Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_pesney_k_pobede.doc | 81.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема: "С песней к Победе" Непреходящее значение песен о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современного человека.
Цель урока: Показать непреходящее значение песни Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека
Задачи:
1. Воспитательная:
- Через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения, испытали гордость за совершённые ими подвиги, воспитать уважение к прошлому Родины.
2. Образовательная:
- Познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.
3. Развивающая
- Развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.
На уроке используется: видеофрагменты из художественных и документальных фильмов, аудиозаписи песен, мультимедийный проектор, вокальный ансамбль.
Ход урока:
Вход в класс под аккомпанемент песни «Журавли»
СЛАЙД
У - ставит проблемный вопрос: Как вы понимаете выражение И.В. Гёте. «Фауст»
СЛАЙД
«Увы, земной недолог путь,
И всё ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века»
Д - Великие шедевры не умирают, они продолжают оказывать влияния на людей, др. поколения…
У - итог: Есть произведения искусства, которые волнуют спустя века: «Мона Лиза» Л.да Винче, Собор П Богоматери, «Реквием» Моцарта…
У - Сегодня мы с вами обратимся к песне военных лет,… Волнуют ли они нас? Нужны ли нам сегодня? Ведь войну пережили не ваши отцы, и даже не деды, а прадеды…
У – Тема нашего урока «С песней к Победе!»
Всемирная история не знала более грандиозных битв, чем те, которые вел российский народ с 1941 года по 1945 год против фашистских захватчиков. В этой войне решался вопрос – быть ли нашей Родине свободной и независимой страной или оказаться под гнетом фашистского рабства.
СЛАЙД
О значении военной песни тех лет говорил Дмитрий Шостакович:
«Совершенно особую роль сыграла в военные годы массовая песня. Она стала средоточием чувств и настроений народа. Мобильность, поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления жизни определили ее исключительно важное место в искусстве той поры. Песенное творчество пережило невиданный расцвет. Песни А. В. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Б. Мокроусова, А. Новикова, Т. Хренникова, Вл. Захарова, Дм. и Дан. Покрасс и многих других талантливых мастеров навсегда вписались в музыкальную летопись войны... Без песен, созданных в годы войны, мы не представляем себе тех памятных лет»
У - А мне, ребята, хотелось бы узнать, какие песни на тему войны вы помните и знаете?
Д -
- «Моя любимая»
- «Эх, дороги»
- «В лесу прифронтовом»
- «Журавли»
- «В землянке»
- «Огонёк»
- «Тёмная ночь»
У – Спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы знакомы с таким количеством песен.
У – Я вас сегодня разбила на группы, так вы будете выполнять задания.
У – Итак задание (На столах каждой группы разложены тексты песен и тексты поэтических эпиграфов)
Задание №1
Подобрать к заранее заготовленному мною списку песен поэтические эпиграфы, которые созвучны образу каждой песни.
- А. Новиков «Смуглянка»
- А. Александров «Священная война»
- К. Листов «В землянке»
- М. Блантер «Моя любимая»
- М. Блантер «В лесу прифронтовом»
- Я. Френкель «Журавли»
- А. Новиков «Дороги»
- Д.Тухманов «День Победы»
- С. Иваненко «Что такое День Победы»
Выполнение задания№1
(Учитель зачитывает эпиграфы, дети отвечают)
… «Ползу я, ползу по равнинам и горам.
В руках моих — связка гранат.
Решилась бороться с фашистскою сворой,
Пошла в партизанский отряд» …
… «Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось» …
… «В землянках, в сумраке ночном,
На память нам придет —
Как мы в дому своем родном
Встречали Новый год» …
… «И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит» …
… «Этот старый вальс
Слышал много раз,
И опять он звучит в этот вечер.
Льется грустный вальс,
В этот тихий час
Вспоминаю далекие встречи» …
… «Журавли не ровным клином
Улетают далеко,
И уносят за собою
Лета нежное тепло.
Мир наполнится весной,
Оживет земля,
Я узнаю голос твой,
В крике журавля» …
… «Дорог военных колеи
В полях, разорванных войной...
Не разберешь: кому - свои,
Кому - ландшафт земли чужой» …
… «День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!» …
У - Итог: Молодцы, ребята, эпиграфы подобрали правильно, значит, вы правильно прочувствовали содержание, характер и настроение этих песен.
У - А сейчас я предлагаю вам второе задание:
(На столах каждой группы разложены те же тексты песен, учитель выделяет в классе 3 группы)
Задание №2
Разбить эти песни по их образному содержанию, т.е. выбрать песни:
Первая группа
героико-патриотический образ «День Победы», «Что такое День Победы» «Священная война»
Вторая группа
- военную песню о любви (любовная лирика) «Смуглянка», «Моя любимая», «В землянке»
Третья группа
- где раскрывается филосовско-лирический образ
«В лесу прифронтовом», «Дороги», «Журавли»
У – А прежде чем вы приступите ко второму заданию, давайте вспомним, что такое музыкальный образ?
Д - Музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления. Событие из жизни человека, народа, человечества.
У – А что же роднит музыку с литературой?
Д - Разнообразие интонаций
У - А какие бывают интонации?
Д - Взволнованные, торжественные, величественные, печальные и т. д., в зависимости от передаваемых автором или композитором чувств.
Итог:
У - музыкальный или литературный образ это эмоциональные переживания, окрашенная чувством идея, в основе которой лежат интонации речи или музыкальная интонация.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ФОНОВАЯ МУЗЫКА
СЛАЙД
Выполнение задания №2
У - ПЕРВАЯ ГРУППА, пожалуйста
У - Итак, скажите, ребята, в каких песнях раскрывается героический образ
Д - Д.Тухманов «День Победы»
А. Александров «Священная война»
С. Иваненко «Что такое День Победы»
У - Ребята, вы согласны?
У - Какая из песен была написана первой во время войны?
Д – «Священная война» (гимн защиты Отечества)
У - Почему Вы так решили? Почему вы решили, что она относится к героико-патриотическому образу?
Д- Песня начинается словами “Вставай страна огромная”, слова звучат как призыв, в ней раскрывается образ народа-освободителя, народа-защитника
У – давайте посмотрим на экран, послушаем часть этого произведения и попробуем проникнуться настроением этой песни, и понять какие чувства вызывала она у людей того времени.
СЛУШАНИЕ СЛАЙД
У - Что вы поняли, что вы почувствовали?
Д – Творческий ответ
У - Как Вы думаете, нужна ли была такая песня в годы войны? Зачем? Какую роль она сыграла в начале войны?
Д - Конечно нужна. Песня призывала народ объединиться на борьбу с врагом, она поднимала боевой дух солдат, призывала к всеобщему патриотизму.
Итог: У – Я рада что вы смогли так глубоко прочувствовать и осмыслили свои чувства !!!
У – Было дано задание: найти материал об истории создания этого произведения
У - Кто из Вас нашел материал
Д - Творческий ответ уч-ся
У - Спасибо
Итог: Ребята, я думаю этот материал был вам очень интересен и помог глубже познакомить с историческим прошлым через творчество военных лет
ВТОРАЯ ГРУППА
У - Какие песни выбрали вы?
Д - М. Блантер «Моя любимая»
К. Листов «В землянке»
А. Новиков «Смуглянка»
У – Задание:
Передать образ своим проникновенным исполнением (произведение Матвея Блантера «Моя любимая»)
У - А что же вы должны передать в этой песне?
Д - Задушевность, надежду о встрече, мечты…
У – Давайте распоёмся на слог «лю» на мелодии этой песни
РАСПЕВАНИЕ
ИСПОЛНЕНИЕ
У - Итог: как вы считаете, вам удалось передать образ этой песни?
У – Я считаю, что у вас получилось!
У - Следующая песня Константина Листова «В землянке»
У - Я дала задание найти материал об истории создания этого произведения.
Вы его прослушаете, и я надеюсь, что он поможет вам передать правильный эмоциональный строй.
Д – Материал об истории создания
ИСПОЛНЕНИЕ
У - Итог: как вы считаете, вам удалось передать эмоциональный строй этой песни?
У - Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя почти 70 лет, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и посвятил его своей любимой женщине. Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это была личная исповедь, личное заклинание для себя. Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов не исключение. Впоследствии поэт скажет: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».
У - Я пригласила ансамбль «Алёнушка» исполнить произведение К.Молчанова, на сл.К.Симонова «Жди меня»
У - Ваша задача понять, в чём сила этого произведения?
СЛУШАНИЕ
СЛАЙД
Д- В способности внушать
У – Итог:
- За счёт стихотворного строя
В 12 строках в 8 раз повторено заклинающее слово жди, здесь раскрывается внушающая сила искусства
У – И ещё одно произведение, которое вы выделили из этой группы это произведение композитора А. Новикова «Смуглянка»
У - А теперь, ребята, давайте обратим своё внимание на экран, посмотрим фрагмент художественного фильма «В бой идут одни старики» и постарайтесь ответить на вопрос:
Чем эта песня отличается от предыдущих?
СЛАЙД
У – Как вы думаете, почему эта песня была востребована?
Д- Эти песни поднимали настроение и «назло, наперекор врагам»
Итог:
ТРЕТЬЯ ГРУППА
У - А теперь поговорим о песнях философско-лирического характера
У – А как вы понимаете слово философского характера, что значит философия?
Д – Это размышление, мысли, воспоминания…..
У - Какие же песни вы выделили «В лесу прифронтовом» «Дороги»
«Журавли»
У – О чём размышляют в этих произведениях
Д - О жизни и смерти, о смерти во имя жизни
Д - Война-это встреча со смертью и когда смотришь ей в глаза, человек начинает вспоминать прожитые годы, задумываться о смысле жизни…
У – Я вам предлагаю исполнить по 1 куплету из этих произведений и постараться передать их философское звучание,… взгляд со стороны, с неподвласности времени.
ИСПОЛНЕНИЕ
У - Смерть все же неподвластна жизни…… память сильнее ….
ИТОГ:
Философичность звучания в том и проявляется, что интересует не только судьба героя, но и судьба всего человечества
Итог урока:
У - Сегодня мы прослушали, исполнили и узнали что-то новое о песне военных лет
У - Если я вам задам вопрос какое было значение песни в военные годы и помогало ли оно людям пережить войну и прийти к Победе…., то это будет вопрос риторический …
У - С песней народ прошагал всю войну, с песней встречал долгожданную Победу, с песней жива память о тех страшных испытаниях выпавших на долю русского народа.
Сегодня вы, ребята показали, что знаете песни военных лет, представляете их значимость. И это мы все сегодня поняли по тому, как вы их слушали, как исполняли.
У - Что дал вам сегодня этот урок, что нового для себя открыли
Д – творческий ответ….
У - Мы порой не замечаем, что, слушая песню, которая нас трогает, исполняя её, проникаемся её настроением, и… принимаем её содержание как своё мировоззрение
«Увы, земной недолог путь,
И всё ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века»
Вот простой лист бумаги, я воздействую на неё, (сжимая лист)… - неужели наши души менее чувствительны, чем этот лист, я поняла сегодня на уроке, что песня способна оставить след в вашей душе.
Так что же такое патриотизм?……… … Я это понимаю, как состояние души, когда сердце наполнено желанием служить Родине, желанием отдавать всё, чем она тебя напитала, это состояние благодарности…
Ваши победы, ребята, ещё впереди, и дай Бог, чтобы они были не военными, а служили миру и созиданию, прославлению нашей Родины…
У - Хотелось бы завершить наш урок песней учителя нашей школы С.В Иваненко, который написал произведение «Что такое День Победы», давайте вспомним его и исполним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"
Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...
Открытый урок "Мир авторской песни"
Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...
Открытый урок по теме: "Семя, его строение и значение"
Открытый урок для 6 класса по теме: "Семя, его строение и значение"...
Открытый урок русского языка. «Разряды имен прилагательных по значению »
Конспект, презентация....
открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс
открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс...
Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"
Урок изучения нового...
Открытый урок литературы "Авторская песня" 11 класс
Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Авторская песня"...
- Мне нравится (1)