Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга
методическая разработка (8 класс) по теме
Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в рамках социально-педагогического проекта «СИМВОЛ» Дома детского творчества «Юность». Путешествие по точкам квеста на территории Шуваловского парка даёт возможность учащимся поближе соприкоснуться с историей уникального места, расширить свой кругозор по истории Шуваловского парка и рода Шуваловых.
Познавательно-игровая программа «Петербургские окраины» состоит из трех этапов: двух подготовительных и основного этапа – квеста на территории парка.
Для проведения квеста понадобится следующее кадровое обеспечение: ведущий-координатор, шесть помощников ведущего (имеющих начальные актерские навыки) и фотограф. Программа предусматривает возможность использования инновационных технологий: при помощи смартфонов и системы QR-кодов учащиеся получают доступ к карте и заданиям квеста.
Через историю семьи Шуваловых можно связать Шуваловский парк с двумя главными крымскими имениями Нарышкиных и Воронцовых – "Мисхор" и "Алупка". Таким образом, универсальность выбранной формы образовательной практики позволяет говорить о национальном достоянии Российской Федерации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»
Открытый Всероссийский конкурс инновационных методических разработок «Открытое образование в открытой среде»
Номинация: «Образовательное путешествие»
Методическая разработка:
Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга
Авторский коллектив:
Венгурцева Марина Викторовна,
педагог-организатор,
Венгурцева Вероника Владимировна,
методист,
ГБУ ДО ДДТ «Юность»,
Выборгский район Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2018
Содержание- Введение…………………………………………………………………..3
- Структура и содержание этапов программы…………………………...8
- Заключение и рекомендации…………………………………………...10
- Список информационных источников…………………………………12
- Приложения……………………………………………………………..13
- Сценарий викторины со слайдами презентации
- Сценарий квеста с примером маршрута одной из команд
- Опыт апробации. Фотографии.
- Дидактические (раздаточные) материалы
- Легенды (для выполнения творческого задания в рамках викторины).
- Маршрутные листы с заданиями.
- Текст письма-пазла.
- Карта Шуваловского парка.
- Способы оценки результативности.
- Фото-рефлексия.
- Лист самоанализа педагога-организатора.
Введение
Познавательно-игровая досуговая программа «Петербургские окраины» разработана в тесном сотрудничестве с Центральной детской библиотекой Выборгского района Санкт-Петербурга и реализуется ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга с 2009 года в рамках социально-педагогического проекта «СИМВОЛ».
Программа проводится для параллели восьмых классов 3-7 школ. На первом этапе, подготовительном, ребята посещают библиотеку, знакомятся с историей Шуваловского парка Санкт-Петербурга. На втором этапе в каждой школе-участнице проекта проводятся познавательные досуговые программы, на которых в игровой форме закрепляется материал, выделяются наиболее важные проблемные вопросы, касающиеся Шуваловского парка. На третьем этапе, который проводится в форме квеста, школьники уже на месте знакомятся с достопримечательностями парка, не только своими глазами видят его красоты, но и соприкасаются с его насущными проблемами. Заключительным аккордом мероприятия (четвертый этап) является участие школьников в субботниках и акциях, проводимых Общественным советом по сохранению Шуваловского парка. Участие в этих мероприятиях проводятся по инициативе самих учащихся и их учителей.
Актуальность программы. Шуваловский парк богат своей природой и историей – он существует уже более двух с половиной веков. Сегодня не самые лучшие для парка времена, и одна из причин этого – его бесхозность. До конца 2015 года Шуваловский парк находился на балансе Института токов высокой частоты (ФГУП ВНИИТВЧ), который располагается в зданиях усадьбы Шуваловых. С каждым годом нагрузка на парк росла (жилые кварталы Парнаса расширялись, людей становилось больше), а возможности института уменьшались. Неравнодушные жители близлежащих районов многократно пытались обратить внимание администрации на удручающее состояние Шуваловского парка. В конце концов, инициативные жители Парголово взяли заботу о парке в свои руки, создав Общественный совет по сохранению Шуваловского парка и благотворительный фонд. На его средства выполнялись необходимые работы по благоустройству. В 2016 году Институт токов высокой частоты из унитарного предприятия был преобразован в акционерное общество, и вскоре перестал отвечать за уборку парка, который остался без «хозяина». Хотя было решено, что с 2017 года Шуваловский парк перейдёт в ведение города, тогда ухаживать за ним будет городское садово-парковое хозяйство. Однако сейчас парк гибнет от толп туристов и гор мусора. Убирать этот весьма популярный и большой по площади парк необходимо ежедневно.
Данная досуговая программа не в состоянии решить проблемы Шуваловского парка, но она дает возможность привлечь внимание старшеклассников – потенциальных волонтеров – к проблемам парка, способствовать воспитанию неравнодушного отношения к одной из главных жемчужин Выборгского района Санкт-Петербурга.
Новизна и отличительная особенность программы. Авторы данной разработки ставили перед собой задачу не просто дать информацию об особо охраняемой природной территории (ООПТ), а создать участникам программы условия, при которых им самим приходится принимать решение: участвовать или нет в субботниках и акциях, проводимых заинтересованными организациями. Особенностью данной программы является тесное сотрудничество образовательных организаций основного и дополнительного образования, в котором задача учреждения дополнительного образования – организовать интересную и познавательную программу, побуждающую к действию, а задача школы – способствовать реализации данной программы и закреплению полученных результатов.
Педагогическая целесообразность и востребованность. Всем известно, что любовь к Родине начинается с малого: с трепетного отношения к своему двору с его особенной атмосферой и клумбой, посаженной бабушкой-соседкой, к школьному стадиону, припорошенному осенними листьями, к до боли знакомым тропинкам любимого парка, где в детстве гоняли на велосипедах, катались с горок, бегали стометровки, а позже назначали первые свидания. И это бережное отношение к своей малой Родине воспитывается с детства, буквально впитывается с первыми детскими впечатлениями, и чем ярче будут эти эмоции, тем дольше сохранится эта ниточка: детские переживания – глубокая и осознанная любовь и преданность своей родине. Задача взрослых (родителей и педагогов) помочь ребенку полюбить свою Родину, научить заботиться о ней и почувствовать свою причастность ко всему, что происходит вокруг, и на каждом этапе взросления дать возможность поближе соприкоснуться с историей родных мест. В Выборгском районе Санкт-Петербурга таким удивительным местом является Шуваловский парк – любимое многими горожанами место отдыха.
Краткие сведения об образовательной среде. Шуваловский парк в Парголово – один из красивейших и загадочных парков на севере Санкт-Петербурга – внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 540-023) как историческая усадьба графов Шуваловых и Воронцовых-Дашковых, памятник садово-паркового искусства восемнадцатого-девятнадцатого веков. В те далекие времена парк мог соперничать с парками Пушкина и Петергофа, а в наше время превратился в дикий лес. Поэтому Шуваловский парк почти не известен среди гостей города. Его посещают, в основном, люди, интересующиеся историей или живущие неподалеку. Среди петербуржцев становятся популярными пешеходные экскурсии по Шуваловскому парку, которые проводят некоторые туристические фирмы города. Поясняющих табличек и указателей в парке нет совсем, поэтому без специальной подготовки сложно идентифицировать его объекты.
Шуваловский парк занимает 142 гектаров к северу от реки Старожиловки, из них 136 гекраторв находится в границах охраняемого объекта культурного наследия, поэтому новое строительство на его территории запрещено.
Парк обладает холмистым рельефом, в нем есть 12 прудов (причудливых форм) и очень много вековых елей, гора «Новый Парнас» и насыпная гора «Старый Парнас». Среди рукотворных достопримечательностей стоит отметить Большой Шуваловский дворец (в котором с 1947 года располагается Всероссийский научно-исследовательский институт токов высокой частоты им. В.П. Вологдина), Дом Месмахера, дачу И. И. Воронцова-Дашкова, Конный двор; Православную церковь святых апостолов Петра и Павла, открытую для посещения, Склеп Адольфа Полье, Каменный мост; руины Туфовой арки и Холодной бани; а также штаб Карельского фронта.
Говоря об истории семьи Шуваловых, можно протянуть нить от Шуваловского парка к двум главным крымским имениям Нарышкиных и Воронцовых – «Мисхор» и «Алупка». Таким образом, универсальность выбранной формы образовательной практики позволяет говорить о национальном достоянии России, проводя данную познавательно-игровую досуговую программу в разных уголках нашей страны.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся старшей школы 13-14 лет (8-е классы).
I этап. Индивидуальное посещение (по желанию).
II этап. (на базе 5-6 ГБОУ Выборгского района) – учащиеся параллели восьмых классов (80-90 человек).
III этап. Учащиеся параллели восьмых классов – команды по 5-10 человек от класса (школы), не имеющих медицинских противопоказаний, в сопровождении как минимум двух педагогов.
IV этап. Все желающие.
Цель и задачи
Цель: стимулирование учащихся старшей школы к созидательной деятельности и мотивация экологического поведения личности путем повышения интереса к истории и географии Санкт-Петербурга как к своей малой Родине.
Задачи
Обучающие:
- познакомить с территорией Шуваловского парка и его историей;
- научить ориентироваться по карте местности;
- научить мирному взаимодействию с природой.
Развивающие:
- познакомить с различными формами организации досуга;
- содействовать раскрытию творческого потенциала;
- способствовать развитию навыков коллективного общения и совместного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за то, что нас окружает;
- стимулировать социальную активность;
- способствовать осознанию возможности облагораживающего воздействия на природу;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому окраин Петербурга как части своей Родины.
Используемые технологии
на I этапе:
- информационно-коммуникативные (изучение материала по теме в Центральной детской библиотеке);
на II этапе:
- состязательные (викторина, конкурс);
на III этапе:
- игровые (квест);
- экскурсионные (в случае проведения экскурсии по Большому Шуваловскому дворцу);
Методы и приемы проведения
- словесные методы (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, видеоряд);
- игровой метод;
- метод театрализации.
Планируемые результаты
- повышение интереса к истории России;
- появление и развития чувства ответственности за окружающий мир;
- расширение кругозора учащихся по истории Выборгской стороны и Шуваловского парка;
- участие школьников в субботниках, акциях и фестивалях, проводимых на территории Шуваловского парка.
Условия реализации
К участию в конкурсной познавательно-игровой досуговой программе «Петербургские окраины» приглашаются команды учащихся 8-х классов в количестве 5-10 человек, отправившие заявку на участие на электронную почту ДДТ «Юность» и посетившие Центральную Детскую библиотеку Выборгского района.
Для участия в квесте все члены команды должны иметь медицинское заключение о допуске к спортивным соревнованиям. Форма одежды для участия в квесте – спортивная, соответствующая погодным условиям.
Определение победителей и награждение. Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов, становится победителем этапа. По итогам двух этапов определяется победитель игры. Победители и участники награждаются грамотами и памятными подарками.
Формы проведения
- консультативная встреча;
- кинолекторий;
- викторина;
- игра;
- квест.
Время проведения
Первые три этапа программы «Петербургские окраины» традиционно проводится в начале-середине мая, непосредственно перед весенним субботником.
Место проведения:
1 этап: Центральная детская библиотека Выборгского района.
2 этап: Актовый зал ГБОУ Выборгского района.
3 этап: Шуваловский парк.
Кадровое обеспечение
1 этап: Сотрудники Центральной детской библиотеки.
2 этап: Звукооператор, ведущий, член(ы) счётной комиссии, фотограф.
3 этап: Ведущий-координатор, шесть помощников ведущего (имеющих начальные актерские навыки) – они же члены жюри, фотограф.
Дидактическое сопровождение
1 этап: Дидактический материал (специализированная литература в ЦДБ).
2 этап: Учебно-наглядные пособия (презентация, видеофрагменты, фильм о Шуваловском парке).
2,3 этапы: Раздаточный материал (карточки с цифрами, листы с «легендами», карты местности, маршрутные листы, вопросы с заданиями, письмо-пазл).
Технические средства
1 этап:
- проектор;
- колонки.
2 этап:
- компьютер (ноутбук), на котором записаны презентация, видеофрагменты, музыка, сопровождающая викторину;
- видеопроектор;
- колонки;
- микрофон для ведущего;
- микшерный пульт.
3 этап: не требуется.
Реквизит
1 этап: не используется;
2 этап: не используется;
3 этап:
- исторические костюмы (женские и мужские);
- кубки для победителей.
- конверты с заданиями.
Этапы проведения познавательно-игровой досуговой программы
Структура и содержание этапов программы
1 этап (подготовительный)
В Центральной детской библиотеке Выборгского района, с которой у ДДТ «Юность» заключен договор о сотрудничестве, участники могут ознакомиться со специализированной литературой, посетить тематическую выставку, а также принять участие в кинолектории, посвященном истории района Шувалово-Озерки (необходима предварительная запись).
2 этап (школьный)
Познавательно-игровая программа «Петербургские окраины» в форме викторины. Для проведения программы используется актовый зал образовательного учреждения, в котором освобождено пространство перед сценой, по периметру расставлены столы со стульями для команд, и кресла для зрителей-болельщиков. Познавательно-игровая викторина состоит из трех частей, которые включают в себя интеллектуальные и творческие задания, конкурсы на общую эрудицию, знание истории Выборгской стороны, основных архитектурных памятников и культовых сооружений:
1. Разминка (викторина на знание истории и географии Выборгской стороны)
2. Слепая карта (конкурсное задание)
3. Знатоки Выборгской стороны (викторина со сложными вопросами).
4. Легенды и были Выборгской стороны (творческое задание, в котором командам предстоит озвучить фильм. Для этого на каждый стол был положен листок с легендой. Нужно вставить пропущенные слова и красиво прочитать легенду под видеоряд.
3 этап (районный/заключительный)
Перед началом квеста команды-участницы в сопровождении педагогов собираются к месту старта у проходной НИИ токов высокой частоты. Каждая команда получает путевой лист и карту. На каждом этапе команды встречает историческая персона, которая предлагает выполнить задание, разгадав загадку, узнать следующую точку маршрута. Точки маршрута квеста и персонажи на них выбраны в соответствии становлением и развитием Шуваловского парка.
Для каждой команды выбирается свой маршрут. На финишной точке квеста командам предстоит собрать пазл из фрагментов послания (участники получают их на каждом этапе в конверте с маршрутом) и зачитать его вслух, что является сигналом выполнения командой всех заданий. Текст послания выбран не случайно. По мнению авторов данной работы, он как нельзя лучше характеризует состояние парка на сегодняшний день, хотя данная запись была сделана более века назад:
«Парк сам по себе хорош, тенист и совершенно запущен, что, между прочим, составляет чуть ли не лучшую его сторону» (из путеводителя по окрестностям Петербурга конца ХIХ века).
В финале проводится награждение участников почетными грамотами и кубками, учащихся приглашают приять участие в субботнике по уборке территории Шуваловского парка.
Заключение и рекомендации
Данная разработка может применяться как на внеурочных мероприятиях (выезды на природу, летние лагеря и др.), так и на уроках истории, физической культуры или на классных часах школы.
Способы отслеживания результативности деятельности учащихся. Уникальность программы «Петербургские окраины» в том, что каждый ее последующий этап является проверочным по отношению к предыдущему этапу. Итоговая проверка знаний происходит на заключительном этапе – квесте по Шуваловскому парку.
Поскольку провести анкетирование в «полевых» условиях квеста затруднительно, методическая служба ГБУ ДО ДДТ «Юность» предложила в 2017 году провести фоторефлексию – это фотография, на которой участники квеста жестами показывают степень своей удовлетворенности.
Отдельно хочется отметить, что главным результатом, продуктом программы становится добровольное участие школьников в субботнике и других мероприятиях парка.
Опыт апробации методики в реальном образовательном процессе. Досуговая программа «Петербургские окраины» изначально задумывалась как спортивно-стратегическая игра по Шуваловскому парку. Игровой задачей было собрать осколки разбитой таблички с текстом и прочитать его. Все конверты с пазлами были просто спрятаны на территории парка и содержали подсказку, в каком направлении двигаться дальше. Но уже первый опыт проведения квеста показал, что знания школьников по истории и географии парка недостаточны, и командам было сложно выполнить часть заданий.
По итогам первой игры-квеста родилась идея провести подготовительную работу. При подготовке к квесту командам было рекомендовано посетить Центральную детскую библиотеку Выборгского района, где имеется интереснейшая выставка по истории Шуваловского парка, а также есть возможность посетить кинолекторий для школьников. А затем для закрепления знаний и была разработана познавательно-игровая программа «Петербургские окраины».
Идея добавить в квест исторические персонажи родилась в 2013 году. Это добавило игре красок и в тоже время помогло четко контролировать команды во время их продвижения по маршруту. Количество персоналий меняется в зависимости от количества занятых в мероприятии сотрудников учреждения. При нехватке кадров на одной-двух точках можно попробовать оставить конверты с заданиями на видном месте (например, это допустимо на точках «Каменная скамья» или «Круглый пруд»).
Очень велико было желание включить в квест экскурсию по территории Шуваловского дворца, ныне занимаемую Всероссийским научно-исследовательским институтом токов высокой частоты имени В. П. Вологдина. Что и было сделано в 2016 году, но экскурсию сильно удлинила мероприятие, осложнила организацию квеста (пропускная способность экскурсии всего 30 человек) при этом сама направленность ее (об истории НИИ и Вологдине В.П.) не вписывается в исторический контекст мероприятия.
В 2017 году впервые в досуговой программе «Петербургские окраины» приняла участие команда из коррекционной школы №584 «Озерки», к которой учатся ребята с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. Для них был разработан специальный маршрут (в обход гористой местности).
Ежегодное проведение квестов в Шуваловском парке помогло сотрудникам ГБУ ДО ДДТ «Юность» не только узнать, но и полюбить этот парк, почувствовать ответственность за его сохранность, в связи с чем при подготовке к досуговой программе нужно было искать возможность вдохновить ребят на участие в мероприятиях по уборке и благоустройству. Для этого каждый год накануне проведения квеста собирается информация о проводимых экологических мероприятиях и доводится до сведения педагогов и учащихся.
За годы проведения программы в ней приняли участие порядка 500 учащихся из школ Выборгского района Санкт-Петербурга: №№494, 135, 103, 468, 488, 486,584.
Список информационных источников
Список используемой литературы
- Глезеров С.Е. Северные окраины Петербурга. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная…- М.: Центрполиграф, 2013. – 640 с.
- Гусенцова Т.М., Добрынина И.Н. Путешествие по Выборгской стороне. – СПб: «ОСТРОВ», 2007. – 240 с.
- Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы. – М.: Эксмо, 2008. – 244 с.
- Зуев. Г. И. Шуваловская Швейцария: из истории предместий Санкт-Петербурга. СПб, 2005.
- Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. – Л.: Лениздат, 1970.
Список интернет-ресурсов
- Александрова Е. Шуваловский парк // Наше наследие, 2007. №83-84. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8319.php.
- Дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX века «Усадьба графов Шуваловых»// http://shuvalovopark.ru//
- Наше Парголово// https://vk.com/npargolovo.
- Шуваловский парк, история и современность/Блог о самостоятельных путешествиях //http://trip-together.ru/shuvalovskij-park-istoriya-i-..
- Шуваловский парк. Прогулки// https://vk.com/club122596302.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Сценарий викторины со слайдами презентации.
- Сценарий квеста с примером маршрута одной из команд.
- Опыт апробации. Фотографии.
- Дидактические (раздаточные) материалы.
- Легенды (для выполнения творческого задания в рамках викторины).
- Маршрутные листы с заданиями.
- Текст письма-пазла.
- Карта Шуваловского парка.
- Путевой лист (для членов жюри).
- Способы оценки результативности.
- Фото-рефлексия.
- Лист самоанализа педагога-организатора.
- Опыт апробации. Фотографии.
- Грамоты для участников.
- Положение о проведении познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины».
- Благодарности от школ-участниц проекта «СИМВОЛ».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы организации образовательного процесса как элемент здоровьесбережения ребёнка
Доклад на педсовете с презентацией...
Новые формы организации образовательного процесса
Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многим...
Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»
Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...
Презентация на тему: "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"
Презентация к докладу на ГМО учителей русского языка и литературы "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"....
Доклад на тему "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса".
Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"....
Статья "Очно-заочная гуманитарная школа "Технология РОСТа" как эффективная форма организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС"
Статья рассказывает о такой форме обучения иностранным языкам как очно-заочная гуманитарная школа...
Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную, интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например, учащиеся 6-х классов приняли участие в одно...