Открытый урок в 5 классе "Вторая жизнь песни"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

урок в 5 классе "Вторая жизнь песни".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ»

26.102016г.

Ф.И.О.  Фролова Антонина Арсентьевна

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Урок проводится в I четверти.

 Содержание в соответствии с ФГОС:

  1. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народаНорвежская музыка.песенное и инструментальное творчество (характерные черты,  темы, образы).
  2. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература.живопись); родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.

 

Музыкальный материал урока: 

  1.  «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
  2. «Песня Сольвейг» в современной обработке оркестра Сентпетери Чилла..

      3.   «Песня Сольвейг»  неизвестного исполнителя.

Тема урока

Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества»

Цель урока

 

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни;  познакомить с новыми музыкальными терминами: обработка, интерпретация, трактовка.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

Углубить знания учащихся о творчестве Э. Грига..

Способствовать развитию интереса к музыке

Познакомить с терминами обработка., интерпретация.трактовка.

Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Вывести  понятия интерпретация, обработка.

Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный).

Высказывать свое мнение  о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия  произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Учатся выводить понятия

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Песня,. обработка, интерпретация, трактовка.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

  1. Восприятие музыки с последующим анализом:

Э.Григ «Песня Сольвейг» исполнение Анны Нетребко

  2.    Исполнение неизвестной певицы «Песни Сольвейг».

  3.   «Песня Сольвейг» - современная обработка. Оркестр Сентпетери Чила.

  4.    Визуализация: картины Васильева «Ожидание»,.

  5.     Хоровое пение: тема «Песни Сольвейг».

  6.     Физкультминутка

Методы музыкального образования используемые на уроке.

  • метод размышления о музыке;( Д.Б. Кабалевский);
  • метод создания художественного контекста;(Л. Горюнова);
  • метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин);
  • метод повторного восприятия музыкальных произведений ( Д.Б.Кабалевский,

     Л Безбородова);

  • метод сравнения.

 

Формы работы

 Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение..

 

 Организация пространства

Работа  фронтальная, групповая.

Этап урока

Слайд №

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

Приветствие учащихся.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Приветствие учителя.

2

Актуализация знаний

Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?

  1. Опера
  2. Романс
  3. Песня              
  4. Кантата
  5. Мюзикл

А какой из этих жанров самый простой? (Песня.)

Что мы уже с вами знаем о песне?

Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал).

Введение в тему урока

№1

А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? И каким образом?

Сформулируйте тему нашего урока, используя ассоциативный ряд:

песня,вторая.,жизнь...

Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях?

Давайте на этот вопрос ответим в конце урока.

помогает правильно

вывести тему урока

ставит проблемный вопрос,

,

Высказывают предположения.

Определяют тему урока под руководством учителя

.

. «Вторая жизнь песни»

Открытие нового знания

№2

Перед вами картина Константина Васильева ,

- как бы вы назвали эту картину

(«Зима». « У окна»)

Эта картина называется «Ожидание».

Что вы видите на картине?

Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо красивой девушки. В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота.Надежда во взгляде, душа её томится от ожидания встречи с любимым.

Константин Васильев использовал контраст в своей картине. Где он?

(лёд на стекле и тепло от свечи,

темнота комнаты и свет от пламени),

А есть ли контраст в душе у девушки?

(пламенная любовь и грустное ожидание).

А в музыке контраст для чего используется?

Мы можем музыкально проиллюстрировать эту картину.

-Если бы вы были композиторами как бы зазвучала тема ожидания у вас?

- какая бы это была мелодия по характеру, какой темп, для какого голоса , или это было бы инструментальное произведение?

(ответы учащихся)

показывает презентацию

«Картину К.Васильева «Ожидание»»

будит творческое воображение,

формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями,

интегрирует понятие.

Высказывают свои версии по названию картины.

Сообщение учащихся о художнике К.Васильеве и его картине.

Ответы учащихся на предложенное творческое задание.

Отвечают на вопросы учителя.

-- это ваша трактовка содержания этой картины.

Открытие нового знания.

Физкультминутка

Пение.

№3

№4

-- термин «трактовка» относится и к музыке и переводится как объяснение,

как вы будете исполнять музыку. Например дирижёр объясняет музыкантам как он трактует-понимает  эту музыку,его трактовка должна быть как можно ближе к авторской.,

запись в тетрадь

- сейчас мы послушаем «Песню Сольвейг» ,которую норвежский композитор Эдвард Григ написал к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт»,

В ней тоже прозвучит тема ожидания.

-давайте вспомним содержание этой драмы?

Молодцы!

Григ всегда высоко ценил драмы Хенрика Ибсена и согласился на предложение драматурга написать музыку.Он показал в музыке красоту природы Норвегии,её обычаи и предания, светлые образы её женщин.

Именно потому над всей партитурой царит возвышенный образ девушки с поэтическим именем Сольвейг-Солнечный путь.Когда Григ приступил к работе, одной из первых появилась « Песня Сольвейг».

- давайте споём тему из этой песни,но перед пением активизируем дыхание при помощи дыхательных упражнений.

Физкультминутка.

 (поют тему из «Песни Сольвейг»,

на доске название термина «трактовка»,

объясняет термин «трактовка».

Работает над активизацией дыхания.

Запись в тетрадь.

Отвечают краткое содержание «Пер Гюнт».

.

Делают дыхательные упражнения

поют тему из «Песни Сольвейг»

Слушание музыки.

Открытие нового знания.

Слушание музыки.

Открытие нового знания.

№5

№6

№7

№8

№9

     №10

- сейчас эту песню мы послушаем в исполнении выдающейся певицы Анны Нетребко в авторской трактовке, т.е. как её исполнение задумал Эдвард Григ,

в таблице запишите музыкальный анализ произведения.

(слушание  « Песни Сольвейг»).

- как продлил жизнь песни  Эдвард Григ?

(написал сопровождение).

Мы скажем Григ обработал мелодию.

Обработка мелодии может быть разной: для симфонического оркестра.

подсказывайте мне дальше( для хора, для сольного инструмента.)

по ассоциативному ряду слов составьте определение, что такое обработка?

Изменение авторского нотного текста, для другого, называетя, состава ,обработкой, исполнителей.

, Всякое изменение авторского нотного  текста музыкального произведения для другого состава исполнителей --называется обработкой  музыкального произведения,

( выводят понятие «обработка»).

-одна и та же песня  может звучать по-другому. В чём тут дело?

- сейчас мы послушаем фрагмент в исполнении неизвестной исполнительницы. отмечаем в таблице изменения, записываем свои мысли.

( слушание фрагмента)

- какое исполнение вам нравится больше?

 -у кого сильнее подана тема «ожидания»?

-отчего это зависит?

-(сила воздействия  на слушателя исходит из понимания трактовки произведения, от умения пользоваться своими вокальными данными, от направления, в котором они работают-джаз, академическое и.т.д.)

-- здесь мы имеем дело с интерпритацией.

Интерпритация связана с исполнением произведения.

- давайте пользуясь ассоциативным

рядом выведем понятие что такое интерпритация?

( ассоциативный ряд на доске:

в исполнение привнесение, собственного понимания, видения, отношения, музыкального произведения.)

Интерпритацией называется привнесение в исполнение музыкального произведения собственного отношения, понимания, видения.

Содержание каждого музыкального

произведения настолько обширно и многогранно, в нём заложено столько возможностей, что каждый исполнитель играет его по своему.Он может сыграть строже или свободнее, выделить основную мелодию или подголосок, может немного ускорить или замедлить темп и музыка зазвучит совсем иначе. Но нельзя думать будто бы исполнитель  не считается с замыслом композитора.Целью интерпритации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель-певец, дирижёр, скрипач стремиться передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор.

Показывает презентацию

«Анна Нетребко «Песня Сольвейг».

беседует,анализирует, ведёт к выведению понятия «обработка»,

,

,

корректирует понятие

представляет другое исполнение для сравнения

помогает вывести понятие

«интерпритация»

формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями,

показывает призентацию,

показывает призентацию.

,

 Слушают и заполняют таблицу.

 анализируют,сравнивают.

Слушают «Песню Сольвейг», анализируют, отвечают на вопросы.

Анализируют, составляют определение,

выводят понятие « обработка».

Записывают в тетрадь определение.

Слушают фрагмент,анализируют, сравнивают, записывают.

Выводят понятие.

Запись в тетрадь определения.

Слушание музыки.

№11

Давайте посмотрим как  представляет себе тему ожидания наша современница венгерский композитор

Сентпетери Чилла. мы послушаем современную обработку «Песни Сольвейг» в её интерпретации.

(слушают произведение),

знакомит с современной обработкой

 «Песни Сольвейг»

Слушают произведение.

- также или по-другому преподнёсла нам эту тему Сентпетери Чилла,

.

(тему преподнесла она по-другому, тема звучит не с глубокими переживаниями, а легко)

- а для чего эту тему взяли?

(чтобы  дать вторую жизнь песне, чтобы темы из классических произведений были известны разным слушателям),

а  как сегодня переживается ожидание? Что нам это переживание сегодня облегчает?

(ждать сегодня легче, т.к. помогают средства связи-мобильный телефон. электронная почта).

Запишем в тетрадь-

Слушали Эдвард Григ «Песня Сольвейг».

Анализируют, отвечают на вопросы,

заполняют таблицу.

Итог урока.

Давайте подведём итог урока

.Песня имеет вторую жизнь в инструментальных произведениях, благодаря(дети- обработке мелодии)

 

Какие новые термины мы узнали на этом уроке?

подводит итог урока

Выводят итог урока.

Рефлексия

На столах лежат карточки.

 Ответьте пожалуйста на заданные вопросы:

-понятна ли мне тема урока?

-о чём музыка заставила задуматься?

-понятны ли мне ключевые термины данного урока: обработка, трактовка, интерпритация?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Домашнее задание: послушать финал 4 симфонии П.И.Чайковского и записать в тетрадь какая русская народная песня была обработана.  

Литература:

  1. Музыка. 5-классы.. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013
  2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г.
  3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
  4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)

.

Интернет ресурсы:

      .     enc-dic.com

      dic-academic.ru

      ale.07.ru

      slovariki.org

СЛАЙДЫ

№1

Тема урока

«Вторая жизнь песни»

№2

Картина Васильева «Ожидание

№3

Термин «Трактовка»

№4

Название Эдвард Григ «Песня Сольвейг»

№5Анна Нетребко

№6

Обработка

№7

Обогащение мелодии инструментальным сопровождением или вокальными подголосками, хоровыми партиями, называется обработкой произведения.

№8

Неизвестная исполнительница

№9

Интерпретация

№10

Интерпритацией называется привнесение в исполнение произведения собственного отношения, понимания, видения 

№11

Сентпетери Чила оркестр

№12

Домашнее задание: найти,:в каких произведениях русских композиторов была использована русская песня?



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ»

26.102016г.

Ф.И.О.  Фролова Антонина Арсентьевна

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Урок проводится в I четверти.

 Содержание в соответствии с ФГОС:

  1. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народаНорвежская музыка.песенное и инструментальное творчество (характерные черты,  темы, образы).
  2. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература.живопись); родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.

 

Музыкальный материал урока: 

  1.  «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
  2. «Песня Сольвейг» в современной обработке оркестра Сентпетери Чилла..

      3.   «Песня Сольвейг»  неизвестного исполнителя.

Тема урока

Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества»

Цель урока

 

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни;  познакомить с новыми музыкальными терминами: обработка, интерпретация, трактовка.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

Углубить знания учащихся о творчестве Э. Грига..

Способствовать развитию интереса к музыке

Познакомить с терминами обработка., интерпретация.трактовка.

Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Вывести  понятия интерпретация, обработка.

Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный).

Высказывать свое мнение  о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия  произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Учатся выводить понятия

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Песня,. обработка, интерпретация, трактовка.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

  1. Восприятие музыки с последующим анализом:

Э.Григ «Песня Сольвейг» исполнение Анны Нетребко

  2.    Исполнение неизвестной певицы «Песни Сольвейг».

  3.   «Песня Сольвейг» - современная обработка. Оркестр Сентпетери Чила.

  4.    Визуализация: картины Васильева «Ожидание»,.

  5.     Хоровое пение: тема «Песни Сольвейг».

  6.     Физкультминутка

Методы музыкального образования используемые на уроке.

  • метод размышления о музыке;( Д.Б. Кабалевский);
  • метод создания художественного контекста;(Л. Горюнова);
  • метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин);
  • метод повторного восприятия музыкальных произведений ( Д.Б.Кабалевский,

     Л Безбородова);

  • метод сравнения.

 

Формы работы

 Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение..

 

 Организация пространства

Работа  фронтальная, групповая.

Этап урока

Слайд №

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

Приветствие учащихся.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Приветствие учителя.

2

Актуализация знаний

Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?

  1. Опера
  2. Романс
  3. Песня              
  4. Кантата
  5. Мюзикл

А какой из этих жанров самый простой? (Песня.)

Что мы уже с вами знаем о песне?

Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал).

Введение в тему урока

№1

А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? И каким образом?

Сформулируйте тему нашего урока, используя ассоциативный ряд:

песня,вторая.,жизнь...

Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях?

Давайте на этот вопрос ответим в конце урока.

помогает правильно

вывести тему урока

ставит проблемный вопрос,

,

Высказывают предположения.

Определяют тему урока под руководством учителя

.

. «Вторая жизнь песни»

Открытие нового знания

№2

Перед вами картина Константина Васильева ,

- как бы вы назвали эту картину

(«Зима». « У окна»)

Эта картина называется «Ожидание».

Что вы видите на картине?

Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо красивой девушки. В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота.Надежда во взгляде, душа её томится от ожидания встречи с любимым.

Константин Васильев использовал контраст в своей картине. Где он?

(лёд на стекле и тепло от свечи,

темнота комнаты и свет от пламени),

А есть ли контраст в душе у девушки?

(пламенная любовь и грустное ожидание).

А в музыке контраст для чего используется?

Мы можем музыкально проиллюстрировать эту картину.

-Если бы вы были композиторами как бы зазвучала тема ожидания у вас?

- какая бы это была мелодия по характеру, какой темп, для какого голоса , или это было бы инструментальное произведение?

(ответы учащихся)

показывает презентацию

«Картину К.Васильева «Ожидание»»

будит творческое воображение,

формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями,

интегрирует понятие.

Высказывают свои версии по названию картины.

Сообщение учащихся о художнике К.Васильеве и его картине.

Ответы учащихся на предложенное творческое задание.

Отвечают на вопросы учителя.

-- это ваша трактовка содержания этой картины.

Открытие нового знания.

Физкультминутка

Пение.

№3

№4

-- термин «трактовка» относится и к музыке и переводится как объяснение,

как вы будете исполнять музыку. Например дирижёр объясняет музыкантам как он трактует-понимает  эту музыку,его трактовка должна быть как можно ближе к авторской.,

запись в тетрадь

- сейчас мы послушаем «Песню Сольвейг» ,которую норвежский композитор Эдвард Григ написал к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт»,

В ней тоже прозвучит тема ожидания.

-давайте вспомним содержание этой драмы?

Молодцы!

Григ всегда высоко ценил драмы Хенрика Ибсена и согласился на предложение драматурга написать музыку.Он показал в музыке красоту природы Норвегии,её обычаи и предания, светлые образы её женщин.

Именно потому над всей партитурой царит возвышенный образ девушки с поэтическим именем Сольвейг-Солнечный путь.Когда Григ приступил к работе, одной из первых появилась « Песня Сольвейг».

- давайте споём тему из этой песни,но перед пением активизируем дыхание при помощи дыхательных упражнений.

Физкультминутка.

 (поют тему из «Песни Сольвейг»,

на доске название термина «трактовка»,

объясняет термин «трактовка».

Работает над активизацией дыхания.

Запись в тетрадь.

Отвечают краткое содержание «Пер Гюнт».

.

Делают дыхательные упражнения

поют тему из «Песни Сольвейг»

Слушание музыки.

Открытие нового знания.

Слушание музыки.

Открытие нового знания.

№5

№6

№7

№8

№9

     №10

- сейчас эту песню мы послушаем в исполнении выдающейся певицы Анны Нетребко в авторской трактовке, т.е. как её исполнение задумал Эдвард Григ,

в таблице запишите музыкальный анализ произведения.

(слушание  « Песни Сольвейг»).

- как продлил жизнь песни  Эдвард Григ?

(написал сопровождение).

Мы скажем Григ обработал мелодию.

Обработка мелодии может быть разной: для симфонического оркестра.

подсказывайте мне дальше( для хора, для сольного инструмента.)

по ассоциативному ряду слов составьте определение, что такое обработка?

Изменение авторского нотного текста, для другого, называетя, состава ,обработкой, исполнителей.

, Всякое изменение авторского нотного  текста музыкального произведения для другого состава исполнителей --называется обработкой  музыкального произведения,

( выводят понятие «обработка»).

-одна и та же песня  может звучать по-другому. В чём тут дело?

- сейчас мы послушаем фрагмент в исполнении неизвестной исполнительницы. отмечаем в таблице изменения, записываем свои мысли.

( слушание фрагмента)

- какое исполнение вам нравится больше?

 -у кого сильнее подана тема «ожидания»?

-отчего это зависит?

-(сила воздействия  на слушателя исходит из понимания трактовки произведения, от умения пользоваться своими вокальными данными, от направления, в котором они работают-джаз, академическое и.т.д.)

-- здесь мы имеем дело с интерпритацией.

Интерпритация связана с исполнением произведения.

- давайте пользуясь ассоциативным

рядом выведем понятие что такое интерпритация?

( ассоциативный ряд на доске:

в исполнение привнесение, собственного понимания, видения, отношения, музыкального произведения.)

Интерпритацией называется привнесение в исполнение музыкального произведения собственного отношения, понимания, видения.

Содержание каждого музыкального

произведения настолько обширно и многогранно, в нём заложено столько возможностей, что каждый исполнитель играет его по своему.Он может сыграть строже или свободнее, выделить основную мелодию или подголосок, может немного ускорить или замедлить темп и музыка зазвучит совсем иначе. Но нельзя думать будто бы исполнитель  не считается с замыслом композитора.Целью интерпритации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель-певец, дирижёр, скрипач стремиться передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор.

Показывает презентацию

«Анна Нетребко «Песня Сольвейг».

беседует,анализирует, ведёт к выведению понятия «обработка»,

,

,

корректирует понятие

представляет другое исполнение для сравнения

помогает вывести понятие

«интерпритация»

формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями,

показывает призентацию,

показывает призентацию.

,

 Слушают и заполняют таблицу.

 анализируют,сравнивают.

Слушают «Песню Сольвейг», анализируют, отвечают на вопросы.

Анализируют, составляют определение,

выводят понятие « обработка».

Записывают в тетрадь определение.

Слушают фрагмент,анализируют, сравнивают, записывают.

Выводят понятие.

Запись в тетрадь определения.

Слушание музыки.

№11

Давайте посмотрим как  представляет себе тему ожидания наша современница венгерский композитор

Сентпетери Чилла. мы послушаем современную обработку «Песни Сольвейг» в её интерпретации.

(слушают произведение),

знакомит с современной обработкой

 «Песни Сольвейг»

Слушают произведение.

- также или по-другому преподнёсла нам эту тему Сентпетери Чилла,

.

(тему преподнесла она по-другому, тема звучит не с глубокими переживаниями, а легко)

- а для чего эту тему взяли?

(чтобы  дать вторую жизнь песне, чтобы темы из классических произведений были известны разным слушателям),

а  как сегодня переживается ожидание? Что нам это переживание сегодня облегчает?

(ждать сегодня легче, т.к. помогают средства связи-мобильный телефон. электронная почта).

Запишем в тетрадь-

Слушали Эдвард Григ «Песня Сольвейг».

Анализируют, отвечают на вопросы,

заполняют таблицу.

Итог урока.

Давайте подведём итог урока

.Песня имеет вторую жизнь в инструментальных произведениях, благодаря(дети- обработке мелодии)

 

Какие новые термины мы узнали на этом уроке?

подводит итог урока

Выводят итог урока.

Рефлексия

На столах лежат карточки.

 Ответьте пожалуйста на заданные вопросы:

-понятна ли мне тема урока?

-о чём музыка заставила задуматься?

-понятны ли мне ключевые термины данного урока: обработка, трактовка, интерпритация?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Домашнее задание: послушать финал 4 симфонии П.И.Чайковского и записать в тетрадь какая русская народная песня была обработана.  

Литература:

  1. Музыка. 5-классы.. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013
  2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г.
  3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
  4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)

.

Интернет ресурсы:

      .     enc-dic.com

      dic-academic.ru

      ale.07.ru

      slovariki.org

СЛАЙДЫ

№1

Тема урока

«Вторая жизнь песни»

№2

Картина Васильева «Ожидание

№3

Термин «Трактовка»

№4

Название Эдвард Григ «Песня Сольвейг»

№5Анна Нетребко

№6

Обработка

№7

Обогащение мелодии инструментальным сопровождением или вокальными подголосками, хоровыми партиями, называется обработкой произведения.

№8

Неизвестная исполнительница

№9

Интерпретация

№10

Интерпритацией называется привнесение в исполнение произведения собственного отношения, понимания, видения 

№11

Сентпетери Чила оркестр

№12

Домашнее задание: найти,:в каких произведениях русских композиторов была использована русская песня?



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ»

26.102016г.

Ф.И.О.  Фролова Антонина Арсентьевна

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Урок проводится в I четверти.

 Содержание в соответствии с ФГОС:

  1. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народаНорвежская музыка.песенное и инструментальное творчество (характерные черты,  темы, образы).
  2. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература.живопись); родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.

 

Музыкальный материал урока: 

  1.  «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
  2. «Песня Сольвейг» в современной обработке оркестра Сентпетери Чилла..

      3.   «Песня Сольвейг»  неизвестного исполнителя.

Тема урока

Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества»

Цель урока

 

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни;  познакомить с новыми музыкальными терминами: обработка, интерпретация, трактовка.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

Углубить знания учащихся о творчестве Э. Грига..

Способствовать развитию интереса к музыке

Познакомить с терминами обработка., интерпретация.трактовка.

Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Вывести  понятия интерпретация, обработка.

Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный).

Высказывать свое мнение  о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия  произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Учатся выводить понятия

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Песня,. обработка, интерпретация, трактовка.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

  1. Восприятие музыки с последующим анализом:

Э.Григ «Песня Сольвейг» исполнение Анны Нетребко

  2.    Исполнение неизвестной певицы «Песни Сольвейг».

  3.   «Песня Сольвейг» - современная обработка. Оркестр Сентпетери Чила.

  4.    Визуализация: картины Васильева «Ожидание»,.

  5.     Хоровое пение: тема «Песни Сольвейг».

  6.     Физкультминутка

Методы музыкального образования используемые на уроке.

  • метод размышления о музыке;( Д.Б. Кабалевский);
  • метод создания художественного контекста;(Л. Горюнова);
  • метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин);
  • метод повторного восприятия музыкальных произведений ( Д.Б.Кабалевский,

     Л Безбородова);

  • метод сравнения.

 

Формы работы

 Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение..

 

 Организация пространства

Работа  фронтальная, групповая.

Этап урока

Слайд №

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

Приветствие учащихся.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Приветствие учителя.

2

Актуализация знаний

Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?

  1. Опера
  2. Романс
  3. Песня              
  4. Кантата
  5. Мюзикл

А какой из этих жанров самый простой? (Песня.)

Что мы уже с вами знаем о песне?

Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал).

Введение в тему урока

№1

А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? И каким образом?

Сформулируйте тему нашего урока, используя ассоциативный ряд:

песня,вторая.,жизнь...

Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях?

Давайте на этот вопрос ответим в конце урока.

помогает правильно

вывести тему урока

ставит проблемный вопрос,

,

Высказывают предположения.

Определяют тему урока под руководством учителя

.

. «Вторая жизнь песни»

Открытие нового знания

№2

Перед вами картина Константина Васильева ,

- как бы вы назвали эту картину

(«Зима». « У окна»)

Эта картина называется «Ожидание».

Что вы видите на картине?

Зима засыпала снегом подоконник с внешней стороны жилища, разрисовала ветвистыми белыми узорами стекло. Огонь свечи озаряет лицо красивой девушки. В глубине комнаты виднеется лишь непроглядная темнота.Надежда во взгляде, душа её томится от ожидания встречи с любимым.

Константин Васильев использовал контраст в своей картине. Где он?

(лёд на стекле и тепло от свечи,

темнота комнаты и свет от пламени),

А есть ли контраст в душе у девушки?

(пламенная любовь и грустное ожидание).

А в музыке контраст для чего используется?

Мы можем музыкально проиллюстрировать эту картину.

-Если бы вы были композиторами как бы зазвучала тема ожидания у вас?

- какая бы это была мелодия по характеру, какой темп, для какого голоса , или это было бы инструментальное произведение?

(ответы учащихся)

показывает презентацию

«Картину К.Васильева «Ожидание»»

будит творческое воображение,

формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями,

интегрирует понятие.

Высказывают свои версии по названию картины.

Сообщение учащихся о художнике К.Васильеве и его картине.

Ответы учащихся на предложенное творческое задание.

Отвечают на вопросы учителя.

-- это ваша трактовка содержания этой картины.

Открытие нового знания.

Физкультминутка

Пение.

№3

№4

-- термин «трактовка» относится и к музыке и переводится как объяснение,

как вы будете исполнять музыку. Например дирижёр объясняет музыкантам как он трактует-понимает  эту музыку,его трактовка должна быть как можно ближе к авторской.,

запись в тетрадь

- сейчас мы послушаем «Песню Сольвейг» ,которую норвежский композитор Эдвард Григ написал к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт»,

В ней тоже прозвучит тема ожидания.

-давайте вспомним содержание этой драмы?

Молодцы!

Григ всегда высоко ценил драмы Хенрика Ибсена и согласился на предложение драматурга написать музыку.Он показал в музыке красоту природы Норвегии,её обычаи и предания, светлые образы её женщин.

Именно потому над всей партитурой царит возвышенный образ девушки с поэтическим именем Сольвейг-Солнечный путь.Когда Григ приступил к работе, одной из первых появилась « Песня Сольвейг».

- давайте споём тему из этой песни,но перед пением активизируем дыхание при помощи дыхательных упражнений.

Физкультминутка.

 (поют тему из «Песни Сольвейг»,

на доске название термина «трактовка»,

объясняет термин «трактовка».

Работает над активизацией дыхания.

Запись в тетрадь.

Отвечают краткое содержание «Пер Гюнт».

.

Делают дыхательные упражнения

поют тему из «Песни Сольвейг»

Слушание музыки.

Открытие нового знания.

Слушание музыки.

Открытие нового знания.

№5

№6

№7

№8

№9

     №10

- сейчас эту песню мы послушаем в исполнении выдающейся певицы Анны Нетребко в авторской трактовке, т.е. как её исполнение задумал Эдвард Григ,

в таблице запишите музыкальный анализ произведения.

(слушание  « Песни Сольвейг»).

- как продлил жизнь песни  Эдвард Григ?

(написал сопровождение).

Мы скажем Григ обработал мелодию.

Обработка мелодии может быть разной: для симфонического оркестра.

подсказывайте мне дальше( для хора, для сольного инструмента.)

по ассоциативному ряду слов составьте определение, что такое обработка?

Изменение авторского нотного текста, для другого, называетя, состава ,обработкой, исполнителей.

, Всякое изменение авторского нотного  текста музыкального произведения для другого состава исполнителей --называется обработкой  музыкального произведения,

( выводят понятие «обработка»).

-одна и та же песня  может звучать по-другому. В чём тут дело?

- сейчас мы послушаем фрагмент в исполнении неизвестной исполнительницы. отмечаем в таблице изменения, записываем свои мысли.

( слушание фрагмента)

- какое исполнение вам нравится больше?

 -у кого сильнее подана тема «ожидания»?

-отчего это зависит?

-(сила воздействия  на слушателя исходит из понимания трактовки произведения, от умения пользоваться своими вокальными данными, от направления, в котором они работают-джаз, академическое и.т.д.)

-- здесь мы имеем дело с интерпритацией.

Интерпритация связана с исполнением произведения.

- давайте пользуясь ассоциативным

рядом выведем понятие что такое интерпритация?

( ассоциативный ряд на доске:

в исполнение привнесение, собственного понимания, видения, отношения, музыкального произведения.)

Интерпритацией называется привнесение в исполнение музыкального произведения собственного отношения, понимания, видения.

Содержание каждого музыкального

произведения настолько обширно и многогранно, в нём заложено столько возможностей, что каждый исполнитель играет его по своему.Он может сыграть строже или свободнее, выделить основную мелодию или подголосок, может немного ускорить или замедлить темп и музыка зазвучит совсем иначе. Но нельзя думать будто бы исполнитель  не считается с замыслом композитора.Целью интерпритации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель-певец, дирижёр, скрипач стремиться передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор.

Показывает презентацию

«Анна Нетребко «Песня Сольвейг».

беседует,анализирует, ведёт к выведению понятия «обработка»,

,

,

корректирует понятие

представляет другое исполнение для сравнения

помогает вывести понятие

«интерпритация»

формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями,

показывает призентацию,

показывает призентацию.

,

 Слушают и заполняют таблицу.

 анализируют,сравнивают.

Слушают «Песню Сольвейг», анализируют, отвечают на вопросы.

Анализируют, составляют определение,

выводят понятие « обработка».

Записывают в тетрадь определение.

Слушают фрагмент,анализируют, сравнивают, записывают.

Выводят понятие.

Запись в тетрадь определения.

Слушание музыки.

№11

Давайте посмотрим как  представляет себе тему ожидания наша современница венгерский композитор

Сентпетери Чилла. мы послушаем современную обработку «Песни Сольвейг» в её интерпретации.

(слушают произведение),

знакомит с современной обработкой

 «Песни Сольвейг»

Слушают произведение.

- также или по-другому преподнёсла нам эту тему Сентпетери Чилла,

.

(тему преподнесла она по-другому, тема звучит не с глубокими переживаниями, а легко)

- а для чего эту тему взяли?

(чтобы  дать вторую жизнь песне, чтобы темы из классических произведений были известны разным слушателям),

а  как сегодня переживается ожидание? Что нам это переживание сегодня облегчает?

(ждать сегодня легче, т.к. помогают средства связи-мобильный телефон. электронная почта).

Запишем в тетрадь-

Слушали Эдвард Григ «Песня Сольвейг».

Анализируют, отвечают на вопросы,

заполняют таблицу.

Итог урока.

Давайте подведём итог урока

.Песня имеет вторую жизнь в инструментальных произведениях, благодаря(дети- обработке мелодии)

 

Какие новые термины мы узнали на этом уроке?

подводит итог урока

Выводят итог урока.

Рефлексия

На столах лежат карточки.

 Ответьте пожалуйста на заданные вопросы:

-понятна ли мне тема урока?

-о чём музыка заставила задуматься?

-понятны ли мне ключевые термины данного урока: обработка, трактовка, интерпритация?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Домашнее задание: послушать финал 4 симфонии П.И.Чайковского и записать в тетрадь какая русская народная песня была обработана.  

Литература:

  1. Музыка. 5-классы.. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013
  2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г.
  3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
  4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)

.

Интернет ресурсы:

      .     enc-dic.com

      dic-academic.ru

      ale.07.ru

      slovariki.org

СЛАЙДЫ

№1

Тема урока

«Вторая жизнь песни»

№2

Картина Васильева «Ожидание

№3

Термин «Трактовка»

№4

Название Эдвард Григ «Песня Сольвейг»

№5Анна Нетребко

№6

Обработка

№7

Обогащение мелодии инструментальным сопровождением или вокальными подголосками, хоровыми партиями, называется обработкой произведения.

№8

Неизвестная исполнительница

№9

Интерпретация

№10

Интерпритацией называется привнесение в исполнение произведения собственного отношения, понимания, видения 

№11

Сентпетери Чила оркестр

№12

Домашнее задание: найти,:в каких произведениях русских композиторов была использована русская песня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для открытого урока "Статистика в жизни одного класса"

Данная презентация использовалась для проведения урока математики в 9 классе по теме "Статистика в жизни одного класса"....

открытый урок на тему "Бардовская песня"

Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками....

Открытый урок "Истоки русской народной песни"

В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить детей и подростков с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми. Развитие ...

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.

Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет....

План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"

Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...