Открытый урок в 5 классе "Вторая жизнь песни"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
урок в 5 классе "Вторая жизнь песни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок в 5 классе "Вторая жизнь песни". | 114.5 КБ |
vtoraya_zhizn_pesni.otkrytyy_urokv_5_klasse.doc | 114.5 КБ |
vtoraya_zhizn_pesni.otkrytyy_urokv_5_klasse.doc | 114.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ»
26.102016г.
Ф.И.О. Фролова Антонина Арсентьевна
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Урок проводится в I четверти.
Содержание в соответствии с ФГОС:
- Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народаНорвежская музыка.песенное и инструментальное творчество (характерные черты, темы, образы).
- Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература.живопись); родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.
Музыкальный материал урока:
- «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
- «Песня Сольвейг» в современной обработке оркестра Сентпетери Чилла..
3. «Песня Сольвейг» неизвестного исполнителя.
Тема урока | Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества» |
Цель урока
| Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; познакомить с новыми музыкальными терминами: обработка, интерпретация, трактовка. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Задачи урока | Углубить знания учащихся о творчестве Э. Грига.. Способствовать развитию интереса к музыке Познакомить с терминами обработка., интерпретация.трактовка. Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями. |
Планируемые результаты (предметные) | Вывести понятия интерпретация, обработка. Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный). Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки. Расширение музыкального и общего культурного кругозора. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие эмоционального восприятия произведения. Познавательные: Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Учатся выводить понятия Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. . Регулятивные: Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |
Основные понятия | Песня,. обработка, интерпретация, трактовка. |
Виды музыкальной деятельности используемые на уроке |
Э.Григ «Песня Сольвейг» исполнение Анны Нетребко 2. Исполнение неизвестной певицы «Песни Сольвейг». 3. «Песня Сольвейг» - современная обработка. Оркестр Сентпетери Чила. 4. Визуализация: картины Васильева «Ожидание»,. 5. Хоровое пение: тема «Песни Сольвейг». 6. Физкультминутка |
Методы музыкального образования используемые на уроке. |
Л Безбородова);
|
Формы работы | Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение..
|
Организация пространства | Работа фронтальная, групповая. |
Этап урока | Слайд № | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организация начала урока | Приветствие учащихся. | Учитель настраивает учащихся на позитивный лад. | Приветствие учителя. | |
2 | Актуализация знаний | Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?
А какой из этих жанров самый простой? (Песня.) Что мы уже с вами знаем о песне? | Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал). | ||
Введение в тему урока | №1 | А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? И каким образом? Сформулируйте тему нашего урока, используя ассоциативный ряд: песня,вторая.,жизнь... Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях? Давайте на этот вопрос ответим в конце урока. | помогает правильно вывести тему урока ставит проблемный вопрос, , | Высказывают предположения. Определяют тему урока под руководством учителя . . «Вторая жизнь песни» | |
Открытие нового знания | №2 | Перед вами картина Константина Васильева , - как бы вы назвали эту картину («Зима». « У окна») Эта картина называется «Ожидание». Что вы видите на картине? Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо красивой девушки. В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота.Надежда во взгляде, душа её томится от ожидания встречи с любимым. Константин Васильев использовал контраст в своей картине. Где он? (лёд на стекле и тепло от свечи, темнота комнаты и свет от пламени), А есть ли контраст в душе у девушки? (пламенная любовь и грустное ожидание). А в музыке контраст для чего используется? Мы можем музыкально проиллюстрировать эту картину. -Если бы вы были композиторами как бы зазвучала тема ожидания у вас? - какая бы это была мелодия по характеру, какой темп, для какого голоса , или это было бы инструментальное произведение? (ответы учащихся) | показывает презентацию «Картину К.Васильева «Ожидание»» будит творческое воображение, формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями, интегрирует понятие. | Высказывают свои версии по названию картины. Сообщение учащихся о художнике К.Васильеве и его картине. Ответы учащихся на предложенное творческое задание. Отвечают на вопросы учителя. | |
-- это ваша трактовка содержания этой картины. | |||||
Открытие нового знания. Физкультминутка Пение. | №3 №4 | -- термин «трактовка» относится и к музыке и переводится как объяснение, как вы будете исполнять музыку. Например дирижёр объясняет музыкантам как он трактует-понимает эту музыку,его трактовка должна быть как можно ближе к авторской., запись в тетрадь - сейчас мы послушаем «Песню Сольвейг» ,которую норвежский композитор Эдвард Григ написал к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт», В ней тоже прозвучит тема ожидания. -давайте вспомним содержание этой драмы? Молодцы! Григ всегда высоко ценил драмы Хенрика Ибсена и согласился на предложение драматурга написать музыку.Он показал в музыке красоту природы Норвегии,её обычаи и предания, светлые образы её женщин. Именно потому над всей партитурой царит возвышенный образ девушки с поэтическим именем Сольвейг-Солнечный путь.Когда Григ приступил к работе, одной из первых появилась « Песня Сольвейг». - давайте споём тему из этой песни,но перед пением активизируем дыхание при помощи дыхательных упражнений. Физкультминутка. (поют тему из «Песни Сольвейг», | на доске название термина «трактовка», объясняет термин «трактовка». Работает над активизацией дыхания. | Запись в тетрадь. Отвечают краткое содержание «Пер Гюнт». . Делают дыхательные упражнения поют тему из «Песни Сольвейг» | |
Слушание музыки. Открытие нового знания. Слушание музыки. Открытие нового знания. | №5 №6 №7 №8 №9 №10 | - сейчас эту песню мы послушаем в исполнении выдающейся певицы Анны Нетребко в авторской трактовке, т.е. как её исполнение задумал Эдвард Григ, в таблице запишите музыкальный анализ произведения. (слушание « Песни Сольвейг»). - как продлил жизнь песни Эдвард Григ? (написал сопровождение). Мы скажем Григ обработал мелодию. Обработка мелодии может быть разной: для симфонического оркестра. подсказывайте мне дальше( для хора, для сольного инструмента.) по ассоциативному ряду слов составьте определение, что такое обработка? Изменение авторского нотного текста, для другого, называетя, состава ,обработкой, исполнителей. , Всякое изменение авторского нотного текста музыкального произведения для другого состава исполнителей --называется обработкой музыкального произведения, ( выводят понятие «обработка»). -одна и та же песня может звучать по-другому. В чём тут дело? - сейчас мы послушаем фрагмент в исполнении неизвестной исполнительницы. отмечаем в таблице изменения, записываем свои мысли. ( слушание фрагмента) - какое исполнение вам нравится больше? -у кого сильнее подана тема «ожидания»? -отчего это зависит? -(сила воздействия на слушателя исходит из понимания трактовки произведения, от умения пользоваться своими вокальными данными, от направления, в котором они работают-джаз, академическое и.т.д.) -- здесь мы имеем дело с интерпритацией. Интерпритация связана с исполнением произведения. - давайте пользуясь ассоциативным рядом выведем понятие что такое интерпритация? ( ассоциативный ряд на доске: в исполнение привнесение, собственного понимания, видения, отношения, музыкального произведения.) Интерпритацией называется привнесение в исполнение музыкального произведения собственного отношения, понимания, видения. Содержание каждого музыкального произведения настолько обширно и многогранно, в нём заложено столько возможностей, что каждый исполнитель играет его по своему.Он может сыграть строже или свободнее, выделить основную мелодию или подголосок, может немного ускорить или замедлить темп и музыка зазвучит совсем иначе. Но нельзя думать будто бы исполнитель не считается с замыслом композитора.Целью интерпритации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель-певец, дирижёр, скрипач стремиться передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор. | Показывает презентацию «Анна Нетребко «Песня Сольвейг». беседует,анализирует, ведёт к выведению понятия «обработка», , , корректирует понятие представляет другое исполнение для сравнения помогает вывести понятие «интерпритация» формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями, показывает призентацию, показывает призентацию. , | Слушают и заполняют таблицу. анализируют,сравнивают. Слушают «Песню Сольвейг», анализируют, отвечают на вопросы. Анализируют, составляют определение, выводят понятие « обработка». Записывают в тетрадь определение. Слушают фрагмент,анализируют, сравнивают, записывают. Выводят понятие. Запись в тетрадь определения. | |
Слушание музыки. | №11 | Давайте посмотрим как представляет себе тему ожидания наша современница венгерский композитор Сентпетери Чилла. мы послушаем современную обработку «Песни Сольвейг» в её интерпретации. (слушают произведение), | знакомит с современной обработкой «Песни Сольвейг» | Слушают произведение. | |
- также или по-другому преподнёсла нам эту тему Сентпетери Чилла, . (тему преподнесла она по-другому, тема звучит не с глубокими переживаниями, а легко) - а для чего эту тему взяли? (чтобы дать вторую жизнь песне, чтобы темы из классических произведений были известны разным слушателям), а как сегодня переживается ожидание? Что нам это переживание сегодня облегчает? (ждать сегодня легче, т.к. помогают средства связи-мобильный телефон. электронная почта). Запишем в тетрадь- Слушали Эдвард Григ «Песня Сольвейг». | Анализируют, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. | ||||
Итог урока. | Давайте подведём итог урока .Песня имеет вторую жизнь в инструментальных произведениях, благодаря(дети- обработке мелодии)
Какие новые термины мы узнали на этом уроке? | подводит итог урока | Выводят итог урока. | ||
Рефлексия | На столах лежат карточки. Ответьте пожалуйста на заданные вопросы: -понятна ли мне тема урока? -о чём музыка заставила задуматься? -понятны ли мне ключевые термины данного урока: обработка, трактовка, интерпритация? | Отвечают на вопросы. | |||
Домашнее задание. | Домашнее задание: послушать финал 4 симфонии П.И.Чайковского и записать в тетрадь какая русская народная песня была обработана. |
Литература:
- Музыка. 5-классы.. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013
- Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г.
- Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
- Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)
.
Интернет ресурсы:
. enc-dic.com
dic-academic.ru
ale.07.ru
slovariki.org
СЛАЙДЫ
№1
Тема урока
«Вторая жизнь песни»
№2
Картина Васильева «Ожидание
№3
Термин «Трактовка»
№4
Название Эдвард Григ «Песня Сольвейг»
№5Анна Нетребко
№6
Обработка
№7
Обогащение мелодии инструментальным сопровождением или вокальными подголосками, хоровыми партиями, называется обработкой произведения.
№8
Неизвестная исполнительница
№9
Интерпретация
№10
Интерпритацией называется привнесение в исполнение произведения собственного отношения, понимания, видения
№11
Сентпетери Чила оркестр
№12
Домашнее задание: найти,:в каких произведениях русских композиторов была использована русская песня?
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ»
26.102016г.
Ф.И.О. Фролова Антонина Арсентьевна
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Урок проводится в I четверти.
Содержание в соответствии с ФГОС:
- Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народаНорвежская музыка.песенное и инструментальное творчество (характерные черты, темы, образы).
- Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература.живопись); родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.
Музыкальный материал урока:
- «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
- «Песня Сольвейг» в современной обработке оркестра Сентпетери Чилла..
3. «Песня Сольвейг» неизвестного исполнителя.
Тема урока | Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества» |
Цель урока
| Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; познакомить с новыми музыкальными терминами: обработка, интерпретация, трактовка. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Задачи урока | Углубить знания учащихся о творчестве Э. Грига.. Способствовать развитию интереса к музыке Познакомить с терминами обработка., интерпретация.трактовка. Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями. |
Планируемые результаты (предметные) | Вывести понятия интерпретация, обработка. Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный). Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки. Расширение музыкального и общего культурного кругозора. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие эмоционального восприятия произведения. Познавательные: Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Учатся выводить понятия Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. . Регулятивные: Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |
Основные понятия | Песня,. обработка, интерпретация, трактовка. |
Виды музыкальной деятельности используемые на уроке |
Э.Григ «Песня Сольвейг» исполнение Анны Нетребко 2. Исполнение неизвестной певицы «Песни Сольвейг». 3. «Песня Сольвейг» - современная обработка. Оркестр Сентпетери Чила. 4. Визуализация: картины Васильева «Ожидание»,. 5. Хоровое пение: тема «Песни Сольвейг». 6. Физкультминутка |
Методы музыкального образования используемые на уроке. |
Л Безбородова);
|
Формы работы | Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение..
|
Организация пространства | Работа фронтальная, групповая. |
Этап урока | Слайд № | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организация начала урока | Приветствие учащихся. | Учитель настраивает учащихся на позитивный лад. | Приветствие учителя. | |
2 | Актуализация знаний | Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?
А какой из этих жанров самый простой? (Песня.) Что мы уже с вами знаем о песне? | Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал). | ||
Введение в тему урока | №1 | А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? И каким образом? Сформулируйте тему нашего урока, используя ассоциативный ряд: песня,вторая.,жизнь... Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях? Давайте на этот вопрос ответим в конце урока. | помогает правильно вывести тему урока ставит проблемный вопрос, , | Высказывают предположения. Определяют тему урока под руководством учителя . . «Вторая жизнь песни» | |
Открытие нового знания | №2 | Перед вами картина Константина Васильева , - как бы вы назвали эту картину («Зима». « У окна») Эта картина называется «Ожидание». Что вы видите на картине? Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо красивой девушки. В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота.Надежда во взгляде, душа её томится от ожидания встречи с любимым. Константин Васильев использовал контраст в своей картине. Где он? (лёд на стекле и тепло от свечи, темнота комнаты и свет от пламени), А есть ли контраст в душе у девушки? (пламенная любовь и грустное ожидание). А в музыке контраст для чего используется? Мы можем музыкально проиллюстрировать эту картину. -Если бы вы были композиторами как бы зазвучала тема ожидания у вас? - какая бы это была мелодия по характеру, какой темп, для какого голоса , или это было бы инструментальное произведение? (ответы учащихся) | показывает презентацию «Картину К.Васильева «Ожидание»» будит творческое воображение, формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями, интегрирует понятие. | Высказывают свои версии по названию картины. Сообщение учащихся о художнике К.Васильеве и его картине. Ответы учащихся на предложенное творческое задание. Отвечают на вопросы учителя. | |
-- это ваша трактовка содержания этой картины. | |||||
Открытие нового знания. Физкультминутка Пение. | №3 №4 | -- термин «трактовка» относится и к музыке и переводится как объяснение, как вы будете исполнять музыку. Например дирижёр объясняет музыкантам как он трактует-понимает эту музыку,его трактовка должна быть как можно ближе к авторской., запись в тетрадь - сейчас мы послушаем «Песню Сольвейг» ,которую норвежский композитор Эдвард Григ написал к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт», В ней тоже прозвучит тема ожидания. -давайте вспомним содержание этой драмы? Молодцы! Григ всегда высоко ценил драмы Хенрика Ибсена и согласился на предложение драматурга написать музыку.Он показал в музыке красоту природы Норвегии,её обычаи и предания, светлые образы её женщин. Именно потому над всей партитурой царит возвышенный образ девушки с поэтическим именем Сольвейг-Солнечный путь.Когда Григ приступил к работе, одной из первых появилась « Песня Сольвейг». - давайте споём тему из этой песни,но перед пением активизируем дыхание при помощи дыхательных упражнений. Физкультминутка. (поют тему из «Песни Сольвейг», | на доске название термина «трактовка», объясняет термин «трактовка». Работает над активизацией дыхания. | Запись в тетрадь. Отвечают краткое содержание «Пер Гюнт». . Делают дыхательные упражнения поют тему из «Песни Сольвейг» | |
Слушание музыки. Открытие нового знания. Слушание музыки. Открытие нового знания. | №5 №6 №7 №8 №9 №10 | - сейчас эту песню мы послушаем в исполнении выдающейся певицы Анны Нетребко в авторской трактовке, т.е. как её исполнение задумал Эдвард Григ, в таблице запишите музыкальный анализ произведения. (слушание « Песни Сольвейг»). - как продлил жизнь песни Эдвард Григ? (написал сопровождение). Мы скажем Григ обработал мелодию. Обработка мелодии может быть разной: для симфонического оркестра. подсказывайте мне дальше( для хора, для сольного инструмента.) по ассоциативному ряду слов составьте определение, что такое обработка? Изменение авторского нотного текста, для другого, называетя, состава ,обработкой, исполнителей. , Всякое изменение авторского нотного текста музыкального произведения для другого состава исполнителей --называется обработкой музыкального произведения, ( выводят понятие «обработка»). -одна и та же песня может звучать по-другому. В чём тут дело? - сейчас мы послушаем фрагмент в исполнении неизвестной исполнительницы. отмечаем в таблице изменения, записываем свои мысли. ( слушание фрагмента) - какое исполнение вам нравится больше? -у кого сильнее подана тема «ожидания»? -отчего это зависит? -(сила воздействия на слушателя исходит из понимания трактовки произведения, от умения пользоваться своими вокальными данными, от направления, в котором они работают-джаз, академическое и.т.д.) -- здесь мы имеем дело с интерпритацией. Интерпритация связана с исполнением произведения. - давайте пользуясь ассоциативным рядом выведем понятие что такое интерпритация? ( ассоциативный ряд на доске: в исполнение привнесение, собственного понимания, видения, отношения, музыкального произведения.) Интерпритацией называется привнесение в исполнение музыкального произведения собственного отношения, понимания, видения. Содержание каждого музыкального произведения настолько обширно и многогранно, в нём заложено столько возможностей, что каждый исполнитель играет его по своему.Он может сыграть строже или свободнее, выделить основную мелодию или подголосок, может немного ускорить или замедлить темп и музыка зазвучит совсем иначе. Но нельзя думать будто бы исполнитель не считается с замыслом композитора.Целью интерпритации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель-певец, дирижёр, скрипач стремиться передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор. | Показывает презентацию «Анна Нетребко «Песня Сольвейг». беседует,анализирует, ведёт к выведению понятия «обработка», , , корректирует понятие представляет другое исполнение для сравнения помогает вывести понятие «интерпритация» формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями, показывает призентацию, показывает призентацию. , | Слушают и заполняют таблицу. анализируют,сравнивают. Слушают «Песню Сольвейг», анализируют, отвечают на вопросы. Анализируют, составляют определение, выводят понятие « обработка». Записывают в тетрадь определение. Слушают фрагмент,анализируют, сравнивают, записывают. Выводят понятие. Запись в тетрадь определения. | |
Слушание музыки. | №11 | Давайте посмотрим как представляет себе тему ожидания наша современница венгерский композитор Сентпетери Чилла. мы послушаем современную обработку «Песни Сольвейг» в её интерпретации. (слушают произведение), | знакомит с современной обработкой «Песни Сольвейг» | Слушают произведение. | |
- также или по-другому преподнёсла нам эту тему Сентпетери Чилла, . (тему преподнесла она по-другому, тема звучит не с глубокими переживаниями, а легко) - а для чего эту тему взяли? (чтобы дать вторую жизнь песне, чтобы темы из классических произведений были известны разным слушателям), а как сегодня переживается ожидание? Что нам это переживание сегодня облегчает? (ждать сегодня легче, т.к. помогают средства связи-мобильный телефон. электронная почта). Запишем в тетрадь- Слушали Эдвард Григ «Песня Сольвейг». | Анализируют, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. | ||||
Итог урока. | Давайте подведём итог урока .Песня имеет вторую жизнь в инструментальных произведениях, благодаря(дети- обработке мелодии)
Какие новые термины мы узнали на этом уроке? | подводит итог урока | Выводят итог урока. | ||
Рефлексия | На столах лежат карточки. Ответьте пожалуйста на заданные вопросы: -понятна ли мне тема урока? -о чём музыка заставила задуматься? -понятны ли мне ключевые термины данного урока: обработка, трактовка, интерпритация? | Отвечают на вопросы. | |||
Домашнее задание. | Домашнее задание: послушать финал 4 симфонии П.И.Чайковского и записать в тетрадь какая русская народная песня была обработана. |
Литература:
- Музыка. 5-классы.. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013
- Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г.
- Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
- Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)
.
Интернет ресурсы:
. enc-dic.com
dic-academic.ru
ale.07.ru
slovariki.org
СЛАЙДЫ
№1
Тема урока
«Вторая жизнь песни»
№2
Картина Васильева «Ожидание
№3
Термин «Трактовка»
№4
Название Эдвард Григ «Песня Сольвейг»
№5Анна Нетребко
№6
Обработка
№7
Обогащение мелодии инструментальным сопровождением или вокальными подголосками, хоровыми партиями, называется обработкой произведения.
№8
Неизвестная исполнительница
№9
Интерпретация
№10
Интерпритацией называется привнесение в исполнение произведения собственного отношения, понимания, видения
№11
Сентпетери Чила оркестр
№12
Домашнее задание: найти,:в каких произведениях русских композиторов была использована русская песня?
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ»
26.102016г.
Ф.И.О. Фролова Антонина Арсентьевна
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Урок проводится в I четверти.
Содержание в соответствии с ФГОС:
- Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народаНорвежская музыка.песенное и инструментальное творчество (характерные черты, темы, образы).
- Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература.живопись); родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.
Музыкальный материал урока:
- «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
- «Песня Сольвейг» в современной обработке оркестра Сентпетери Чилла..
3. «Песня Сольвейг» неизвестного исполнителя.
Тема урока | Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества» |
Цель урока
| Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; познакомить с новыми музыкальными терминами: обработка, интерпретация, трактовка. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Задачи урока | Углубить знания учащихся о творчестве Э. Грига.. Способствовать развитию интереса к музыке Познакомить с терминами обработка., интерпретация.трактовка. Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями. |
Планируемые результаты (предметные) | Вывести понятия интерпретация, обработка. Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный). Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки. Расширение музыкального и общего культурного кругозора. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие эмоционального восприятия произведения. Познавательные: Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Учатся выводить понятия Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. . Регулятивные: Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |
Основные понятия | Песня,. обработка, интерпретация, трактовка. |
Виды музыкальной деятельности используемые на уроке |
Э.Григ «Песня Сольвейг» исполнение Анны Нетребко 2. Исполнение неизвестной певицы «Песни Сольвейг». 3. «Песня Сольвейг» - современная обработка. Оркестр Сентпетери Чила. 4. Визуализация: картины Васильева «Ожидание»,. 5. Хоровое пение: тема «Песни Сольвейг». 6. Физкультминутка |
Методы музыкального образования используемые на уроке. |
Л Безбородова);
|
Формы работы | Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение..
|
Организация пространства | Работа фронтальная, групповая. |
Этап урока | Слайд № | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организация начала урока | Приветствие учащихся. | Учитель настраивает учащихся на позитивный лад. | Приветствие учителя. | |
2 | Актуализация знаний | Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?
А какой из этих жанров самый простой? (Песня.) Что мы уже с вами знаем о песне? | Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал). | ||
Введение в тему урока | №1 | А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? И каким образом? Сформулируйте тему нашего урока, используя ассоциативный ряд: песня,вторая.,жизнь... Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях? Давайте на этот вопрос ответим в конце урока. | помогает правильно вывести тему урока ставит проблемный вопрос, , | Высказывают предположения. Определяют тему урока под руководством учителя . . «Вторая жизнь песни» | |
Открытие нового знания | №2 | Перед вами картина Константина Васильева , - как бы вы назвали эту картину («Зима». « У окна») Эта картина называется «Ожидание». Что вы видите на картине? Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо красивой девушки. В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота.Надежда во взгляде, душа её томится от ожидания встречи с любимым. Константин Васильев использовал контраст в своей картине. Где он? (лёд на стекле и тепло от свечи, темнота комнаты и свет от пламени), А есть ли контраст в душе у девушки? (пламенная любовь и грустное ожидание). А в музыке контраст для чего используется? Мы можем музыкально проиллюстрировать эту картину. -Если бы вы были композиторами как бы зазвучала тема ожидания у вас? - какая бы это была мелодия по характеру, какой темп, для какого голоса , или это было бы инструментальное произведение? (ответы учащихся) | показывает презентацию «Картину К.Васильева «Ожидание»» будит творческое воображение, формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями, интегрирует понятие. | Высказывают свои версии по названию картины. Сообщение учащихся о художнике К.Васильеве и его картине. Ответы учащихся на предложенное творческое задание. Отвечают на вопросы учителя. | |
-- это ваша трактовка содержания этой картины. | |||||
Открытие нового знания. Физкультминутка Пение. | №3 №4 | -- термин «трактовка» относится и к музыке и переводится как объяснение, как вы будете исполнять музыку. Например дирижёр объясняет музыкантам как он трактует-понимает эту музыку,его трактовка должна быть как можно ближе к авторской., запись в тетрадь - сейчас мы послушаем «Песню Сольвейг» ,которую норвежский композитор Эдвард Григ написал к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт», В ней тоже прозвучит тема ожидания. -давайте вспомним содержание этой драмы? Молодцы! Григ всегда высоко ценил драмы Хенрика Ибсена и согласился на предложение драматурга написать музыку.Он показал в музыке красоту природы Норвегии,её обычаи и предания, светлые образы её женщин. Именно потому над всей партитурой царит возвышенный образ девушки с поэтическим именем Сольвейг-Солнечный путь.Когда Григ приступил к работе, одной из первых появилась « Песня Сольвейг». - давайте споём тему из этой песни,но перед пением активизируем дыхание при помощи дыхательных упражнений. Физкультминутка. (поют тему из «Песни Сольвейг», | на доске название термина «трактовка», объясняет термин «трактовка». Работает над активизацией дыхания. | Запись в тетрадь. Отвечают краткое содержание «Пер Гюнт». . Делают дыхательные упражнения поют тему из «Песни Сольвейг» | |
Слушание музыки. Открытие нового знания. Слушание музыки. Открытие нового знания. | №5 №6 №7 №8 №9 №10 | - сейчас эту песню мы послушаем в исполнении выдающейся певицы Анны Нетребко в авторской трактовке, т.е. как её исполнение задумал Эдвард Григ, в таблице запишите музыкальный анализ произведения. (слушание « Песни Сольвейг»). - как продлил жизнь песни Эдвард Григ? (написал сопровождение). Мы скажем Григ обработал мелодию. Обработка мелодии может быть разной: для симфонического оркестра. подсказывайте мне дальше( для хора, для сольного инструмента.) по ассоциативному ряду слов составьте определение, что такое обработка? Изменение авторского нотного текста, для другого, называетя, состава ,обработкой, исполнителей. , Всякое изменение авторского нотного текста музыкального произведения для другого состава исполнителей --называется обработкой музыкального произведения, ( выводят понятие «обработка»). -одна и та же песня может звучать по-другому. В чём тут дело? - сейчас мы послушаем фрагмент в исполнении неизвестной исполнительницы. отмечаем в таблице изменения, записываем свои мысли. ( слушание фрагмента) - какое исполнение вам нравится больше? -у кого сильнее подана тема «ожидания»? -отчего это зависит? -(сила воздействия на слушателя исходит из понимания трактовки произведения, от умения пользоваться своими вокальными данными, от направления, в котором они работают-джаз, академическое и.т.д.) -- здесь мы имеем дело с интерпритацией. Интерпритация связана с исполнением произведения. - давайте пользуясь ассоциативным рядом выведем понятие что такое интерпритация? ( ассоциативный ряд на доске: в исполнение привнесение, собственного понимания, видения, отношения, музыкального произведения.) Интерпритацией называется привнесение в исполнение музыкального произведения собственного отношения, понимания, видения. Содержание каждого музыкального произведения настолько обширно и многогранно, в нём заложено столько возможностей, что каждый исполнитель играет его по своему.Он может сыграть строже или свободнее, выделить основную мелодию или подголосок, может немного ускорить или замедлить темп и музыка зазвучит совсем иначе. Но нельзя думать будто бы исполнитель не считается с замыслом композитора.Целью интерпритации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель-певец, дирижёр, скрипач стремиться передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор. | Показывает презентацию «Анна Нетребко «Песня Сольвейг». беседует,анализирует, ведёт к выведению понятия «обработка», , , корректирует понятие представляет другое исполнение для сравнения помогает вывести понятие «интерпритация» формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями, показывает призентацию, показывает призентацию. , | Слушают и заполняют таблицу. анализируют,сравнивают. Слушают «Песню Сольвейг», анализируют, отвечают на вопросы. Анализируют, составляют определение, выводят понятие « обработка». Записывают в тетрадь определение. Слушают фрагмент,анализируют, сравнивают, записывают. Выводят понятие. Запись в тетрадь определения. | |
Слушание музыки. | №11 | Давайте посмотрим как представляет себе тему ожидания наша современница венгерский композитор Сентпетери Чилла. мы послушаем современную обработку «Песни Сольвейг» в её интерпретации. (слушают произведение), | знакомит с современной обработкой «Песни Сольвейг» | Слушают произведение. | |
- также или по-другому преподнёсла нам эту тему Сентпетери Чилла, . (тему преподнесла она по-другому, тема звучит не с глубокими переживаниями, а легко) - а для чего эту тему взяли? (чтобы дать вторую жизнь песне, чтобы темы из классических произведений были известны разным слушателям), а как сегодня переживается ожидание? Что нам это переживание сегодня облегчает? (ждать сегодня легче, т.к. помогают средства связи-мобильный телефон. электронная почта). Запишем в тетрадь- Слушали Эдвард Григ «Песня Сольвейг». | Анализируют, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. | ||||
Итог урока. | Давайте подведём итог урока .Песня имеет вторую жизнь в инструментальных произведениях, благодаря(дети- обработке мелодии)
Какие новые термины мы узнали на этом уроке? | подводит итог урока | Выводят итог урока. | ||
Рефлексия | На столах лежат карточки. Ответьте пожалуйста на заданные вопросы: -понятна ли мне тема урока? -о чём музыка заставила задуматься? -понятны ли мне ключевые термины данного урока: обработка, трактовка, интерпритация? | Отвечают на вопросы. | |||
Домашнее задание. | Домашнее задание: послушать финал 4 симфонии П.И.Чайковского и записать в тетрадь какая русская народная песня была обработана. |
Литература:
- Музыка. 5-классы.. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013
- Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г.
- Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
- Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)
.
Интернет ресурсы:
. enc-dic.com
dic-academic.ru
ale.07.ru
slovariki.org
СЛАЙДЫ
№1
Тема урока
«Вторая жизнь песни»
№2
Картина Васильева «Ожидание
№3
Термин «Трактовка»
№4
Название Эдвард Григ «Песня Сольвейг»
№5Анна Нетребко
№6
Обработка
№7
Обогащение мелодии инструментальным сопровождением или вокальными подголосками, хоровыми партиями, называется обработкой произведения.
№8
Неизвестная исполнительница
№9
Интерпретация
№10
Интерпритацией называется привнесение в исполнение произведения собственного отношения, понимания, видения
№11
Сентпетери Чила оркестр
№12
Домашнее задание: найти,:в каких произведениях русских композиторов была использована русская песня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для открытого урока "Статистика в жизни одного класса"
Данная презентация использовалась для проведения урока математики в 9 классе по теме "Статистика в жизни одного класса"....
открытый урок на тему "Бардовская песня"
Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками....
Открытый урок "Истоки русской народной песни"
В системе внеурочных комплексных мероприятий познакомить детей и подростков с русскими старинными праздниками, с русскими народными песнями и играми. Развитие ...
Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.
Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...
Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.
Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет....
План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"
Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...