открытый урок на тему "Бардовская песня"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме
Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bard_pesnya.docx | 26.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок – беседа в 6-ом классе на тему:
«Авторская (бардовская) песня-прошлое и настоящее»
Цель: расширить представления учащихся об авторской песне , ее жанрах и особенностях.
Задачи: активно формировать эмоционально-ценностный , нравственно-эстетический опыт подростков , а также опыт музыкально-художественного творчества.
Музыкальный материал: песни известных баhрдов
Зрительный ряд: презентация на тему «Творчество бардо
Литературный ряд: стихи Б.Окуджавы и др. авторов.
Ход урока
( Слайд №1 )
- Закрепление пройденного материала
Здравствуйте , ребята! Наш урок я хотела бы начать словами замечательного известного советского барда Б.Окуджавы.
«Возьмемся за руки друзья, Возьмемся за руки друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!»
Сегодня снова пойдет речь об авторской песне. Это уже 2-ой урок , который мы посвятим этой теме. Давайте вспомним , что авторскую песню еще называют «бардовской». Вспомним об ее истоках , о замечательных исполнителях авторской песни конечно же разберемся – какую роль выполняет этот музыкальный жанр в жизни простых людей , зачем она им нужна и за что они ее любят?
(Дети исполняют песню М.Светлова «Глобус»)
Слайд №2 - 3
Учитель - В названии бардовская мы слышим слово - бард. – Это русское слово? - Ученик- Нет , это слово иностранное. Учитель – Что же оно означает? Ученик – Бард (от англ. и ирландского яз. переводится как певец). Народный певец у древних кельтских племен. В средние века бардами называли профессиональных поэтов – певцов , служивших при княжеских дворах в Ирландии. В наши дни бардами называют создателей авторской песни.
Слайд №4
Учитель – Ну , а что же в Древней Руси? Были у нас свои барды? Ученик – Да , свое начало этот жанр берет музыкальной культуре Древней Руси. По городам и деревням ходили древние слагатели былин – Баяны с гуслями в руках – это певцы – сказители. В своих песнях они несли людям правду жизни , песни их были сердечно красивы , правдивы и чисты. Люди их очень любили , и завидев их , бросали все дела и внимательно вслушивались в то , о чем они пели.
(Просмотр картины В.Васнецова «Баян»)
Учитель – Давайте рассмотрим на экране картину В.Васнецова «Баян». Что мы видим? (ответы детей). Да , на картине седовласый старец Баян певец – сказитель исполняет песню. Люди , сидящие рядом с ним , внимательно его слушают В руках певца – гусли (старинный щипковый инструмент). Весь вид певца показывает нам , что песня о чем-то важном , что волнует людей.
Учитель – А с каким оперным былинным героем певцом-сказителем мы с вами знакомы? Назовите автора этой оперы и ее название. Ученик – Это певец – гусляр Садко из оперы Н.Римского – Корсакова «Садко».
( слайд №5 ) (Звучит песня Садко из оперы «Садко» )
- Изучение нового материала.
А теперь поговорим о современной авторской песне. Свое развитие она получила в 60-е годы 20-го века. Создатели авторской песни в наше время чаще всего не являются профессиональными музыкантами. Для них в песне все таки главное – слово , текст.
Слайд №6
В самом начале авторские песни чаще называли студенческими и туристскими , так как сочинялись они студентами , и распевались в студенческих общежитиях , и в туристических походах. Песни бардов обычно звучат под аккомпанемент – гитары. Булат Окуджава (известный советский бард) говорил , что авторская песня – это «поэзия под гитару». В Высоцкий (актер , бард) называл бардов поэтами , которые исполняют свои стихи под музыку.
Слайды №7-10
Кто же они – авторы – исполнители авторских песен. Назову несколько самых известных имен : Б.Окуджава , А.Галич , В.Высоцкий , Ю.Визбор, А. Дольский , О.Митяев , А.Розенбаум.
(Звучит бардовская песня)
Учитель - В чем же ценность авторской песни?-
Несомненно это искренность , доверие , доступность для исполнения и восприятия любым человеком. В этих песнях авторы размышляют о смысле жизни , признаются в любви и воспевают дружбу , а так же много в этих песня шуток , юмора , сатиры. И в то же время это настоящая музыка , способная скупыми средствами выразить глубокие чувства человека
(Дети исполняют песню….)
Вывод: -Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?-
Ученики - Мы узнали что такое авторская песня , кто является авторами и исполнителями. О чем эти песни , какую роль они играют в жизни простых людей. Узнали имена известных бардов , разучили несколько авторских песен.
Учитель – На этом наш урок заканчивается , спасибо за активное участие и работу на уроке. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»
1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...
Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».
Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С. Трофимова. Любовная лир...
Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»
Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного. Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...
Открытый урок "Мир авторской песни"
Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.
Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...
Открытый урок литературы "Авторская песня" 11 класс
Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Авторская песня"...