгений Онегин» |
3. | И вот общественное мненье! «Горе от ума» |
4. | Мечтам и годам нет возврата. «Евгений Онегин» |
5. | Птенцы гнезда Петрова «Полтава» |
6. | Срывать цветы удовольствия «Ревизор» |
7. | А судьи кто? «Горе от ума» |
8. | Туп, как сивый мерин. «Ревизор» |
9. | Дураков не убавим в России , А на умных тоску наведём. Некрасов . «Убогая и нарядная» |
Загадки на уроках орфографии
5–7-е классы
На уроках русского языка используются тексты малых жанров русского фольклора, которые привлекают именно своим небольшим объемом, а также особым содержанием, имеющим воспитательное, развивающее значение. Эти тексты (подборки текстов по какой-либо определенной теме) предлагаются для наблюдения и анализа при изучении самых разных языковых разделов – от фонетики до синтаксиса.
В методическом пособии Е.И. Никитиной «Уроки русского языка в 4-м классе» (М., 1975) предложен интересный прием использования загадки при обучении орфографии: несколько загадок подбираются таким образом, чтобы отгадки были на одно орфографическое правило.
Загадки на уроках орфографии в 5–7-х классах вызывают у детей положительные эмоции, возбуждают интерес, активизируют внимание, вносят необходимое разнообразие в утомительную тренировочную работу по формированию навыков правописания. Оригинальная, яркая загадка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемную ситуацию и т.д.
Интересной для учеников формой является творческий словарный диктант, который используется на уроках в разных модификациях, например: «Узнай слово по толкованию его лексического значения», «Подскажи словечко», «Отгадай загадку». Подобный словарный диктант на этапе обучения может состоять даже из минимального количества слов-отгадок. Отгадывание будет облегчаться благодаря тому, что искомое слово предполагает наличие конкретной орфограммы. Если загадка трудная, можно подсказать, в каком направлении искать ответ, или прочитать еще одну загадку про то же самое. (смотри приложение). Можно также предварительно записать отгадки на доске в качестве справочного материала.
В настоящее время использование загадок на уроке, и в первую очередь именно народных, также особенно актуально как одно из средств формирования культурологической компетентности учеников. Народные загадки являются ярчайшим феноменом исконной русской культуры: отражают разные периоды жизни русского народа, его жизненные ценности, представления о явлениях природы, о явлениях материальной и духовной культуры. Загадки познакомят детей с забытыми предметами народного быта: «Стоит свинка — вырезана спинка, кто подойдет, тот и ткнет» (колодец); «Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо» (самовар); «Сам дубовый, пояс вязовый» (бочка). В них наглядно представлены и языковое мастерство народа, его удивительная наблюдательность и меткость выражения, яркость, образность народной фантазии. Как точно подмечены и лаконично, образно выражены признаки загаданных предметов, например, в следующих загадках: «Сама нагая — рубашка в пазушке» (свеча); «В тесной избушке ткут холсты старушки» (пчелы)! В лингвокультурологическом плане образная сторона текста загадки имеет особое значение: многие загадки основаны на метафоре.
Интересно детям отгадывать и современные загадки о тех вещах и предметах, которые являются непосредственной частью их жизни: о шортах, компьютере, головоломке, аквариуме и многих других.
Через загадку обогащается словарный запас учеников, активный и пассивный, развиваются языковое чутье, наблюдательность. После отгадывания загадок можно попробовать перейти к их сочинению.
Загадки.
ГЛАСНЫЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ СОГЛАСНЫХ
В корне слова под ударением В этот гладкий коробок (Жёлудь) В золотой клубочек (Жёлудь) В тесной избушке (Пчёлы) В темнице сидят девицы, (Пчёлы) Зубастая пила (Расчёска) Ею пользуемся часто, (Расчёска) Целых двадцать пять зубков (Расчёска) По десятку на шесточки (Счёты) Костяная спинка, (Щётка) Деревяшка с бородой (Щётка) Я на ежика похожа, (Щётка) Костяная спинка — (Щётка) Низок, да колюч, (Крыжовник) На ветке конфетки (Крыжовник) Носят брюки-коротышки (Шорты) | В корне слова без ударения Летают тарелки, (Жонглер) Опоясал каменный ремень (Шоссе) Ежедневно спозаранку (Шофёр) В суффиксе Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок) В лавке пятак, (Сучок) Частый, зубастый, (Гребешок) Одноногий Ивашка, (Волчок) Был я на копане, был я на топане, (Горшок) На печи петух поет, (Сверчок) Маленький мужичок (Бочонок) Белые поросятки (Кабачок) Плод был все лето (Кабачок) Голова на ножке, (Стручок) Зверь забавный сшит из плюша, (Плюшевый медведь) |
СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ
ЧК Что это у Галочки: (Удочка) На одном конце — чудак, (Удочка) Схожу я в чащину, (Удочка) Одно имеют имя, (Лисички) Привела я солнце (Лампочка) Это солнышко над нами (Лампочка) А ну-ка, ребята, кто угадает: (Рукавички) Что за чудо в доме нашем? (Печка) Варит, жарит и печет, (Печка) Зверька узнаем мы с тобой (Белочка) Спереди шильце, сзади вильце, (Ласточка) Кто приклеил майским днем (Ласточка) Не птица, а с крыльями, (Бабочка) В ярком платье модница, Шевельнулись у цветка (Бабочка) Спал цветок и вдруг проснулся, (Бабочка) Отыскала мама дочку (Дюймовочка) Красна девица грустна, (Снегурочка) Живут два друга, (Глаза, очки) Сидит Пахом на коне верхом, (Очки) Сидит Пахом на коне верхом, (Очки) Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки) А кто, ответь мне на вопрос, (Очки) Что такое перед нами? Отгадай, что за вещица: (Ручка) В каждой книжке и тетрадке (Строчка) Знак этот маленький встречается, (Точка) Я маковой крупинкой (Точка) | Это что тут за зверек (Кисточка) Всегда шагаем мы вдвоем, (Тапочки) Смастерили из досок (Бочка) На ветках плотные комочки, (Почки) Эти маленькие бочки (Почки) В маленьком амбаре (Спички) В деревянном домике (Спички) Дремлют в домике девчонки, (Спички) Мимо рощи, мимо яра (Электричка) ЧН На шесте веселый дом (Скворечник) На сковородку — ручейком, (Яичница) Вся макушка в дырках мелких — (Перечница) В огороде у дорожки (Подсолнечник) Золотое решето (Подсолнечник) Мету, мету — не вымету, (Солнечный луч) Золотой мост (Солнечный луч) Кто входит в окно, (Солнечный луч) Матушка Софья (Печная заслонка) По какому пути (По Млечному) Ясной ночью на улицу выйдешь — (Млечный Путь) НЧ На зеленой хрупкой ножке (Одуванчик) Я шариком пушистым (Одуванчик) Золотой и молодой (Одуванчик) От своей я норки старой (Тушканчик) ЧТ Дом из жести, (Почтовый ящик) Он висит на видном месте, (Почтовый ящик) |
Причастия
Повторяя материал о причастии и причастных оборотах, совершенствуется умение использовать их в речи, правильно оформлять на письме.. выбор н – нн в суффиксах причастий и прилагательных.
Задание 1 АГЕНТ 007
Итак, вы – агент 007, то есть учитесь в 7-м классе. Ваша задача: описать действия 10 человек вашего класса. Но! Во-первых, так, чтобы они этого не заметили. Во-вторых, в каждом вашем предложении должен быть причастный оборот (лучше – два). В-третьих, подписать свое сообщение выбранным вами псевдонимом, содержащим причастный оборот, например: «все знающий о тайне школьной формы».
Задание 2 УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ
Вы любите удивлять? Удивлять можно вкусным пирогом, испеченным по маминому рецепту. Удивлять можно хорошим праздником, где всем весело. Удивлять можно созданием «Удивительных рецептов». Вот рецепт... догадайтесь: чего?
Итак, нужно приготовить интересно подобранные (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) тексты. Выбрать талантливых, умных, знающих (действ. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.) русский язык, видящих (действ. прич. наст. вр. от гл. 2-го спр.) все его прелести учащихся 7-го класса и попросить их написать рецепт, например, перемены. (Или грустного настроения. Или школьной столовой. Или еще чего-нибудь. Ведь им, талантливым и творческим, виднее). Непременно собрать написанные (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) ими рецепты и наслаждаться проявленными (страд. прич. прош. вр. от гл. 2-го спр.) грамотностью и чувством юмора.
Образец: РЕЦЕПТ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ
Итак, если мы хотим испортить себе настроение, нам понадобятся 500 г кислого-прекислого лимона и сборник грустных-прегрустных стихов, написанных (страд. прич. прош. вр. от гл. 1-го спр.) в минуты отчаяния. Тщательно выжать лимон и пить сок огромными кружками, при этом шепотом читать завывающим (действ. прич. наст. вр. от гл. 1-го спр.) голосом стихи. Расползающиеся (действ. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.) от слез строки стихов становятся смазанными (страд. прич, прош. вр. от гл. 1-го спр.) и совершенно нечитаемыми (страд. прич., наст. вр., от гл. 1-го спр.).
Задание 3
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
Вы – редактор раздела светской хроники. Перед вами отчет об одном званом вечере, написанный не слишком грамотным журналистом. (Там, где он сомневался, какую букву писать, он оставлял пробел.) Ваша задача – довести текст до «ума»: вставьте пропущенные буквы и допишите: чем же все закончилось? Одно условие: в продолжении должны быть причастия и прилагательные с н – нн.
В гостиной все было готово к торжеств_ой встрече, зажжены свечи и накрыт стол. Слое_ые пироги и смороди_ый сок, соле_ые грибочки и жар_ая курица, свиные котлеты и масл_ые вареники – все было расставлено и необычайно вкусно пахло, дразня аппетит всех присутствующих.
Бесприданница была необыкновенно хороша: румяная от недавнего падения на нее стекл_ой вазы и растеря_ая от сознания важности момента. К слову сказать, серебр_ое колье, что украшало ее лебед_ую шею, было не куплено в государств_ом магазине, а удачно выменяно за мешок олов_ых ложек.
Именинник в стираной-перестираной и глаженой-переглаженой рубашонке, сияющий бриллиантовыми запонками и лакирова_ыми туфлями, взволнованно поглядывал на гостей, стараясь понять, что они уже успели стащить со стола. Но гости были пуга_ыми воронами и вели себя прилично.
Словообразование
Когда мы говорим о словообразовательном гнезде, то пользуемся образом, который рождает это слово: раз есть гнездо, то есть птенцы, которые из него вылетают. И иногда улетают так далеко, что трудно понять: откуда они родом? И тогда за дело берутся «Знатоки», поскольку некоторых ребят это слово пугает, можно предложить
ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
В родовое словообразовательное гнездо
Совершенно секретно
Произошла утечка информации. На явку не пришли связные,
подтверждающие наше родство. Прошу восстановить связь по цепочке.
Пароль – морфемы.
Птенец «Маскировщик»
Инструкция для агентов
Определите, какое слово является исходным.
Запишите словообразовательную цепочку, указав морфемы.
ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
В родовое словообразовательное гнездо
Совершенно секретно
Произошла утечка информации. На явку не пришли связные,
подтверждающие наше родство. Прошу восстановить связь по цепочке.
Пароль – морфемы.
Птенец «Перестрелка»
Инструкция для агентов
Определите, какое слово является исходным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Материал для проведения семинаров, педсоветов....
Презентация "Использование ИКТ в образовательном процессе"
Презентацию можно использовать для проведения педсовета....
«Использование ИКТ в образовательном процессе»
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет ин...
Выступление на тему: "Использование ИКТ в образовательном процессе"
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, ...
Использование ИКТ в образовательном процессе
Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ в образовательном процессе" содержит полезные для учителей советы и ссылки на Интернет-ресурсы....
Презентация : " Использование ЭОР в образовательном процессе"
Данная презентация была подготовлена к выступлению на школьном семинаре....
Использование ЭОР в образовательном процессе
Выступление по теме "Использование ЭОР в образовательном процессе"...