Открытый урок музыки "Мордовская народная песня"
план-конспект урока по музыке по теме

Макаркина Елена Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок музыки в 4 классе63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока музыки в 4 классе.

Тема: Мордовская народная песня

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: диалог.

Общедидактическая цель (предметная): организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов музыкально-практической деятельности.

Цели и задачи урока:

Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.

Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.

Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

Методы: импровизация, наблюдение, сопоставление, ассоциативный поиск, активный диалог, эмоциональная драматургия, метод актуализации знаний, метод успеха.

Музыкальный материал:

МНП «Масторавась лужакадсь», «Валт, пиземне!»

Ход урока

I. Организационный момент.

Встреча детей:

- Добрый день, ребята!  К уроку готовы? Тогда начинаем наш урок!!!

Введение в тему урока. Презентация

Учитель. Ребята, обратите внимание на экран, прочитаем высказывание «Композитор – имя ему народ» ……….(используем интерактивную доску)

- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)

- Каких композиторов вы знаете?

- В нашем высказывании композитор – это народ.

- Как это понимать?

- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.

Учитель.

- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!

- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?

- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.

Учитель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)

В продолжение фрагмента: ….

У: В песнях мордовских тоже свои кружева и узоры - музыкальные. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.

У.  Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

А теперь давайте,  все вместе произнесем тему нашего урока:  «Мордовская народная песня». 

(используем интерактивную доску)

II. Актуализация знаний учащихся.

У: Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.  

Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Конечно, мы познакомимся с мордовской народной песней.

- А ещё у вас на партах лежат веточки. Веточки необыкновенные, потому что они расцветают только тогда, когда звучит музыка. А для этого нам нужно просто вслушаться в музыку, проникнуться ею. Запомните, музыка поможет веточкам расцветать!

III. Основная часть.

Работа по теме урока.

В старину мокшане и эрзяне любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Они сопровождали человека всю его жизнь. 

У: Так же как и у других народов, эти разнообразные народные песни мордвы  разделяются на жанры.

- Ребята, а какие жанры народной песни вообще вам известны?

- А теперь давайте выясним и постараемся запомнить с вами, на какие жанры подразделяются мордовские народные песни!

Итак, жанры мордовской народной песни: (используем интерактивную доску)

 (заостряем внимание на обрядовых)

-Календарно-обрядовые песни исполняются в определенное время года?

- Ребята, а вы знаете какие-нибудь обряды, народные праздники?

Вот у мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде.

Сейчас я предлагаю для вашего слушания весеннюю календарно-обрядовую песню «Масторавась лужакадсь». (используем интерактивную доску)

- Что – нибудь есть знакомое для вас в названии этой песни?

-  А вы знаете, что означает слово Масторава?

- В этой песне поется о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т.к. сначала бог солнца Чипаз и богиня ветра Вармава обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.

- Ребята будьте внимательными слушателями.  Обратите внимание на особенности её мелодии.

(Слушание песни «Масторавась лужакадсь» в исп. Ансамбля «Торама»)

У: Ребята, похожа на русскую народную? Почему.

Какие особенности в русской музыке?

Д:(Напевность, протяжность, распевность, ровный ритм.)

У: А какие особенности этой мордовской песни вы можете выделить?

- А давайте попробуем нарисовать мелодию. Сначала русскую, потом мордовскую.

(дети рисуют воздушную линию, либо на интерактивной доске)

(Ритм – четкий, острый, упругий. Звучит песня напряженно и громко)

У:  И это  отличительные особенности мордовской музыки.

- Вы обратили внимание в один голос исполняли произведение?

У: Да, песня многоголосная.

Многоголосие также является характерной особенностью мордовской песни.

- Вот видите ребята, нам удалось выявить особенности мордовской народной музыки.

Итак, повторим и постараемся запомнить эти особенности.

(используем интерактивную доску)

У:  Эта песня серьезная, сложная и, ее обычно исполняют взрослые.

- Ребята, а как вы думаете, дети могли участвовать в обрядах?

- Конечно, участвовали и исполняли свои детские песенки. Мелодия у них была простая, незамысловатая.

У: Сейчас, ребята, я вам предлагаю познакомиться с мордовской песенкой-закличкой «Валт, пиземне!»

Карточки с текстом данного музыкального произведения у вас на партах. Позже вы их сможете приклеить себе в рабочую тетрадь. Ну, а пока разбираем текст песни. (читаем – переводим - проговариваем).

У: Ребята, как вы думаете, кого закликают дети?

- В песне мы слышим не только просьбу, но и обещания. Дети обещают дождику подарки (петушка с красивым голосочком, очень сладкий пирог).

- В старину, когда люди обращались с молениями к природным стихиям, например, к дождю, они поднимали руки к небесам и очень громко начинали закликать, в надежде, что дождик обязательно прольется на землю. (используем интерактивную доску)

 - Ребята, давайте представим на мгновенье, что мы с вами сочинители этой песни, мы – композиторы. Какую бы вы сочинили мелодию к этим замечательным словам, не забывая и особенности МНП – упругий, четкий ритм, громкое исполнение. Давайте попытаемся сочинить.(ответы детей)

- Ребята, чья мелодия кажется вам более удачной? Почему? (ответы детей)

У: А сейчас послушайте  песенку-закличку «Валт, пиземне!» Именно так  написал её народ.  (используем интерактивную доску)

 (Слушание песни «Валт, валт, пиземне!» в исполнении учителя)

У: Ребята, сложная мелодия в закличке? Сколько звуков в мелодии использовано?

- Конечно, мелодия построена всего лишь на трех звуках! (РЕ,МИ, ФА,МИ, РЕ)

- Ребята, когда вы сочиняли мелодию, у кого-то в мыслях была подобная мелодия?

- Молодцы! Значит, вы хорошо запомнили особенности МНП.

У: Но прежде чем исполнить эту закличку, мы должны подготовить свой голосовой аппарат, т.е. распеться и правильно подышать. Я вам предлагаю это сделать очень просто. В старину люди использовали часто в исполнении песен различные звуки природы (подрожали голосам птиц и животных).

(используем интерактивную доску)

(выполняют упражнения на дыхание и на развитие артикуляции)

- А сейчас постараемся разучить мелодию, используя текст..

(Дети разучивают мелодию, подчеркивая особенность мнп – громкое пение)

У: А сейчас постараемся выделить следующую особенность мнп – четкий ритм.

(сравниваем выделение сильной доли в русской песне и мнп)

У: Выучим ритмический рисунок мелодии (использование хлопков)

- Обычный ли для нас с вами ритм музыки? Что особенного вы заметили?

У: Конечно, произошло смещение сильной доли (синкопа). И это тоже является особенностью мордовской народной музыки.

У: Молодцы, но вы помните, что мордовское пение многоголосно?

- Давайте в нашей песне подчеркнем и эту особенность!

У:   1-ую партию, которую мы разучили, исполните вы ребята, а вторую партию исполню я. Итак, постараемся исполнить громко, ритмично как исполняются мнп!

 (смешанное исполнение)

У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны .

У: Народные песни часто исполняли  в сопровождении музыкальных инструментов.

У: Какие народные инструменты вы знаете?

У:  Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.

 (Видеофрагмент  - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)

- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?

У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился  оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют  и  мордва, и русские.

- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец,  кто-то играть на инструментах.

Исполнители готовы?

В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет  ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).

У. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!

- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.

- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.

У: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?

- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.

У. Ну, вот и завершается наш урок. (используем интерактивную доску)

У: На протяжении всего урока все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!

У: Ребята, на ваших партах лежат медальки «Я-композитор», «Я-исполнитель», «Я-слушатель». Я предлагаю вам сейчас выбрать ту медальку, которая на ваш взгляд, больше соответствовала вашей музыкальной деятельности  на уроке. Выбираете для себя медаль, достойную вас.

-  Так, кто же у нас больше Слушатель? Композитор? Исполнитель?

У. Я, надеюсь, что вам на уроке  понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по народному творчеству для 1 класса фольклорного отделения "Красная горка"

Цель: возрождение белгородских народных традицийЗадачи:1.    познакомить учащихся с традициями празднования Красной горки в Белгородском крае2.    познаком...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"

Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...

Открытый урок "Мир авторской песни"

Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...

Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....

Открытый урок "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительное искусства в 5 классеТема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)Дата проведения: 23 декабря 2019 года...