Открытый урок музыки "Мордовская народная песня"
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока музыки в 4 классе.
Тема: Мордовская народная песня
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: диалог.
Общедидактическая цель (предметная): организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов музыкально-практической деятельности.
Цели и задачи урока:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.
Методы: импровизация, наблюдение, сопоставление, ассоциативный поиск, активный диалог, эмоциональная драматургия, метод актуализации знаний, метод успеха.
Музыкальный материал:
МНП «Масторавась лужакадсь», «Валт, пиземне!»
Ход урока
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята! К уроку готовы? Тогда начинаем наш урок!!!
Введение в тему урока. Презентация
Учитель. Ребята, обратите внимание на экран, прочитаем высказывание «Композитор – имя ему народ» ……….(используем интерактивную доску)
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- В нашем высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Учитель.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Учитель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
В продолжение фрагмента: ….
У: В песнях мордовских тоже свои кружева и узоры - музыкальные. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.
У. Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
А теперь давайте, все вместе произнесем тему нашего урока: «Мордовская народная песня».
(используем интерактивную доску)
II. Актуализация знаний учащихся.
У: Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Конечно, мы познакомимся с мордовской народной песней.
- А ещё у вас на партах лежат веточки. Веточки необыкновенные, потому что они расцветают только тогда, когда звучит музыка. А для этого нам нужно просто вслушаться в музыку, проникнуться ею. Запомните, музыка поможет веточкам расцветать!
III. Основная часть.
Работа по теме урока.
В старину мокшане и эрзяне любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Они сопровождали человека всю его жизнь.
У: Так же как и у других народов, эти разнообразные народные песни мордвы разделяются на жанры.
- Ребята, а какие жанры народной песни вообще вам известны?
- А теперь давайте выясним и постараемся запомнить с вами, на какие жанры подразделяются мордовские народные песни!
Итак, жанры мордовской народной песни: (используем интерактивную доску)
(заостряем внимание на обрядовых)
-Календарно-обрядовые песни исполняются в определенное время года?
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь обряды, народные праздники?
Вот у мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде.
Сейчас я предлагаю для вашего слушания весеннюю календарно-обрядовую песню «Масторавась лужакадсь». (используем интерактивную доску)
- Что – нибудь есть знакомое для вас в названии этой песни?
- А вы знаете, что означает слово Масторава?
- В этой песне поется о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т.к. сначала бог солнца Чипаз и богиня ветра Вармава обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.
- Ребята будьте внимательными слушателями. Обратите внимание на особенности её мелодии.
(Слушание песни «Масторавась лужакадсь» в исп. Ансамбля «Торама»)
У: Ребята, похожа на русскую народную? Почему.
Какие особенности в русской музыке?
Д:(Напевность, протяжность, распевность, ровный ритм.)
У: А какие особенности этой мордовской песни вы можете выделить?
- А давайте попробуем нарисовать мелодию. Сначала русскую, потом мордовскую.
(дети рисуют воздушную линию, либо на интерактивной доске)
(Ритм – четкий, острый, упругий. Звучит песня напряженно и громко)
У: И это отличительные особенности мордовской музыки.
- Вы обратили внимание в один голос исполняли произведение?
У: Да, песня многоголосная.
Многоголосие также является характерной особенностью мордовской песни.
- Вот видите ребята, нам удалось выявить особенности мордовской народной музыки.
Итак, повторим и постараемся запомнить эти особенности.
(используем интерактивную доску)
У: Эта песня серьезная, сложная и, ее обычно исполняют взрослые.
- Ребята, а как вы думаете, дети могли участвовать в обрядах?
- Конечно, участвовали и исполняли свои детские песенки. Мелодия у них была простая, незамысловатая.
У: Сейчас, ребята, я вам предлагаю познакомиться с мордовской песенкой-закличкой «Валт, пиземне!»
Карточки с текстом данного музыкального произведения у вас на партах. Позже вы их сможете приклеить себе в рабочую тетрадь. Ну, а пока разбираем текст песни. (читаем – переводим - проговариваем).
У: Ребята, как вы думаете, кого закликают дети?
- В песне мы слышим не только просьбу, но и обещания. Дети обещают дождику подарки (петушка с красивым голосочком, очень сладкий пирог).
- В старину, когда люди обращались с молениями к природным стихиям, например, к дождю, они поднимали руки к небесам и очень громко начинали закликать, в надежде, что дождик обязательно прольется на землю. (используем интерактивную доску)
- Ребята, давайте представим на мгновенье, что мы с вами сочинители этой песни, мы – композиторы. Какую бы вы сочинили мелодию к этим замечательным словам, не забывая и особенности МНП – упругий, четкий ритм, громкое исполнение. Давайте попытаемся сочинить.(ответы детей)
- Ребята, чья мелодия кажется вам более удачной? Почему? (ответы детей)
У: А сейчас послушайте песенку-закличку «Валт, пиземне!» Именно так написал её народ. (используем интерактивную доску)
(Слушание песни «Валт, валт, пиземне!» в исполнении учителя)
У: Ребята, сложная мелодия в закличке? Сколько звуков в мелодии использовано?
- Конечно, мелодия построена всего лишь на трех звуках! (РЕ,МИ, ФА,МИ, РЕ)
- Ребята, когда вы сочиняли мелодию, у кого-то в мыслях была подобная мелодия?
- Молодцы! Значит, вы хорошо запомнили особенности МНП.
У: Но прежде чем исполнить эту закличку, мы должны подготовить свой голосовой аппарат, т.е. распеться и правильно подышать. Я вам предлагаю это сделать очень просто. В старину люди использовали часто в исполнении песен различные звуки природы (подрожали голосам птиц и животных).
(используем интерактивную доску)
(выполняют упражнения на дыхание и на развитие артикуляции)
- А сейчас постараемся разучить мелодию, используя текст..
(Дети разучивают мелодию, подчеркивая особенность мнп – громкое пение)
У: А сейчас постараемся выделить следующую особенность мнп – четкий ритм.
(сравниваем выделение сильной доли в русской песне и мнп)
У: Выучим ритмический рисунок мелодии (использование хлопков)
- Обычный ли для нас с вами ритм музыки? Что особенного вы заметили?
У: Конечно, произошло смещение сильной доли (синкопа). И это тоже является особенностью мордовской народной музыки.
У: Молодцы, но вы помните, что мордовское пение многоголосно?
- Давайте в нашей песне подчеркнем и эту особенность!
У: 1-ую партию, которую мы разучили, исполните вы ребята, а вторую партию исполню я. Итак, постараемся исполнить громко, ритмично как исполняются мнп!
(смешанное исполнение)
У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны .
У: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
У: Какие народные инструменты вы знаете?
У: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
У. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
У: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
У. Ну, вот и завершается наш урок. (используем интерактивную доску)
У: На протяжении всего урока все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!
У: Ребята, на ваших партах лежат медальки «Я-композитор», «Я-исполнитель», «Я-слушатель». Я предлагаю вам сейчас выбрать ту медальку, которая на ваш взгляд, больше соответствовала вашей музыкальной деятельности на уроке. Выбираете для себя медаль, достойную вас.
- Так, кто же у нас больше Слушатель? Композитор? Исполнитель?
У. Я, надеюсь, что вам на уроке понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по народному творчеству для 1 класса фольклорного отделения "Красная горка"
Цель: возрождение белгородских народных традицийЗадачи:1. познакомить учащихся с традициями празднования Красной горки в Белгородском крае2. познаком...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"
Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...
Открытый урок "Мир авторской песни"
Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...
Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...
Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу
Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....
Открытый урок "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительное искусства в 5 классеТема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)Дата проведения: 23 декабря 2019 года...